Московская конференция по Судану
Завершился первый день работы «Международной научно-практической конференции по суданской проблематике», организованной специальным представителем Президента РФ по Судану Михаилом Маргеловым, Институтом Ближнего Востока и Институтом современного развития (ИНСОР).
Среди вопросов, которые обсуждаются на двухдневной конференции: Социально-политические и экономические интересы ведущих мировых держав и стран Африки в Судане; Перспективы развития внутриполитической ситуации в Судане; Референдум о независимости Судана 2011 года: возможные сценарии; Анализ ситуации в Дарфуре: пути решения.
В конференции участвуют спецпредставители по Судану от ООН, ЕС, КНР, Нидерландов, США, Финляндии, Швеции, а также руководители Африканского Союза, Лиги Арабских государств, международных гуманитарных организаций, ректоры высших учебных и научно-исследовательских заведений, в Москву прибыла представительная делегация Судана.
Проблема Судана заключается в том, что в его западной провинции Дарфур с февраля 2003 года не прекращается война. Правительственным войскам и их сторонникам противостоят многочисленные местные группировки, добивающиеся свержения нынешнего президента Омара аль-Башира. Некоторые из них выступают и за независимость провинции от Хартума. В результате конфликта, по оценкам ООН, в Дарфуре погибли более 300 тысяч человек. Суданские власти заявляют, что конфликт унес жизни около 10 тысяч человек.
Сейчас воинский контингент Смешанной операции ООН и Афросоюза составляет 13 тысяч человек, или 68% от утвержденной Советом безопасности численности, сообщают РИА Новости.
Россия на данный момент не предоставляет военный или гражданский персонал для этой операции, однако возможность нашего присутствия там обсуждается. Пока российские миротворцы действуют лишь в составе Миссии ООН в Судане (МООНВС), которая занимается поддержанием мира на юге страны. Там дислоцированы 123 российских военнослужащих (главным образом - вертолетчики), еще 19 россиян служат в полицейском контингенте миссии, а кроме того в составе МООНВС - 11 наблюдателей из РФ.
Говоря о предстоящей конференции по Судану, Маргелов отметил, что "в истории ожесточенных конфликтов в этой стране такая конференция в составе политиков, ученых, правоведов проводится впервые".
Он надеется, что мероприятие "поможет участникам конфликта посмотреть на события со стороны и найти пути к примирению". Спецпредставитель российского президента заметил, что "Москва предоставит дружескую и творческую площадку и тем, кто практически занят в умиротворении противоборствующих в Судане сторон, и тем, кого интересуют общие проблемы конфликтологии".
Высказываясь по текущей ситуации в стране, он заметил, что "Судан постоянно требует внимания мирового сообщества: нужны усилия, чтобы активизировать диалог между враждующими сторонами и добиться выполнения хартумского Всеобъемлющего мирного соглашения между Севером и Югом".
Маргелов уверен, что "иного пути умиротворения в Судане пока не просматривается". Он пояснил, что "ситуация осложняется тем, что конфликты в этой стране носят многофакторный характер и суть столкновений порой трудно определить сколько-нибудь однозначно".
Международный форум в Москве следует увязывать не столько с решением самой проблемы Дарфура, сколько с тематикой определения позиции ведущих международных держав в их деятельности в Африке в целом, и в Судане в частности. Китай, США и Россия имеют довольно существенные интересы в этой стране, что заставляет нас как-то определять линии своей активности в отношении официального Хартума. Связанность игры этих трёх субъектов подтверждает тот факт, что и у Китая, России и США есть специальные представители по Судану. У нас этим представителем является Маргелов, который возглавляет комитет по международным делам в Совете Федерации РФ, а США представляет Грейшен - генерал, который относился к африканскому пулу во внешнеполитической команде Обамы, и сегодня он курирует данный вопрос.
