Статья
6 Октября 2009 0:01

Московская конференция по Судану

<p>Завершился первый день работы «Международной научно-практической конференции по суданской проблематике», организованной специальным представителем Президента РФ по Судану Михаилом Маргеловым, Институтом Ближнего Востока и Институтом современного развития (ИНСОР).<br />
 <br />
Среди  вопросов, которые обсуждаются на двухдневной конференции: Социально-политические и экономические интересы ведущих мировых держав и стран Африки в Судане; Перспективы развития внутриполитической ситуации в Судане; Референдум о независимости Судана 2011 года: возможные сценарии; Анализ ситуации в Дарфуре: пути решения.</p>
<p>В конференции участвуют спецпредставители по Судану от ООН, ЕС, КНР, Нидерландов, США, Финляндии, Швеции, а также руководители Африканского Союза, Лиги Арабских государств, международных гуманитарных организаций, ректоры высших учебных и научно-исследовательских заведений, в Москву прибыла представительная делегация Судана.</p>
<p>Проблема Судана заключается в том, что в его западной провинции Дарфур с февраля 2003 года не прекращается война. Правительственным войскам и их сторонникам противостоят многочисленные местные группировки, добивающиеся свержения нынешнего президента Омара аль-Башира. Некоторые из них выступают и за независимость провинции от Хартума. В результате конфликта, по оценкам ООН, в Дарфуре погибли более 300 тысяч человек. Суданские власти заявляют, что конфликт унес жизни около 10 тысяч человек.<br />
 <br />
Сейчас воинский контингент Смешанной операции ООН и Афросоюза составляет 13 тысяч человек, или 68% от утвержденной Советом безопасности численности, сообщают РИА Новости.</p>
<p>Россия на данный момент не предоставляет военный или гражданский персонал для этой операции, однако возможность нашего присутствия там обсуждается. Пока российские миротворцы действуют лишь в составе Миссии ООН в Судане (МООНВС), которая занимается поддержанием мира на юге страны. Там дислоцированы 123 российских военнослужащих (главным образом - вертолетчики), еще 19 россиян служат в полицейском контингенте миссии, а кроме того в составе МООНВС - 11 наблюдателей из РФ.</p>
<p>Говоря о предстоящей конференции по Судану, Маргелов отметил, что "в истории ожесточенных конфликтов в этой стране такая конференция в составе политиков, ученых, правоведов проводится впервые".</p>
<p>Он надеется, что мероприятие "поможет участникам конфликта посмотреть на события со стороны и найти пути к примирению". Спецпредставитель российского президента заметил, что "Москва предоставит дружескую и творческую площадку и тем, кто практически занят в умиротворении противоборствующих в Судане сторон, и тем, кого интересуют общие проблемы конфликтологии".</p>
<p>Высказываясь по текущей ситуации в стране, он заметил, что "Судан постоянно требует внимания мирового сообщества: нужны усилия, чтобы активизировать диалог между враждующими сторонами и добиться выполнения хартумского Всеобъемлющего мирного соглашения между Севером и Югом".</p>
<p>Маргелов уверен, что "иного пути умиротворения в Судане пока не просматривается". Он пояснил, что "ситуация осложняется тем, что конфликты в этой стране носят многофакторный характер и суть столкновений порой трудно определить сколько-нибудь однозначно".<br />
 </p>
Комментарии экспертов
<p>Международный форум в Москве следует  увязывать не столько с решением самой проблемы Дарфура, сколько с тематикой определения позиции ведущих международных держав в их деятельности в Африке в целом, и в Судане в частности. Китай, США и Россия имеют довольно существенные интересы в этой стране, что заставляет нас как-то определять линии своей активности в отношении официального Хартума. Связанность игры этих трёх субъектов подтверждает тот факт, что и у Китая, России и США есть специальные представители по Судану. У нас этим представителем является Маргелов, который возглавляет комитет по международным делам в Совете Федерации РФ, а США представляет Грейшен - генерал, который относился к африканскому пулу во внешнеполитической команде Обамы, и сегодня он курирует данный вопрос.<br />
<br />
Я думаю, что предстоящая конференция  не столько зафиксирует позицию  мирового сообщества в отношении  республики и режима Омара аль-Башира, сколько даст ответ на вопрос, готовы ли Китай, Россия и США к большему определению предметной линии своей совместной активности в отношении Хартума. Для России сегодня текущее суданское руководство является вполне приемлемым, потому что с ним можно строить диалог, в том числе и в области военно-технического сотрудничества. Китай вообще традиционно является одним из союзников аль-Башира. На  этом фоне позиция США характеризуется большей жёсткостью, потому что в момент прихода к власти Обамы в его окружении были лица, которые выступали за активное давление на аль-Башира и за введение санкций в отношении Судана. Более того, не исключалась возможность военной интервенции (по проблеме Дарфура). В силу того, что сейчас конфликт находится в латентной стадии и, может быть, недостаточно очевидна его содержательная сторона, американцы изменили свою позицию. Сегодня, кроме скорее декларативного и формального давления, какой-то явной и чёткой линии против руководства Судана они не проявляют.<br />
