Статья
1517 18 марта 2016 12:08

Митингом не обойтись

События «Крымской весны» подвели черту под «постсоветским» периодом и вернули Россию в мировую историю. Политический и идеологический код русской истории был перепрограммирован. Последующие события, включая помощь населению Донбасса, борьбу за соблюдение Минских соглашений и военную кампанию в Сирии – свидетельства становления в стране новой политической нации.

Основоположнику политического сионизма Теодору Герцлю принадлежит компактное, но глубокомысленное определение: «нация — это общность людей в прошлом, объединенная в настоящем против общего врага». Это, безусловно, гипербола – однако всегда в истории общие угрозы, как и общие победы, сплачивали национальную общность. 

Важное психологическое ощущение российского «посткрымского» общества – осознание окончания эпохи стабильности и предопределенности. Это осознание касается не только государственной политики, но и повседневности. Закончился характерный для «тучных» нулевых «сытый» патриотизм, когда казалось, что современный мир – это мир безграничных возможностей, а достигнутые предыдущими поколениями результаты по факту гарантируют привилегированное положения России в мире. Украинский майдан, состоявшийся при поддержке Запада, присоединение Крыма и начало гражданской войны на Донбассе, введение антироссийских санкций США и ЕС четко продемонстрировали – Россия вступила в серьёзное геополитическое противостояние с негарантированным исходом. Стало ясно: отныне будущее страны – дело каждого. И при наличии могущественных врагов России это будущее перестало быть безоблачным. По большому счету, новое психологическое самоощущение российского общества – это сознание страны, вступившей в войну. 

Вступление в эту новую «холодную» войну объединило общество и обусловило удивляющую западных экспертов и раздражающую российских ультралибералов массовую поддержку Путина. Несмотря на усложнение экономической ситуации, рейтинг президента продолжает оставаться беспрецедентно высоким. Объяснение этому одно – нация проецирует на политического лидера коллективное чувство собственного достоинства. 

Успешное возвращение Крыма первоначально воодушевило российское общество и создало ощущение реальности быстрого объединения всех исторических русских земель в единое государство. Первые добровольцы, отправившиеся на гражданскую войну в Донбасс из России, были движимы именно этим чувством. Прочно вошедшее в новый лексикон слово «Новороссия» лингвистически близко «новой России». Возникший общественный патриотический подъем создал ощущение, что эта «новая Россия» доступна буквально «здесь и сейчас», стоит только совершить небольшое усилие.

Но суровая реальность развеяла эти иллюзии. Дальнейшие события показали, что пророссийские движения в других, кроме Донецкой и Луганской, областях Восточной Украины не сумели оправдать завышенных ожиданий: с одной стороны, они оказались слабыми, чтобы противостоять агрессивному фашизирующемуся режиму современной постмайданной Украины, с другой – не смогли определиться со своими конечными целями. Часть радикальных сторонников воссоединения в России даже сформировали относительно малочисленное, но информационно активное сообщество критиков, ставящих в вину российской власти недостаточную решительность. 

Многие недооценили масштаб происходящих в мировой политике событий. По этой причине можно иногда услышать критику российской операции в Сирии, начавшейся спустя год после «Крымской весны». Между тем, «Сирийская осень» – логичное продолжение политики «посткрымской» России, борющейся в первую очередь за свои национальные интересы, а вовсе не реализацию «имперских амбиций».

Во-первых, Россия защищает единственное оставшееся на Ближнем Востоке исторически союзное ей государство, разрешающее размещать на своей территории российские авиационные и военно-морские базы. Демонстративный отказ от союзных обязательств означал бы публичный акт предательства.

Во-вторых, и это даже более важно, чем дипломатические соображения – Россия действует на Ближнем Востоке против своего давнего врага, радикального салафитского фундаментализма. Россия столкнулась с исламистским терроризмом и на Кавказе, и в других регионах. Всем памятны взрывы жилых домов в 1999 году и захват заложников на представлении мюзикла «Норд-Ост» на Дубровке, чудовищный теракт в Беслане. Сегодня значительная часть террористов – выходцев из России – уехала в ИГИЛ (группировка запрещена в России) в надежде принять участие в строительстве «всемирного халифата». 