Я думаю, что предстоящая конференция не столько зафиксирует позицию мирового сообщества в отношении республики и режима Омара аль-Башира, сколько даст ответ на вопрос, готовы ли Китай, Россия и США к большему определению предметной линии своей совместной активности в отношении Хартума. Для России сегодня текущее суданское руководство является вполне приемлемым, потому что с ним можно строить диалог, в том числе и в области военно-технического сотрудничества. Китай вообще традиционно является одним из союзников аль-Башира. На этом фоне позиция США характеризуется большей жёсткостью, потому что в момент прихода к власти Обамы в его окружении были лица, которые выступали за активное давление на аль-Башира и за введение санкций в отношении Судана. Более того, не исключалась возможность военной интервенции (по проблеме Дарфура). В силу того, что сейчас конфликт находится в латентной стадии и, может быть, недостаточно очевидна его содержательная сторона, американцы изменили свою позицию. Сегодня, кроме скорее декларативного и формального давления, какой-то явной и чёткой линии против руководства Судана они не проявляют.
Я думаю, что такая позиция США связана, в том числе, с предстоящими выборами в 2010 году, с самим фактом того, что аль-Башир согласился впервые с 1986 года провести в стране выборы. В силу этого, американцы должны будут определиться с тем, кого они поддержат на предстоящем голосовании. Следует учесть, что они возьмут в основу диверсифицированный подход, то есть будут играть как в поддержку аль-Башира, так и против него, ставя перед собой целью вытеснение Китая из Судана.
Что же касается непосредственно темы Дарфура, то, на мой взгляд, сейчас её актуальность не столь очевидна, потому что пик этого конфликта пришёлся на 2003-2004 годы. Сейчас большую проблему представляет ситуация на юге Судана, в котором военные действия закончились только в 2005 году. По большому счёту, о полной стабилизации ситуации в этом регионе сейчас говорить трудно, потому что там постоянно происходят, в том числе, и этнические чистки, о которых говорилось и применительно к Дарфуру. Там существует постоянная межклановая и межплеменная борьба, что частично распространяется и центральный Судан.
То есть, тема Дарфура даже в ближайшей перспективе (в том числе в 2010 году, как раз к моменту проведения этих выборов) в состоянии отойти на второй план и, скорее всего, будет замещена проблемой Южного Судана – другого конфликта, более крупного в региональном масштабе. Внимание международного сообщества может переключиться с дарфурской тематики на другие проблемы и вопросы, которые существуют в республике.
Для режима аль-Бащира эта конференция, ориентированная на согласование общей международной позиции в отношении республики, должна будет выступать в качестве сигнала о том, что как его союзники, так и его оппоненты не хотят отказываться от активного внимания к ситуации в Судане. Более того, они все заинтересованы в выработке единого подхода к вмешательству в ситуацию в стране с целью повышения уровня стабильности внутри Судана.
Тем не менее, на позиции аль-Башира такая позиция серьёзно не отражается. Он даже недавно демонстративно заявил, что постарается решить все проблемы, существующие в республике, самостоятельно и без какого-либо внешнего вмешательства. Он открыто и демонстративно подчёркивает свою независимость, в том числе не реагируя на какие-то сигналы со стороны международного сообщества. В частности, в этом году его признали преступником. Международный уголовный суд фактически лишил аль-Башира статуса неприкосновенности как главы государства. То есть в случае появления руководителя Судана в Европе его могут взять под арест и предъявить обвинения в факте геноцида.
Я думаю, что в отношении с Суданом будет, скорее всего, организован ливийский сценарий, то есть если аль-Башир сохранит свою власть в следующем году и выразит готовность к сотрудничеству (в том числе и с США) по вопросам Дарфура, по тематике контртеррористической борьбы (на территории Судана существуют и активно действуют исламистские группировки), то, наверное, он может повторить судьбу Каддафи. Он получит определённый уровень легитимации и сможет активно позиционировать себя в качестве руководителя страны, которое многими, в том числе и США, воспринимается как государство, относящееся к числу нестабильных и неблагополучных.
Для Россия конференция по Судану – это возможность предложить свою повестку дня в урегулировании ситуации. Мы сегодня откровенно проигрываем и Китаю, у которого есть предметный интерес в Судане в энергетической сфере, и США, которые пока ограничивают свою активность риторикой и обсуждением темы Судана в Совете безопасности ООН. У нас пока только Маргелов активно проводит переговоры, но мы находимся несколько в тени двух более сильных субъектов по данной проблематике - Пекина и Вашингтона.
Проведением такой конференции Москва в состоянии зафиксировать свою активную вовлечённость в решение проблемы Дарфура, равно как и выстраивание отношений с Суданом. То есть, в случае принятия позитивных решений, направленных на расширение взаимодействия с аль-Баширом, у Москвы появится дополнительный канал для возможного развития диалога с Хартумом в области военно-технологического сотрудничества и взаимодействия в экономической сфере, в том числе и в энергетических проектах.