<br />
Я думаю, что такая позиция США связана, в том  числе, с предстоящими выборами в 2010 году, с самим фактом того, что аль-Башир согласился впервые с 1986 года провести в стране выборы. В силу этого, американцы должны будут определиться с тем, кого они поддержат на предстоящем голосовании. Следует учесть, что они возьмут в основу диверсифицированный подход, то есть будут играть как в поддержку аль-Башира, так и против него, ставя перед собой целью вытеснение Китая из Судана.<br />
<br />
Что же касается непосредственно темы Дарфура, то, на мой взгляд, сейчас её актуальность не столь очевидна, потому что пик этого конфликта пришёлся на 2003-2004 годы. Сейчас большую проблему представляет ситуация на юге Судана, в котором военные действия закончились только в 2005 году. По большому счёту, о полной стабилизации ситуации в этом регионе сейчас говорить трудно, потому что там постоянно происходят, в том числе, и этнические чистки, о которых говорилось и применительно к Дарфуру. Там существует постоянная межклановая и межплеменная борьба, что частично распространяется и центральный Судан.<br />
<br />
То  есть, тема Дарфура даже в ближайшей  перспективе (в том числе в 2010 году, как раз к моменту проведения этих выборов) в состоянии отойти на второй план и, скорее всего, будет замещена проблемой Южного Судана – другого конфликта, более крупного в региональном масштабе. Внимание международного сообщества может переключиться с дарфурской тематики на другие проблемы и вопросы, которые существуют в республике.<br />
<br />
Для режима аль-Бащира эта конференция, ориентированная на согласование общей международной позиции в отношении республики, должна будет выступать в качестве сигнала о том, что как его союзники, так и его оппоненты не хотят отказываться от активного внимания к ситуации в Судане. Более того, они все заинтересованы в выработке единого подхода к вмешательству в ситуацию в стране с целью повышения уровня стабильности внутри Судана.<br />
<br />
Тем не менее, на позиции аль-Башира такая позиция  серьёзно не отражается. Он даже недавно  демонстративно заявил, что постарается решить все проблемы, существующие в республике, самостоятельно и без какого-либо внешнего вмешательства. Он открыто и демонстративно подчёркивает свою независимость, в том числе не реагируя на какие-то сигналы со стороны международного сообщества. В частности, в этом году его признали преступником. Международный уголовный суд фактически лишил аль-Башира статуса неприкосновенности как главы государства. То есть в случае появления руководителя Судана в Европе его могут взять под арест и предъявить обвинения в факте геноцида.<br />
<br />
Я думаю, что в отношении с Суданом будет, скорее всего, организован ливийский сценарий, то есть если аль-Башир сохранит свою власть в следующем году и выразит готовность к сотрудничеству (в том числе и с США) по вопросам Дарфура, по тематике контртеррористической борьбы (на территории Судана существуют и активно действуют исламистские группировки), то, наверное, он может повторить судьбу Каддафи. Он получит определённый уровень легитимации и сможет активно позиционировать себя в качестве руководителя страны, которое многими, в том числе и США, воспринимается как государство, относящееся к числу нестабильных и неблагополучных.<br />
<br />
Для Россия конференция по Судану – это  возможность предложить свою повестку дня в урегулировании ситуации. Мы сегодня откровенно проигрываем и Китаю, у которого есть предметный интерес в Судане в энергетической сфере, и США, которые пока ограничивают свою активность риторикой и обсуждением темы Судана в Совете безопасности ООН. У нас пока только Маргелов активно проводит переговоры, но мы находимся несколько в тени двух более сильных субъектов по данной проблематике - Пекина и Вашингтона.<br />
<br />
Проведением такой конференции Москва в состоянии зафиксировать свою активную вовлечённость в решение проблемы Дарфура, равно как и выстраивание отношений с Суданом. То есть, в случае принятия позитивных решений, направленных на расширение взаимодействия с аль-Баширом, у Москвы появится дополнительный канал для возможного развития диалога с Хартумом в области военно-технологического сотрудничества и взаимодействия в экономической сфере, в том числе и в энергетических проектах.</p>
