Статья
470 9 Октября 2014 17:48

Начало долгого пути

Уже в ноябре жители Донбасса смогут реализовать право на демократическое избрание собственных политических руководителей, борьба за которое стала одной из причин военных действий в регионе.

В течение месяцев с момента событий на Майдане полностью легитимной власти на территории Донетчины и Луганщины фактически не существовало. Результаты противоречившей Конституции февральской «еврореволюции» не были признаны местным населением; отказались луганчане и дончане и от подчинения Петру Порошенко, сделавшему поначалу ставку на силовое подавление восстания; наконец, сами руководители ДНР и ЛНР по понятным причинам не имели возможности пройти через процедуру всенародного избрания.

Это обстоятельство, разумеется, не отменяет того факта, что Александр Захарченко и Игорь Плотницкий пользуются доверием на местах и даже воспринимаются Киевом в качестве полноценных партнеров по переговорам. Но окончательное определение формата самоуправления Донбасса невозможно без юридического закрепления декларируемого народовластия посредством прозрачных и поддерживаемых жителями электоральных процедур.

От того, насколько открыто, организованно и конкурентно пройдут выборы глав и парламентов республик, зависит и международное восприятие событий на юго-востоке Украины. Даже наиболее последовательным противникам самоопределения Донбасса трудно будет игнорировать тот факт, что его население без запугивания, угроз и принуждения пришло на избирательные участки и проголосовало за представителей наиболее ярких и эффективных политических сил.

Добившись скорейшей реализации народного волеизъявления, ДНР и ЛНР получат важнейший аргумент в борьбе за то, чтобы их позиция была услышана в мире. Однако им следует учесть, что без должного освещения и информационного сопровождения результаты демократических процедур нередко теряют свою ценность.

На постсоветском пространстве подобное положение вещей во многом является аксиомой. Например, у непредвзятых наблюдателей давно не вызывает сомнений открытость и конкурентность регулярно проходящих выборов в Абхазии, Южной Осетии и Приднестровье, однако неспособность их правительств адаптироваться к условиям существования в глобальной информационной среде привела к устойчивому игнорированию этих процессов международным сообществом.

Образ ДНР и ЛНР в глазах мирового общественного мнения сегодня и вовсе отличается преобладанием пропагандистских штампов и клише, ставших следствием как целенаправленных усилий Киева, так и собственных ошибок ополченцев. Ноябрьское голосование в этих условиях имеет шансы стать первым шагом для формирования принципиально нового восприятия республик — если не странами ЕС и Северной Америки, то хотя бы азиатскими, латиноамериканскими и ближневосточными государствами. К сожалению, сейчас новости о позитивных особенностях местной предвыборной гонки — будь то регистрация различных политических движений или создание свободных условий для агитации — практически не выходят за пределы региона, и даже в России обсуждаются недостаточно активно.

Между тем легитимизация политических институтов Донбасса в глазах как его жителей, так и внешних наблюдателей будет иметь серьезное влияние на ход дальнейших переговоров в Минске. Уже опираясь на очевидную поддержку со стороны своих избирателей, лидеры республик смогут значительно увереннее чувствовать себя в ходе встреч с киевскими эмиссарами, выдвигая новые условия и требования. Например, претворение в жизнь обозначенного в минском протоколе пункта о принятии закона об особом статусе пока что планировалось и обсуждалось только в одностороннем порядке — администрацией Порошенко и Верховной Радой — словно мнение самих дончан и луганчан по данному вопросу не имеет никакого значения.

Не исключено, что победившие на выборах лидеры смогут представить Киеву собственное видение этого закона, как и всей юридической базы отношений украинских властей с неподконтрольными районами юго-востока. Высказанное в сентябре предложение Андрея Пургина о необходимости послевоенного восстановления экономических, культурных и социальных связей Украины и народных республик может стать позитивной отправной точкой для подобных консультаций.

Но во многом сценарий развития событий по-прежнему зависит от того выбора, который вскоре сделают жители мятежных регионов — в частности, от того, кому из кандидатов они доверят собственную судьбу. За время противостояния столице на Донбассе проявили себя десятки талантливых военачальников и стратегов боевых операций; их вклад в отстаивание идеи самоопределения юго-востока стал важнейшим аргументом, убедившим президента Украины перейти к осуществлению мирного плана.

