Москва небезразмерная
Президент РФ Дмитрий Медведев провел в Горках совещание по проблемам дорожного движения в российской столице. В совещании принял участие новый мэр Москвы Сергей Собянин.
Столичный градоначальник уже неделю работает на посту столичного градоначальника и ежедневно занимается ситуацией на столичных дорогах. Стоит также напомнить, что перед внесением кандидатуры Собянина в Мосгордуму президент среди приоритетов нового мэра назвал именно борьбу с пробками.
Накануне вечером Сергей Собянин решил лично оценить напряженность трафика в столице, проехав по наиболее загруженным участкам в центре Москвы. В четверг в первой половине дня мэр города также провел совещание по проблеме пробок в Москве с участием представителей правительства Московской области, на котором власти Москвы и Подмосковья договорились совместно решать этот вопрос.
Руководство Москвы, Московской области и Минтранс РФ создают координационный совет по развитию столичного транспортного узла, отметил мэр Москвы на совещании у президента РФ по проблемам дорожного движения в столице.
«Мы начали решение вопроса дорожного движения с координации действий по развитию транспортного узла между министерством транспорта и Московской областью и Москвой. Мы договорились о создании координационного совета по разработке и реализации программы развития транспортного узла», - сказал Сергей Собянин.
Мэр Москвы проинформировал главу государства о том, что координационный совет возглавит министр транспорта Игорь Левитин, а руководители Москвы и Московской области направят в него своих первых заместителей.
«Под этим координационным советом необходимо будет создать дирекцию. Форму этой дирекции мы обсудим в ближайшее время», - добавил Собянин.
Кроме того, по его словам, достигнута договоренность с областью о создании единого диспетчерского центра управления движением транспортного узла Москвы и Московской области. «Без создания такого единого центра регулирование движения сегодня практически невозможно», - признал мэр Москвы.
В ближайшее время в Москве начнется снос самостроя, возведенного вдоль дорог без разрешения Мосархитектуры.
«Только по первому анализу, сделанному по моему поручению, у нас около 600 самостроев, сделанных вдоль дорог. Это небольшие ларьки, павильоны, которые были построены без разрешения Мосархитектуры», - сообщил мэр Москвы Сергей Собянин на совещании у Дмитрия Медведева.
Собянин подчеркнул, что «эти самострои, естественно, влияют на возможности расширения дорог, съездов и так далее». «В ближайшее время будет создана программа по ликвидации этих строений», - заявил столичный градоначальник.
Он также сообщил, что за неделю, прошедшую с момента его вступления в должность мэра, удалось провести анализ узких мест, затрудняющих движение в городе. «Мы насчитали 1500 таких мест. Устранение этих узких мест, создание дорожных развязок, съездов, радиусов закругления, снос временных строений - все это вместе даст программу первоначальных мер, финансирование которых будет обеспечено в ближайшее время», - подчеркнул Собянин.
Дополнительные полосы движения для общественного транспорта будут выделены в первоочередном порядке; машины, припаркованные вдоль дорог, необходимо убирать.
«То, что можно будет сделать для выделения дополнительных полос для общественного транспорта без дополнительного строительства, будет сделано в ближайшее время», - сказал Сергей Собянин.
Мэр Москвы согласился со словами министра транспорта Сергея Левитина о необходимости программы строительства в Москве гаражей и паркингов в центре города. «Мы видим, что улицы с двух сторон запружены автомобилями и сужены, как минимум, на две полосы», - отметил Собянин.
«Это серьезный резерв (для облегчения дорожного движения). Здесь нужно наводить серьезный системный порядок, но не только административными мерами, но и строительством новых площадей для размещения автомашин», - сказал мэр.
Он также считает необходимым «выводить из города оставшиеся таможенные терминалы, грузовые терминалы железной дороги, логистические терминалы».
«У нас около 70% складских помещений России сосредоточено в Москве. Такой объем логистической перевалки невозможно обеспечить на таком маленьком пятачке», - подчеркнул мэр.