<p>В современной России с 1991 года не проводилось ни одной серьезной конференции, посвященной проблемам Африки. Это первая конференция по проблемам Судана столь широкого состава. На ней работают не только политики и не столько политики, но и ученые, студенты - будущие дипломаты. Есть важное основание, почему такая конференция проходит именно в Москве. Россия, будучи правопреемницей Советского союза, страна не чужая на африканском континенте. Прошел период, когда нас очень интересовали собственные внутренние дела в ущерб делам международным. Россия возвращается в Африку, возвращается не только по старым следам, но и осваивает новые пути.</p>
<p>Наша задача - помочь стабилизации на этом неспокойном континенте. Вот почему Россия активно участвует в процессе мирного урегулирования конфликтов в Судане. Помимо прочего, Россия примет участие в комиссии по оказанию гуманитарной помощи Судану. Известно, что гуманитарная помощь в какой-то момент оказалась под угрозой в связи с не очень продуманным и не очень своевременным решением уголовного суда выдать ордер на арест президента Судана. Это решение, как известно, не нашло понимания в Африке, и по общему мнению, оно не помогает процессу мирного решения застарелых суданских конфликтов. Россия в Судане выступает с позиций понятных мировому сообществу.</p>
<p>Новейшая история Судана - это практически непрерывная гражданская война. Договор о всеобъемлющем мирном урегулировании, подписанный в 2005 году, на самом деле, по мнению многих экспертов, привел не к миру, а к долго длящемуся перемирию. Перемирия, как известно, вечно длиться не могут. И с каждым годом обеспечивать безопасность гражданского населения, и не только гражданского населения, но и всего государства становится все труднее. А потому речь идет о непременном достижении всеобъемлющего мирного урегулирования в этой стране, и оно должно быть стабильным и бесспорным. Мне в июле этого года пришлось участвовать в заседании Совбеза ООН по теме суданского урегулирования, и я был удовлетворен тем, что проблема Судана - одна из немногих, с которой согласны все члены этой высокой организации. Кроме безусловного выполнения Хартумского соглашения, иного пути к миру нет и не просматривается.</p>
<p>Необходимо обеспечить в будущем году в Судане спокойное, нормальное проведение всеобщих выборов. Это важное для сплочения общества событие, за которым должен последовать следующий шаг - референдум о будущем Южного Судана в 2011 году. К сожалению, сегодня мы констатируем, что и власти Хартума, и власти Южного Судана не смогли согласовать проект закона об этом референдуме, это досадно. Но от решения судьбы юга мирным путем никуда не уйти. Считается, что напряженность обстановки в Судане сегодня определяется во многом как раз положением на юге этой страны. Поэтому не только Дарфур сегодня должен быть в центре нашего внимания, но и то, что происходит на юге. Тем более, что новости, приходящие оттуда настораживают: возобновилась племенная междоусобица, количество погибших только в этом году достигло 2000 человек. Недавно полиция и военные обнаружили в столице юга Джубе в домах мирных жителей множество винтовок, пистолетов, гранатометов, зенитных установок..</p>
<p>И все это, конечно, является новостями, далекими от позитивных. Понятно, что хранимое со времен войны между севером и югом оружие может пускаться в ход и пускается в ход. Недавно на юге в межэтнических столкновениях погибло почти 200 человек, и в основном это были женщины и дети. За этим нападением стояли представители противоборствующих племен. Нерешенные вопросы оставляют все меньше времени для достойной подготовки выборов и референдума о статусе юга. Все чаще говорят об опасности раскола страны. Этому способствует, как мне кажется, и решение международного уголовного суда. Если сегодня Судан лишился бы президента, то вероятность распада страны была бы еще более высока. И разговоры о территориальной целостности страны в этом случае были бы просто забыты. Мирное урегулирование в Судане по общему мнению может опираться только на равноправие центра и периферии. Но это требует очень деликатной работы по преодолению противоречий всех противоборствующих группировок. Полагаю, что этому способствует подписанный в Катаре правительством Судана и повстанцами из движения "За справедливость и равенство" меморандума о взаимопонимании. Мы высоко оцениваем усилия Катара в деле суданского мирного урегулирования. С учетом обстановки мы должны приветствовать буквально каждый такой шаг. Поэтому Россия поддержала и усилия Ливии в рамках катарской инициативы. Будучи председателем Африканского союза, Ливия продемонстрировала высокую эффективность нелегкого посредничества. Тем более, что в деле урегулирования конфликтов нет выученных уроков. Здесь всегда действуют по обстановке, которая меняется ежеминутно.</p>