Однако умение отличиться на поле боя и способность управлять промышленностью, экономикой и социальной сферой далеко не всегда сочетаются друг с другом. В ближайшее время в ДНР и ЛНР должен будет пройти сложный и иногда даже болезненный процесс перетекания всей полноты власти от полевых командиров к гражданским руководителям. Учитывая то обстоятельство, что в боестолкновения были вовлечены многочисленные автономные группы и добровольческие отряды, далеко не все ветераны донбасской войны согласны с перспективой нахождения на обочине политических процессов или встраивания в некую вновь создаваемую вертикаль. Многие из них потеряли родственников и близких людей, некоторые побывали в плену, где подвергались пыткам и издевательствам, и им психологически трудно адаптироваться к мирной жизни.

У иных фигур проснулись нездоровые амбиции, успешно используемые российскими маргинальными националистическими организациями. В своем неприятии идеи грядущих выборов подобного рода персонажи фактически подыгрывают Киеву, зачастую используя те же аргументы, что и их недавние противники из украинской столицы: например, один из бывших министров обороны ДНР после назначения даты голосования назвал его «фикцией» и подключился к кампании по дискредитации бывших единомышленников по донбасскому сопротивлению.

Очевидно, что для построения стабильной и лишенной насилия жизни в регионе лидерам народных республик необходимо добиваться уменьшения влияния такого рода экстремистов и авантюристов на настроения своих сограждан. Лишения и потрясения, через которые прошел за последнее время юго-восток, окажутся напрасными, если построение стабильности на его территории будет подрывать собственная «партия войны», аналогичная киевской. Нельзя забывать о том, что отдельные украинские руководители с нетерпением ждут расколов и внутренних дрязг в ДНР и ЛНР, которые позволят национал-радикалам и близким к ним силам в Раде и правительстве дезавуировать ранее достигнутые договоренности.

При этом важно, чтобы люди, баллотирующиеся в законодательные и исполнительные органы власти республик, воспринимали предвыборную борьбу не как средство достижения краткосрочных политических результатов, а как начало долгого и непростого пути к построению государственности на подчиненных им территориях. Они должны учесть исторический опыт других подобных образований, показывающих, сколь опасными могут быть эйфория и самоуспокоение на волне первых успехов.

Показателен пример палестинского лидера Ясира Арафата, добившегося к 1993 году проведения переговоров с Израилем и создания автономии, взявшего в руки бразды правления, но в итоге поставившего свой народ на грань катастрофы. Менее чем за десятилетие его движение «ФАТХ» растеряло поддержку среди населения, допустило превращение Палестины в оплот террористических группировок и не смогло предотвратить начало так называемой Второй интифады, жертвами которой стали тысячи человек.

Бесспорно, в отличие от того же Арафата (создававшего в 1960-1980-х гг. квазигосударственные анклавы в Иордании и Ливане), не имеющим значимого политического опыта руководителям донбасского восстания будет непросто освоить свои новые социальные роли. Однако политическая дальновидность и стратегическое мышление, которые позволили Захарченко и Плотницкому добиться диалога с Киевом и прекращения огня, показывают, насколько серьезным потенциалам обладают и они сами, и многие другие публичные фигуры Донбасса — например, основатель движения «Донецкая республика» Андрей Пургин и глава Компартии ДНР Борис Литвинов, которые, в отличие от многих соратников, долгое время были вовлечены в областную общественную жизнь. В конце концов, создатели современной государственности в Абхазии (Владислав Ардзинба), Южной Осетии (Торез Кулумбегов) и Приднестровье (Игорь Смирнов) также пришли в политику незадолго до провозглашения этими республиками независимости, но уже на волне борьбы за нее превратились в национальных лидеров, обладающих непререкаемым авторитетом. Не исключено, что, как и в упомянутых постсоветских образованиях, из числа местных активистов и опытных профессионалов-управленцев вскоре также выдвинутся новые фигуры, способные решить стоящие перед ДНР и ЛНР амбициозные задачи.

А сделать предстоит немало: в первую очередь, новые власти столкнутся с необходимостью устранения внутренних угроз безопасности. Одним из печальных итогов произошедших событий войны стало ожидаемое превращение региона в питательную среду для контрабандистов, рэкетиров и аферистов, с целью противодействия которым в республиках должны появиться работоспособные правоохранительные органы — их ряды могут пополнить и многие ветераны войны.

