Статья
1721 24 июля 2017 9:38

Наблюдение войны

Фильм «Дюнкерк» Кристофера Нолана, посвященный спасению окруженной немцами группировки союзников в ходе Второй Мировой войны, хорош тем, что он практически полностью снимает с жизни идеологический слой, как и слой избыточной рефлексивности. Картина просто показывает, как ведут себя люди в экстремальной ситуации. Ведут себя они вот так, а не иначе — нечего от них ждать ни большего, ни меньшего. В этом смысле Нолан — вполне наследник традиции Хемингуэя.

Это чистая феноменология войны, без оценочной сетки, идеологии, пафоса, осуждений (за незначащими исключениями). Есть враг — он показан исключительно как источник угрозы, смерти. Есть свои — они показаны как источник поддержки, спасения; хотя и может быть наоборот, когда места в шлюпке уже не хватает. Никто из этих двух сущностей не нагружен дополнительными смыслами. Характерно, что герои фильма крайне мало говорят, особенно на темы, которые выводят их за рамки данной ситуации: не проклинают, не молятся, не обличают и заверяют. Они находятся только в сфере непосредственного опыта:

• Откуда вы знаете, что начался прилив?
• Тела выносит на берег.

«Дюнкерк» показывает, что невозможно все вписать в одну логику. В каждом месте она своя. От солдата, который спасает свою жизнь, не стоит ждать следования стратегемам генералов. Одно место с носилками на корабле занимает восемь стоячих мест — из какой логики здесь принимать решение о спасении? Англии надо сохранить флот, но надо и вывозить солдат из ловушки, рискуя флотом. Люди внутри одной системы координат не слышат людей в другой — это норма.

Точно так нет единого времени. Показано, что время лишено линейности и одномерности. В воздухе оно одно, на суше другое, на воде третье, да и в каждой голове течет по-разному. Банальная идея, но воплощена красиво. Можно вообще сказать, что «Дюнкерк» — это фильм об интенсивности переживания времени, пределах его спрессованности.

Отсутствие в картине единого, доминирующего смыслового центра позволяет принимать человека таким, каким он по сути является внутри собственной ситуации. А это делает «Дюнкерк» типичным гуманистическим европейским фильмом, поскольку гуманизм и есть принятие человека со всеми особенностями и отклонениями от заданной (кем и на каких основаниях?) нормы. Этот фильм не делает зрителя лучше, возвышеннее; он просто позволяет быть собой, не стесняться своего страха, но и понимать при этом, что спрос будет — в первую очередь перед самим собой.

Алексей Фирсов, основатель Центра социального проектирования «Платформа» специально для «Актуальных комментариев»


© 2008 - 2024 Фонд «Центр политической конъюнктуры»
Сетевое издание «Актуальные комментарии». Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-58941 от 5 августа 2014 года, Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-82371 от 03 декабря 2021 года. Издается с сентября 2008 года. Информация об использовании материалов доступна в разделе "Об издании".