Статья
172 27 Апреля 2009 4:19

Национализм. Пять путей к современности

Провокационное исследование того, как возникло национальное самосознание основных стран западного мира.
Комментарии экспертов

Профессор Лия Гринфельд - человек интересной судьбы. Родившись в 1954 году в Краснодарском крае, в возрасте 7 лет она в качестве музыкального вундеркина выступала на всесоюзном телевидении, играя на скрипке. В 16 лет заняла второе место на краевом конкурсе поэтов. Ее стихи печатала "Комсомольская правда". По некоторым сведениям, Гринфельд также является лауреатом премии Лениского комсомола. В 1972 году эта карьера образцового советского человека, однако, трагически обрывается. Лия вместе с семьей эмигрирует в Израиль. Там девушка становится социологом и специалистом по русской поэзии. Далее Гринфельд защищает докторскую диссертацию и издает свой фундаментальный труд "Национализм. Пять путей к современности" (1992).

Книга получается провокационной. Гринфельд видит в национализме основную идеологию современного мира. Национализм - это та сила, которая формирует самосознание народов и отдельных индивидов. Впрочем, как раз этот тезис в свете многочисленных теоретических работ, посвященных данной теме в последние двадцать лет (Геллнера, Хобсбаума, Андерсона и т.п.), выглядит скорее трюизмом. Совсем другое дело - типология национализмов, предлагаемая автором. Гринфельд утверждает, что национализм - это идеология, согласной которой народ является источником индивидуальной идентичности. В соответствии с этим тезисом она говорит о национализме трех типов.  В этом пункте я прошу внимательно следить за рассуждениями автора. Это важно.

Итак, всего есть пять, так сказать, национальных разновидностей национализма. А именно английский, американский, французский, немецкий и русский. При этом, как следует из теоретической схемы Гринфельд, первые четыре разновидности являются "хорошими", а вот последний, русский, напротив, "плохим". Все дело в том, что по мысли автора, национализм индивидуалистический (США, Англия) основан на идее равенства конституционных прав граждан, национализм же коллективистский и гражданский (Германия, Франция) - на "культурной или политической уверенности в своих силах". А вот русский - коллективистский и этнический - связывается Гринфельд с глубоким комплексом неполноценности, который заставляет жителей России искать уникальность своей нации не в ее достижениях, а в "загадочной русской душе". Как пишет по этому поводу автор предисловия к русскому изданию книги Вера Бофман, эти "выводы дают немало оснований для полемики с автором". И нам трудо не согласиться с этой оценкой.

Основной теоретический тезис работы, собственно говоря, состоит в том, что Гринфельд локализует зарождение современного общества (которое, как уже было сказано, протекает через национальную самоидентификацию и формирование идеологии национализма) в Англии в районе 1600 года. Однако совершенно очевидно, что этот тезис не представляет никакого интереса. А обсуждать книгу лауреата премии Лениского комсомола (или все же не лауреата?) будут в России исключительно в связи с ее выпадом в адрес наших националистов.

Примечательно в этой связи, что поскольку Гринфельд ставит национализм в центр современного мира, то получается, что ее критика направлена вовсе не против условных Константина Крылова, Егора Холмогорова и других уважаемых авторов, а непосредственно против русской культуры, начиная от Достоевского и заканчивая - кем сейчас принято заканчивать? Захаром Прилепиным, что ли. Итак, в центре ущербной русской культуры и русской государственности стоит страдающая от комплексов национальная самоидентификация и неправильный национализм. Вот в чем состоит открытие автора. Перчатка брошена. Кто же выйдет первым биться за наших?

Я в данном случае определенно в рыцари записываться не намерен, поскольку подобные "теории" вызывают у меня лишь саркастическую улыбку. Зато, открыв соответствующую главу, можно действительно вдоволь посмеяться. Впрочем, самое смешное в книге - это все же предисловие. Вера Брофман утверждает, что мы - отечественные социогуманитарные мыслители - сами и виноваты в том, что у объективного и добросовестного исследователя Гринфельд сложилось о России такое неопрятное мнение. Все дело в том, что у нас просто нет хороших работ по исторической социологии! Прошлое России покрыто мраком! Поэтому, цитирую, "предвзятость Гринфельд в отношении России - следствие нашего собственного недомыслия". Брофман признает, что Гринфельд не знает русской истории, но тут же призывает возложить ответственность за это на "Единую Россию". Поистине, перед нами парадокс.

"Именно в последней трети XVIII века... выкристаллизовалась наконец форма русского национального сознания. Важнейшим фактором в этой кристаллизации стало ressentiment - экзистенциальная зависть Западу - и ценности,  сформировавшие русское национальное сознание и позднее воплотившееся в русском национальном характере, родились из этой зависти", - доверительно сообщает нам автор и исследователь. Что ж, я думаю, именно ressentiment в конечном итоге привело Советскую Армию в Берлин в мае 1945 года - посмотреть, как там живут нормальные националисты. Зависть к Европе порой делала с нашим народом действительно страшные вещи.

Кстати, розничная цена на безусловный локальный бестселлер Гринфельд (каждый ведь захочет убедиться, как его обижают!) составляет 690 рублей. Это пока самая дорогая книга из тех, о которых писали "Актуальные комментарии" за последние полгода. Наверное, все дело в том, что переводить эту страшную правду пришлось на конспиративных квартирах, скрываясь от агентов "Молодой гвардии".

Книга предоставлена магазином "Фаланстер". Редакция также выражает благодарность Вячеславу Данилову за научные консультации.


© 2008-2018 НО - Фонд «Центр политической конъюнктуры»
Сетевое издание «Актуальные комментарии». Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-58941 от 5 августа 2014 года. Издается с сентября 2008 года. Информация об использовании материалов доступна в разделе "Об издании".