Речь идет не только о безопасности жителей данных территорий, но и о значимости скорейшей декриминализации экономики, без осуществления которой о быстром восстановлении Донбасса придется забыть. Ликвидировать беззаконие и вернуть в города и села порядок позволит возобновление работы ключевых предприятий, невозможное без достижения компромиссов с их собственниками, например, с Ринатом Ахметовым, и менеджментом, годами налаживавшим эффективную работу.

Только появление в ДНР и ЛНР достаточного количества рабочих мест снимет с повестки дня вопрос о поиске лишенными заработка дончанами и луганчанами не всегда законно нажитых средств к существованию. Воссоздание ключевых объектов региональной инфраструктуры сыграет основную роль в наполнении бюджетов республик, и, в итоге, в деле реализации критически важных социальных программ. По всем этим направлениям будущим властям следует нацелиться исключительно на быстрые, прорывные результаты — отсутствие таковых, в противном случае, станет очевидным не только внешним наблюдателям и западным СМИ, но и местному населению, которое в итоге может превратиться в привлекательный объект для манипуляций со стороны Киева.

Наконец, не должна после выборов отходить на второй план и работа по поддержанию имиджа самопровозглашенных образований. На сегодняшний день как деятельность в информационном пространстве, так и международная активность ДНР и ЛНР осуществляются на непрофессиональном, можно даже сказать, любительском уровне. Если участники местных политических процессов не осознают важность совершенствования собственного позиционирования, они превратятся в легкую мишень для провокаций со стороны своих внешних оппонентов, как, впрочем, и для подрывной деятельности в тылу.

Все эти темы и вопросы не могут быть проигнорированы в ходе дискуссий, которые непременно будут предшествовать запланированному голосованию. Для многих кандидатов, в особенности для участников парламентских выборов, достаточно сильным останется искушение пойти на подмену полноценного гражданского диалога эксплуатированием популистских и бесперспективных лозунгов. Отдельные фигуры ранее успели отметиться проявлениями антиукраинского шовинизма (забывая о том, что большинство дончан и луганчан родственными узами связаны с жителями различных регионов Украины), выступали с антиолигархическими призывами «отобрать и поделить», предлагали максимально упрощенное, по сути, силовое решение многих актуальных проблем. Но, пойдя по пути наименьшего сопротивления, вчерашние ополченцы добьются лишь внутреннего раскола, полной собственной дискредитации и поражения тех идей, за которые они воевали.

Будущим луганским и донецким государственным деятелям придется решать комплексные задачи возрождения региона, для которого любые новые потрясения будут иметь гибельные последствия. Нередко установление мира требует больших усилий и интеллектуальных затрат, чем ведение войны, и в этой новой реальности, которую жители Луганщины и Донетчины конструируют собственными руками, их будущее зависит в первую очередь от готовности оставить позади трагедии военного времени, повернувшись навстречу, возможно, менее явным, но не менее критичным актуальным вызовам.

Антон Гришанов специально для «Актуальных комментариев»

Фото: TASS

20 Ноября 2018 Новости
Как запуск «Турецкого потока» ударит по Украине
 Как запуск «Турецкого потока» ударит по Украине Запуск газопровода «Турецкий поток» серьезно ударит по объемам транзита газа через территорию Украины, он сократится на 12-13 миллиардов кубометров в год. Такое мнение озвучил глава Совета по вопросам газовой промышленности и рынка природного газа Леонид Униговский.
9 Декабря 2018 Анонс
Объявление независимости Украинской церкви
 Объявление независимости Украинской церкви 9-10 в Киеве должен пройти «объединительный собор», на котором будет объявлена независимость Украинской православной церкви, а также избран председатель будущей поместной церкви. Окончательная дата будет определена на заседании синода Константинопольского патриархата 27-29 ноября.
19 Ноября 2018 Новости
«Как обдурили украинцев». Украинские СМИ о переносе «объединительного собора»
 «Как обдурили украинцев». Украинские СМИ о переносе «объединительного собора» Объединительный собор, который должен был состояться 22 ноября в Киеве, перенесен. Ожидалось, что на мероприятии будет объявлено новую церковь, независимую от Московского патриархата, однако теперь проведение собора планируется 9-10 декабря.
Актуальные комментарии
© 2008-2018 НО - Фонд «Центр политической конъюнктуры»
Сетевое издание «Актуальные комментарии». Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-58941 от 5 августа 2014 года. Издается с сентября 2008 года. Информация об использовании материалов доступна в разделе "Об издании".