Он также заявил, что в Москве должна быть создана интеллектуальная система управления автомобильным движением, основанная на лучшем зарубежном опыте.
«Необходимо создание интеллектуальной системы с привлечением международного опыта. Такого проекта сегодня в Москве нет, но его нужно заказывать», - сказал Собянин.
Он признал, что на это потребуется время. Вместе с тем, по его словам, необходимо привести в порядок управление уже имеющимися в столице светофорами.
Как сообщил Собянин, сегодня из 2050 светофоров в столице централизованно управляются только 300. «В течение пяти лет в это хозяйство не вкладывалось ни копейки», - подчеркнул он.
Мэр также отметил, что намерен безотлагательно заняться вопросами строительства пешеходных переходов. По его словам, уже готово 50 проектов таких переходов, 112 находятся в стадии разработки. «Их проектирование мы ускорим, начнем строить переходы в первоочередном порядке, чтобы освободить проезжую часть», - сказал он.
Столичный градоначальник поддержал и идею разгрузки МКАД от грузового транспорта, отметив, что сегодня около 30% автомобилей на кольцевой дороге - это грузовики.
По мнению Дмитрия Медведева, «исковерканная дорожная ситуация» в городе – это наследство от прежних властей Москвы.
«Нам придется с этой ситуацией разбираться в том виде, в котором она есть. Мы сейчас не можем сносить новые дома, которые были построены бездумно и беспощадно для самих жителей и окружающей среды», - заявил глава государства и еще раз подчеркнул: «Ситуация исковеркана, но ей придется заниматься».
Президент предупредил, что для решения проблемы организации дорожного движения нужны комплексные меры. «Приоритетом не могут быть не только административные меры, не только нормативные меры, не только деньги», - пояснил он.
«Я помню слова Вашего предшественника: дайте пару триллионов рублей - я все решу. Всем понятно, что это способ не решать», - заявил президент РФ, обращаясь к мэру столицы Сергею Собянину.
Дмитрий Медведев заявил, что нормализация движения в Москве станет тестом на дееспособность всей власти.
«Я специально собрал сегодня всех в таком составе - руководителей правительства, служб, правоохранительных органов, потому что Москва - это модельная ситуация», - сказал глава государства на совещании по организации дорожного движения в столице.
По его мнению, «наша способность решить эту проблему - это не только задача Сергея Собянина, который является мэром, а всей страны». «Это тест такой на дееспособность власти», - подчеркнул глава государства.
Президент сказал, что «это сложная задача, поэтому ее надо решать всем, а не новому мэру одному, и не Собянину вместе с министром (транспорта) или губернатором Московской области». «Все должны заниматься», - заявил Медведев.
На его взгляд, «несмотря на то, что это региональная проблема, она должна быть на контроле у федеральной власти».
Президент признал, что «эта задача не решается в одно движение, но она в целом решается»..Медведев сослался на «опыт крупных мегаполисов, где тоже очень непросто, но там все гораздо более рационально».
«Я поручаю правительству России, мэру Москвы, губернатору Московской области в координации с министерствами и ведомствами подготовить окончательный вариант комплексного решения этой проблемы», - заявил глава государства. При этом он особое внимание обратил на «правоохранительную составляющую».
«Здесь есть, чем позаниматься, есть серьезные проблемы в организации дорожного движения», - обратился он к представителям МВД.
Глава государства советует при разработке плана концентрироваться на небольших вопросах. «Есть малые вещи, действия, которые сами по себе не приведут к радикальным изменениям ситуации, но которые могут улучшить ситуацию», - подчеркнул Медведев.
Президент заявил, что будет держать под личным контролем налаживание дорожного движения в Москве.
«Решение этой задачи я буду держать на личном контроле», - сказал Медведев, пояснив, что «такое внимание президента и правительства к Москве связано и с тем, что это модельная ситуация, огромное количество людей проживают в Москве, и с тем, чтобы двинуться к решению более сложных задач».