В современной России с 1991 года не проводилось ни одной серьезной конференции, посвященной проблемам Африки. Это первая конференция по проблемам Судана столь широкого состава. На ней работают не только политики и не столько политики, но и ученые, студенты - будущие дипломаты. Есть важное основание, почему такая конференция проходит именно в Москве. Россия, будучи правопреемницей Советского союза, страна не чужая на африканском континенте. Прошел период, когда нас очень интересовали собственные внутренние дела в ущерб делам международным. Россия возвращается в Африку, возвращается не только по старым следам, но и осваивает новые пути.
Наша задача - помочь стабилизации на этом неспокойном континенте. Вот почему Россия активно участвует в процессе мирного урегулирования конфликтов в Судане. Помимо прочего, Россия примет участие в комиссии по оказанию гуманитарной помощи Судану. Известно, что гуманитарная помощь в какой-то момент оказалась под угрозой в связи с не очень продуманным и не очень своевременным решением уголовного суда выдать ордер на арест президента Судана. Это решение, как известно, не нашло понимания в Африке, и по общему мнению, оно не помогает процессу мирного решения застарелых суданских конфликтов. Россия в Судане выступает с позиций понятных мировому сообществу.
Новейшая история Судана - это практически непрерывная гражданская война. Договор о всеобъемлющем мирном урегулировании, подписанный в 2005 году, на самом деле, по мнению многих экспертов, привел не к миру, а к долго длящемуся перемирию. Перемирия, как известно, вечно длиться не могут. И с каждым годом обеспечивать безопасность гражданского населения, и не только гражданского населения, но и всего государства становится все труднее. А потому речь идет о непременном достижении всеобъемлющего мирного урегулирования в этой стране, и оно должно быть стабильным и бесспорным. Мне в июле этого года пришлось участвовать в заседании Совбеза ООН по теме суданского урегулирования, и я был удовлетворен тем, что проблема Судана - одна из немногих, с которой согласны все члены этой высокой организации. Кроме безусловного выполнения Хартумского соглашения, иного пути к миру нет и не просматривается.
Необходимо обеспечить в будущем году в Судане спокойное, нормальное проведение всеобщих выборов. Это важное для сплочения общества событие, за которым должен последовать следующий шаг - референдум о будущем Южного Судана в 2011 году. К сожалению, сегодня мы констатируем, что и власти Хартума, и власти Южного Судана не смогли согласовать проект закона об этом референдуме, это досадно. Но от решения судьбы юга мирным путем никуда не уйти. Считается, что напряженность обстановки в Судане сегодня определяется во многом как раз положением на юге этой страны. Поэтому не только Дарфур сегодня должен быть в центре нашего внимания, но и то, что происходит на юге. Тем более, что новости, приходящие оттуда настораживают: возобновилась племенная междоусобица, количество погибших только в этом году достигло 2000 человек. Недавно полиция и военные обнаружили в столице юга Джубе в домах мирных жителей множество винтовок, пистолетов, гранатометов, зенитных установок..
И все это, конечно, является новостями, далекими от позитивных. Понятно, что хранимое со времен войны между севером и югом оружие может пускаться в ход и пускается в ход. Недавно на юге в межэтнических столкновениях погибло почти 200 человек, и в основном это были женщины и дети. За этим нападением стояли представители противоборствующих племен. Нерешенные вопросы оставляют все меньше времени для достойной подготовки выборов и референдума о статусе юга. Все чаще говорят об опасности раскола страны. Этому способствует, как мне кажется, и решение международного уголовного суда. Если сегодня Судан лишился бы президента, то вероятность распада страны была бы еще более высока. И разговоры о территориальной целостности страны в этом случае были бы просто забыты. Мирное урегулирование в Судане по общему мнению может опираться только на равноправие центра и периферии. Но это требует очень деликатной работы по преодолению противоречий всех противоборствующих группировок. Полагаю, что этому способствует подписанный в Катаре правительством Судана и повстанцами из движения "За справедливость и равенство" меморандума о взаимопонимании. Мы высоко оцениваем усилия Катара в деле суданского мирного урегулирования. С учетом обстановки мы должны приветствовать буквально каждый такой шаг. Поэтому Россия поддержала и усилия Ливии в рамках катарской инициативы. Будучи председателем Африканского союза, Ливия продемонстрировала высокую эффективность нелегкого посредничества. Тем более, что в деле урегулирования конфликтов нет выученных уроков. Здесь всегда действуют по обстановке, которая меняется ежеминутно.