<p>На миротворческий процесс в Судане влияет и то, что до сих пор не установлены причины самих конфликтов. Одни говорят о противостоянии сепаратистов и центра, другие делают упор на экологическую обстановку, скажем, на нехватку воды, третьи сводят все к дележу нефтяных доходов, четвертые - к техническим столкновениям. Я полагаю, что суданские конфликты - это явление многофакторное.</p>
<p> </p>
<p>Со времени подписания суданскими сторонами всеобъемлющего мирного соглашения и в предшествующие этому событию годы обозначилась ясная тенденция большей вовлеченности международного сообщества в процесс урегулирования в Судане. Безусловно, этапным событием стало принятие в марте 2005 года резолюции Совбеза 1590, которая учредила миротворческую миссию ООН на юге Судана. Такое внимание международного сообщества к суданским делам объясняется не только тем, что Судан - крупнейшее африканское государство, занимающее важное геополитическое положение, но, видимо, и тем, что разрешение полувекового конфликта на юге могло бы послужить примером для урегулирования других кризисных ситуаций в Африке.</p>
<p>И напротив, если не удастся сохранить единство территориальной целостности Судана, то негативные последствия скажутся на всем континенте. Несомненно, большое значение имеет поступательная реализация всеобъемлющего мирного соглашения, определяющего новые контуры государственного и экономического устройства Судана. Выполнение этого фундаментального документа сталкивается с большими сложностями. Речь идет об объективных, вполне объяснимых трудностях, которые суданские стороны стремятся преодолеть и достичь на этом пути непростых компромиссов. Впереди важные события - выборы 2010 года и референдум 2011 года по самоопределению юга. Эти судьбоносные шаги должны завершить переходный период в Судане.</p>
<p>Здесь очень важно, чтобы было реализовано базисное положение соглашения, которое говорит о необходимости обеспечить привлекательность сохранения единого Судана. Но при любых разворотах особое значение будет иметь поддержание мира, безопасности и стабильности во взаимоотношениях севера и юга, а также прилегающих районов. Со своей стороны Россия продолжит помогать урегулированию на юге страны. Очень непростая обстановка и на западе, в Дарфуре. Хотя сейчас конфликт там в военном отношении приобрел вялотекущий характер, обстановка остается крайне сложной, и события там отражают общую ситуацию и в Судане и вокруг него. Тяжелыми остаются социально-экономические и гуманитарные последствия кризиса. Вместе с тем стали появляться предпосылки для восстановления и продвижения Дарфурского политического процесса. Во-первых это происходит за счет эффективной работы международных и региональных посредников, в лучшую сторону меняется ситуация среди дарфурской оппозиции. Речь идет о том, что стали смягчаться позиции ряда группировок по вопросу о перезапуске переговоров с международным сообществом. Мы рассчитываем, что в результате действий посредников их удастся вывести на более-менее согласованные позиции в том что касается возобновления усилий по политическому урегулированию. Мы искренне рассчитываем, что к концу октября этого года переговоры будут не только возобновлены, но и обретут более результативный характер.</p>
<p>Близок к завершению процесс развертывания совместной миссии ООН и Африканского союза в Дарфуре. Эта миссия прежде всего направлена на вопросы контроля и поддержания прекращения огня в Дарфуре. Миссия уже сейчас оказывает существенное воздействие на обставновку в Дарфуре в сфере безопасности. Конечно, это все предпосылки, и надо постараться, чтобы их перевести в практическое русло. Но это зависит, как мы все понимаем, и от взаимоотношений Судана с некоторыми соседями, и в этом смысле было бы важно добиться устойчивой нормализации в отношениях между Суданом и Чадом. Мы исходим из того, что переживаемые Суданом проблемы должны решаться путем конструктивного диалога. И во взаимодействии между ООН, Афросоюзом, Лигой арабских государств с одной стороны и суданскими властями с другой. В этом плане сейчас дела обстоят весьма обнадеживающе, но так было не всегда. Россия будет и дальше вносить свой вклад в урегулирование в Судане.</p>
<p><br />
 </p>
  • вконтакте
  • facebook
  • твиттер

© 2008-2016 НО - Фонд «Центр политической конъюнктуры»
Сетевое издание «Актуальные комментарии». Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-58941 от 5 августа 2014 года. Издается с сентября 2008 года. Информация об использовании материалов доступна в разделе "Об издании".