«Легко провозгласить временный мораторий на предоставление земель под строительство крупных торговых центров и складских объектов. Но даже в московском правительстве большое количество людей, своя бюрократия. Сами понимаете, что будет происходить», - обратился президент к участникам встречи. «Мы посовещаемся, а в итоге новые терминалы, новые торговые помещения, склады, будут открываться и открываться», - сказал он.
«Москва небезразмерная!» - предупредил Дмитрий Медведев.
Днем в четверг в мэрии Москвы также прошло совещание по дорожной ситуации в городе. На нем столичный градоначальник отметил, что для решения проблем пробок в Москве необходимо строить парковки и развивать общественный транспорт.
«Посмотрите, что делается в центре города. Практически машины возле бордюра стоят в два ряда везде. При этом мы начинаем строить новые улицы. А что толку-то их строить, если мы на старых улицах, действующих, не можем навести порядок. Бессмыслица полная», - сказал Собянин после осмотра в среду вечером строящейся дорожной развязки в районе Белорусского вокзала.
В этой связи, подчеркнул мэр Москвы, «нужно в первую очередь деньги и ресурсы направить на то, чтобы создать нормальные условия для людей, чтобы они могли парковаться».
По его словам, парковка не должна быть бесплатной и «административные санкции должны быть за то, что вовремя в нужном месте не паркуют». «Но это комплекс задач: а - парковки, б - общественный транспорт и в - уже потом дорожное строительство», - подчеркнул Собянин.
«Парковки, общественный транспорт и лишь затем, начало дорожного строительства», - сформулировал он порядок действий при реализации инфраструктурных проектов в столице.
Проблема с автомобильными пробками в Москве должна быть решена в обозримом будущем, заявил главный госавтоинспектор РФ Виктор Кирьянов журналистам в Петербурге в четверг.
«Ущерб от пробок только в Москве превышает 38 миллиардов рублей. Поэтому этот вопрос требует скорейшего решения», - сказал Кирьянов, не уточнив период, за который накопился такой ущерб, передает «Интерфакс».
По его словам, решение этой проблемы уже активно обсуждалось с новым мэром столицы Сергеем Собяниным.
«В послекризисный период проблема пробок станет острее, так как к концу 2010 года мы ожидаем, что прирост автомобилей на российских дорогах превысит 1 миллион», - отметил Кирьянов.
Как ранее отмечали «Актуальные комментарии», вечером в среду Сергей Собянин провел ознакомительный объезд города с целью выяснить ситуацию с пробками в Москве и проинспектировать болевые точки столичной дорожно-транспортной сети.
Он осмотрел в «час пик» с крыши 14-этажного здания один из самых напряженных транспортных узлов столицы - площадь Белорусского вокзала, где продолжаются строительные работы в рамках проекта «Большая Ленинградка». Затем он попытался проехать по Садовому и Бульварному кольцам, что даже для кортежа большого чиновника оказалось достаточно затруднительно.
Собянин, будучи еще кандидатом в мэры, обозначил главные приоритеты свой работы, среди которых - «разрубить» гордиев узел московских пробок. Он пообещал не только разработать комплексную программу по решению транспортной проблемы в столице, но и создать в следующем году специальный дорожный фонд. При этом, реализация всех крупных транспортных проектов - Большая Ленинградка, Четвертое транспортное кольцо - в городе будет продолжена. Собянин также предложил «в разы» увеличить расходы столичного бюджета на 2011 год в части транспорта, так как они «не соответствуют решениям проблем, стоящих перед городом», передает ИТАР-ТАСС.
Вообще, проблему пробок как таковую решать очень дорого. Но пропускную способность московских магистралей на 20-25% увеличить можно.
Для этого необходимо наладить автоматизированную систему на светофорах, расширить съезды с Третьего кольца, экспериментально посмотреть конкретные детальные развязки. На моделях подсчитано, что на 20-25% пропускные способности московских магистралей в этом случае повысятся. Это означает, что пробки сократятся в разы.