На миротворческий процесс в Судане влияет и то, что до сих пор не установлены причины самих конфликтов. Одни говорят о противостоянии сепаратистов и центра, другие делают упор на экологическую обстановку, скажем, на нехватку воды, третьи сводят все к дележу нефтяных доходов, четвертые - к техническим столкновениям. Я полагаю, что суданские конфликты - это явление многофакторное.
Со времени подписания суданскими сторонами всеобъемлющего мирного соглашения и в предшествующие этому событию годы обозначилась ясная тенденция большей вовлеченности международного сообщества в процесс урегулирования в Судане. Безусловно, этапным событием стало принятие в марте 2005 года резолюции Совбеза 1590, которая учредила миротворческую миссию ООН на юге Судана. Такое внимание международного сообщества к суданским делам объясняется не только тем, что Судан - крупнейшее африканское государство, занимающее важное геополитическое положение, но, видимо, и тем, что разрешение полувекового конфликта на юге могло бы послужить примером для урегулирования других кризисных ситуаций в Африке.
И напротив, если не удастся сохранить единство территориальной целостности Судана, то негативные последствия скажутся на всем континенте. Несомненно, большое значение имеет поступательная реализация всеобъемлющего мирного соглашения, определяющего новые контуры государственного и экономического устройства Судана. Выполнение этого фундаментального документа сталкивается с большими сложностями. Речь идет об объективных, вполне объяснимых трудностях, которые суданские стороны стремятся преодолеть и достичь на этом пути непростых компромиссов. Впереди важные события - выборы 2010 года и референдум 2011 года по самоопределению юга. Эти судьбоносные шаги должны завершить переходный период в Судане.
Здесь очень важно, чтобы было реализовано базисное положение соглашения, которое говорит о необходимости обеспечить привлекательность сохранения единого Судана. Но при любых разворотах особое значение будет иметь поддержание мира, безопасности и стабильности во взаимоотношениях севера и юга, а также прилегающих районов. Со своей стороны Россия продолжит помогать урегулированию на юге страны. Очень непростая обстановка и на западе, в Дарфуре. Хотя сейчас конфликт там в военном отношении приобрел вялотекущий характер, обстановка остается крайне сложной, и события там отражают общую ситуацию и в Судане и вокруг него. Тяжелыми остаются социально-экономические и гуманитарные последствия кризиса. Вместе с тем стали появляться предпосылки для восстановления и продвижения Дарфурского политического процесса. Во-первых это происходит за счет эффективной работы международных и региональных посредников, в лучшую сторону меняется ситуация среди дарфурской оппозиции. Речь идет о том, что стали смягчаться позиции ряда группировок по вопросу о перезапуске переговоров с международным сообществом. Мы рассчитываем, что в результате действий посредников их удастся вывести на более-менее согласованные позиции в том что касается возобновления усилий по политическому урегулированию. Мы искренне рассчитываем, что к концу октября этого года переговоры будут не только возобновлены, но и обретут более результативный характер.
Близок к завершению процесс развертывания совместной миссии ООН и Африканского союза в Дарфуре. Эта миссия прежде всего направлена на вопросы контроля и поддержания прекращения огня в Дарфуре. Миссия уже сейчас оказывает существенное воздействие на обставновку в Дарфуре в сфере безопасности. Конечно, это все предпосылки, и надо постараться, чтобы их перевести в практическое русло. Но это зависит, как мы все понимаем, и от взаимоотношений Судана с некоторыми соседями, и в этом смысле было бы важно добиться устойчивой нормализации в отношениях между Суданом и Чадом. Мы исходим из того, что переживаемые Суданом проблемы должны решаться путем конструктивного диалога. И во взаимодействии между ООН, Афросоюзом, Лигой арабских государств с одной стороны и суданскими властями с другой. В этом плане сейчас дела обстоят весьма обнадеживающе, но так было не всегда. Россия будет и дальше вносить свой вклад в урегулирование в Судане.