Победив в Сирии, многие из них вернулись бы в Россию не просто с боевым опытом – но и с победной мотивацией. Трудно предсказать последствия для России такого варианта развития событий. 

Может, кому-то это покажется спорным, но на самом деле Россия провела в Сирии самую настоящую «маленькую победоносную войну» и заставила считаться с собой и США, и ближневосточные арабские монархии. Россия становится в хорошем смысле эгоистичной и начинает не только на уровне правительства, но и на уровне всего общества осознавать свои национальные интересы. Это очень важный момент – т.к. отличие понятия «национальные интересы» от «государственных интересов» в том, что они осознаются всей нацией или, по крайней мере, её абсолютным большинством.

Россия отказывается от иллюзий глобальных идеологических проектов, но при этом предельно жестко борется за свои жизненные интересы. Такое поведение характерно не для идеологической империи, а для полноценного и сильного национального государства.

И фразой-символом, олицетворяющим трансформацию России в национальное государство, безусловно стал термин «русский мир». Это вовсе не этническое понятие, в которое его пытаются трансформировать этнонационалисты. Также это и не абстрактное культурно-цивилизационное понятие, которым можно промаркировать все русскоговорящее сообщество в мире. Последнее уместно для развития гуманитарного сотрудничества, но все же недостаточно для определения нации. «Русский мир» символизирует уход от прежних концепций советского и постсоветского интернационализма, в рамках которых Россия «обязана» в силу своей особой миссии оказывать поддержку другим нациям и государствам в ущерб себе – в обмен на смутные и регулярно нарушаемые обещания поддержать российскую политическую позицию на международных площадках.

«Русский мир» – это мир, который создает вокруг себя и для себя российская нация. Эта новая нация исключает доминирование большого этноса над малыми и тем более «плавильный котел». В центре русского мира не столько русские гены, сколько русская цивилизация. Именно цивилизационно-культурная концепция, концепция «русского мира» вопреки критике сторонников этнической чистоты, оказывается вполне дееспособной даже на уровне обыденной жизни. Можно привести пример Рамзана Кадырова, гордящегося своей принадлежностью к России, но подчеркивающего свою этническую принадлежность. В публичной риторике он не разделяет для себя понятия русский и чеченец, считая себя и тем, и другим. Можно вспомнить о популярности истории «дикой дивизии» в Дагестане и Ингушетии, об использовании «имперского» флага (ставшего в 90-х и 2000-х символом русского националистического движения) болельщиками футбольных клубов республик Северного Кавказа. 

Таким образом, даже на бытовом уровне формируется единая общность, объединяющая этносы – при этом не подавляющая их и не объединяющая их в бесформенную общность. Они особым, можно даже сказать, пока не вполне ясным, причудливым способом вписываются в единое целое новой российской или русской нации. 

По прошествии двух лет со дня возвращения Крыма стал очевиден феномен новой нации как серьёзной силы, требующей в первую очередь обстоятельного разговора и дискуссии политических сил, а вовсе не показных митингов, ярких лозунгов и одноразовых флажков. Нужен разговор о следующих шагах, которые предстоит сделать в ближайшее время. Иначе можно либо прийти не туда, либо вовсе не сделать никаких шагов.

Никита Бабкин,
Генеральный директор Бюро «Стратегические Коммуникации», член Комитета РАСО по политтехнологиям


____________

Читайте также:
  • Порошенко уклоняется от Минска
  • Твёрдая линия
  • Борис Грызлов: Переговоры не должны превращаться в торг

  • Подробности от АК: http://actualcomment.ru/aleksandr-zakharchenko-1603171024.html
    © 2008 - 2024 Фонд «Центр политической конъюнктуры»
    Сетевое издание «Актуальные комментарии». Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-58941 от 5 августа 2014 года, Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-82371 от 03 декабря 2021 года. Издается с сентября 2008 года. Информация об использовании материалов доступна в разделе "Об издании".