Для решения проблемы пробок нужно иметь волю и желание. Договориться, например, с ФСО, чтобы они перекрывали магистрали не за полчаса до проезда высшего руководства, а меньше. Для этого надо провести обучение тех, кто руководит системами управления движением, чтобы они строго соблюдали существующие нормы и т.д. Это всё известно, и это возможно сделать.
Во главе этого дела нужен человек, который хотел бы решать эту проблему и понимал, что это - его миссия, что с него за это спросят. Тогда он найдёт экспертов, найдёт небольшие деньги, которые на это нужны... В некоторых случаях он обратится в суд за сносом каких-то палаток и павильонов, которые сооружены незаконно, и из-за этого нельзя расширить дорогу. В некоторых случаях надо перепланировать бульвары…
Это всё очень конкретно. Нужно просто садиться, день и ночь работать с экспертами. Денег это стоит копейки. Другой вопрос, что при Лужкове это не решали, потому что было неинтересно. Интересны были проекты, которые стоили миллиарды и десятки миллиардов... А если человек будет решать проблему развязок, он их развяжет.
При уровне связей и поддержки Собянина никакой проблемы договориться с федеральными властями нет. Это будет, конечно, необходимо. Целый ряд вопросов требует федеральных решений, в том числе надо договариваться с ФСО, нужно менять нормативные согласующие документы, там много всего. Если Собянин будет понимать, что это вопрос его политического выживания, то он эту проблему решит.
К сожалению, для решения проблемы пробок нужно много времени, потому что большинство территорий, пригодных для прокладки дополнительных связывающих улиц между радиусами основных магистралей, уже застроено. Поэтому тут малым временем не обойтись, но сегодня этого времени нет.
Что можно сделать сейчас? Во-первых, действительно, наконец договориться с областью о нормальном расширении направлений там, где это необходимо, чтобы не происходил затык (по крайней мере, до 50 км). А внутри города это, прежде всего, вопрос организации движения, которая пока из рук вон дурная.
В ряде узловых мест «гордиев узел» режется простыми вещами: грамотным растаскиванием остановок троллейбусов, автобусов, маршрутных такси и входов из метро (иногда речь идёт о том, что надо передвинуть стоянки на 100 метров, и все стабилизируется), более чёткой организацией работы светофоров, реагирующих на движение, кое-где развороты, где-то неоправданный запрет поворота направо, где-то нет круговой развязки и т.д.. Эти простые вещи требуют внимательного прощупывания по каждому из наиболее тяжёлых узлов, экспертного обсуждения и принуждения нашей дорожной полиции к тому, чтобы она занялась своим основным делом.
Для этого средств не требуется, кроме каких-то затрат типа переноса светофора. Ещё важно всё это согласовать с ГИБДД, что потребует организационных усилий.
То, что речь идёт о возможности ускорения совместной работы по внешнему кольцу – вопрос, конечно, не сиюминутный. Чем быстрее он будет сдвинут с места, тем лучше. Это ключевая проблема города.
Попробовать решить проблему пробок раз и навсегда также возможно, но для этого придётся увеличить поверхность дорог втрое. Как вы понимаете, это задача не на год и не на десять лет. Так что пока чудес ждать не следует. Но это не значит, что нельзя сделать ничего, в том числе отказаться от ряда сильно утяжеляющих проблему проектов, которые уже были сделаны. Надеюсь, что это коснётся, например, Пушкинской площади, которая способна надолго парализовать полгорода.
Всё это требует скучной, повседневной, тягомотной работы, которая не решит проблемы в целом, но шаг за шагом продвигаться можно. Думаю, что энергии мэра на это хватит.
Президент выразился очень верно про модель Москвы как города, показывающего проблему поселений всей России. Дело в том, что в Москве действует система, характерная для России.
Пока наши поселения находились полностью на контроле государства, проектировались только с ведома государственных служб и предприятий, это приводило к таким моментам, с которым мы сейчас не можем справиться – например, промышленные города с хрущевками-коробками и с развязками, которые сейчас не выдерживают нагрузку транспорта. Но это не только проблема государственного регулирования, но и проблема времени – кто в Советском Союзе мог предположить, что практически у каждого гражданина страны к 2010 году будет машина.
В 90-х годах мы впали в другую крайность – очень большой процент строек стал контролироваться частниками. В тот период государство достаточно мало обращало внимание на плановое строительство городов, да на это и не было никаких средств – надо было делать элементарный ремонт, на который тоже не хватало никаких денег. Тогда только вырабатывалась политика взаимодействия малых и крупных предприятий с государственными, как вместе увязывать взаимодействие частных архитектурных фирм и государственных контрольных служб, поэтому, естественно, эти проблемы есть в любом городе.
Точечная хаотичная неурегулированная застройка, проблемы с не выдерживающей нагрузки транспортной сетью, проблемы с нерациональным использованием городской земли – все эти проблемы есть в любом городе, поэтому, разработав одну единую схему для Москвы, мы сможем таким же образом попытаться решить те же вопросы, которые остро стоят в других городах.
Что касается конкретно столицы – естественно, проблема транспорта – проблема, остро стоящая и связывающая в себе много маленьких проблем. Проблема с транспортом - это и проблема в коррупцией, и проблема с градостроительной ситуацией, которая до сих пор у нас достаточно спорная. Собянин уже обращал внимание на то, что идея, предложенная Юрием Лужковым по новому градостроительному плану, еще стоит для него под вопросом и он думает о корректировке этого плана. Это все сводится к одной проблеме – к проблеме транспорта. Если город построен неправильно, если он функционирует неправильно, то в первую очередь стопориться движение – и наземное и подземное.
Это касается и метро, в котором сейчас возникают такие же пробки, как и на дорогах – я лично передвигаюсь подземным транспортом и каждый день стою по 10 минут на переходе к эскалатору от одной станции до другой. Это задерживает движение и вызывает негодование. Проблема метро тоже существует, и непонятно пока, как ее решать – строительством ли новых станций или оптимизацией существующей ситуации – это тоже большой вопрос, который тоже еще надо будет рассматривать. Я думаю, что мэр и президент сейчас наметили общие вектора, предстоит большая работа, с наскока это все не решается, нужно все детально продумать, поэтому на выработку оптимального решения потребуется какое-то время.
Проблема организации дорожного движения в российской столице встала так остро, что фактически никакими мерами в ближайший год-два эту проблему разрешить не удастся, хотя бы потому, что Москве не хватает 400 километров дорог, а строить их негде. Одно из предложений чиновников - запускать работу в разное время: одни приезжают в 8 утра, другие приезжают в 11. В своё время эта идея уже провалилась, все стали приезжать чёрт знает во сколько, чуть ли не к обеду. Нашим стадом, к сожалению, очень трудно управлять даже в приказном порядке, а само стадо этого не понимает.
В ближайшие два года проблему невозможно будет решить без главного – строительства новых дорог. Когда идеи Собянина будет проваливаться, а это неизбежно, потому что эта проблема практически неразрешима никакими безболезненными методами, тогда, я полагаю, будут приняты крайние меры. Например, ограничение въезда в город машин по каким-либо признакам (по чётным дням ездят машины с чётными номерами, по нечётным - с нечётными). Может быть, будет введён катастрофический транспортный налог в Москве, который просто сделает невыгодным владение транспортным средством.
То есть, чтобы добить решение этой проблемы, будут приниматься непопулярные кровавые методы. Бескровными методами, которыми Собянин сегодня пытается решить проблему, её решить невозможно. Поэтому когда идея будет проваливаться, ей на смену придут кровавые способы, всевозможные ограничения, которые вызовут колоссальные протесты.
Наверняка это поднятие транспортного налога, чтобы вообще невыгодно было владеть машиной. Может быть, платные дороги, какие-то иные способы ограничения права управления транспортным средством. Трудно предположить, как это будет, но это будет кроваво, потому что сегодня придуманные им бескровные меры не способны практически ни на что. Значит, будут кровавые, но они придут к нам через год. С одной стороны, они способны будут как-то облегчить, а, с другой стороны, вызовут массовые протесты.