Статья
9756
22 декабря 2014 14:53
Назарбаев готов содействовать мирному процессу на Донбассе
Президент Казахстана Нурсултан Назарбаев, находящийся с рабочим визитом в Киеве, встретился с президентом Украины Петром Порошенко.Как сообщает пресс-служба Порошенко, украинский президент поблагодарил Назарбаева за его позицию относительно независимости и территориальной целостности Украины. В свою очередь, президент Казахстана выразил готовность всячески содействовать восстановлению экономического сотрудничества между двумя странами и ускорению мирного процесса на Донбассе. «Нурсултан Назарбаев подчеркнул важность соблюдения минского формата и выразил готовность присоединиться к процессу мирного урегулирования», — отметили в пресс-службе президента Украины.
«Надеюсь, что мы сумеем прийти к определенным решениям и скоординировать действия для принятия мер, которые послужат прекращению гибели людей», — приводит слова Назарбаева его пресс-служба.
По данным украинского агентства УНИАН, Киев и Астана также договорились о возобновлении военно-технического сотрудничества. «Мне приятно констатировать, что мы в полном объеме возобновляем военно-техническое сотрудничество», — сообщил украинский президент.
Кроме того, по словам Порошенко, Украина договорилась с Казахстаном о закупках угля из Экибастузского угольного месторождения, передает «РБК-Украина». Назарбаев также пригласил Порошенко совершить визит в Казахстан на встречу с бизнесменами для обсуждения поставок угля, отмечает МИА «Россия сегодня».
Президент Казахстана 22 декабря прибыл с визитом в Кием по приглашению Порошенко. Ранее пресс-служба украинского президента сообщала, что он намерен обсудить с Назарбаевым экономическое сотрудничество и торговые отношения. В то же время, по данным СМИ, еще одной целью визита президента Казахстана в Киев является его посредничество в переговорах по урегулированию украинского кризиса.
Накануне Назарбаев сообщил, что готов выступить независимым посредником между сторонами конфликта на Донбассе. «Казахстан одинаково относится и к России, и к Украине, у нас нет никаких конфликтов интересов. Я тут, как называется, "честный менеджер", который никакую сторону не поддерживает, нейтральный, который может какую-то лепту внести. Это добрая воля», — сказал президент Казахстана.
Примечательно, что визит Назарбаева в Киев проходит накануне очередной сессии Совета коллективной безопасности ОДКБ, в которой планируется участие президентов Казахстана, Армении, Белоруссии, Киргизии, России и Таджикистана.
Кроме того, в тот же день, 23 декабря, состоится заседание Высшего Евразийского экономического совета на уровне глав государств с участием президентов России, Белоруссии, Армении, Киргизии и Казахстана — в преддверии начала работы ЕАЭС с 1 января 2015 года.
Напомним, что днем ранее, 21 декабря, Петр Порошенко встретился в Киеве с президентом Белоруссии Александром Лукашенко. Последний в ходе беседы заявил о готовности Минска всегда оказывать помощь Украине: «Если нужно будет, я вам еще раньше сказал: надо будет от Белоруссии что-то — скажи, мы тебе за сутки все сделаем, что ты попросишь. Всё, что президент Украины ни просил, публично говорю, мы всегда все делали. И так будет впредь».
Комментарии экспертов
Складывается достаточно любопытная ситуация, когда в условиях очень напряженных отношений между Россией и Украиной относительно нормально развиваются отношения с украинской стороной у союзников России и по ОДКБ, и соратников по Таможенному союзу, и Евразийскому экономическому союзу, и у Белоруссии, и у Казахстана.
Недавно в Киеве был президент Белоруссии Лукашенко, встречался с президентом Украины Порошенко, обсуждал вопросы двусторонних отношений, видимо, обсуждали ситуацию внутри страны, перспективы решения украинского кризиса. И в ходе этих переговоров Лукашенко заявил, что готов сделать для Украины все, о чем бы ее ни попросил Порошенко.
Он правильно сказал, что мы братские народы, из одной семьи, и поэтому Белоруссия готова сделать для Украины все, что в ее силах, чтобы нормализовалась ситуация. Это разумные слова Лукашенко, и можно только приветствовать, что в этой напряженной ситуации, характеризующей российско-украинские отношения, сотрудничество между Украиной и Белоруссией не заморожено, оно развивается.
И вот сегодня состоялись переговоры между Нурсултаном Назарбаевым и Порошенко, и здесь тоже обсуждался весь комплекс двусторонних вопросов сотрудничества. Видимо, тоже обсуждалась ситуация на Украине, перспективы регулирования кризиса на юго-востоке.
Самое интересное, что было подписано соглашение о продолжении военно-технического сотрудничества между двумя странами. Но сложно сказать, чем конкретно будет наполнено это соглашение. Видимо, Казахстан будет получать из Украины какую-то военную продукцию, военные поставки. Но, тем не менее, важен сам факт, что в этих условиях гражданской войны на Украине, в условиях боевых действий юго-востоке страны, хотя они сейчас и заморожены, Астана пошла на подписание такого соглашения.
Мы критикуем подписание таких соглашений между Киевом и Западом, между Киевом и Брюсселем, между европейскими странами, между Киевом и Польшей, между Киевом и США, а вот наш союзник Астана пошла на подписание такого соглашения. Здесь складывается достаточно любопытная ситуация, потому что в этих условиях наши союзники проводят в конкретном случае — в украинском кризисе — свою собственную политику, действуют исходя из своих собственных интересов, и тем самым контрастируют с политикой России. Мы подписывали соглашение о согласовании внешней политики, о кооперации в области внешней политики. А сейчас мы видим, что здесь никакой такой кооперации не проводится.
Пока нет никаких сведений о том, были ли какие-либо предложения со стороны Казахстана или Белоруссии относительно оказания какой-то помощи Киеву в нахождении общего языка с Москвой или в оказании какой-то помощи в нахождении компромиссных решений относительно боевых действий на юго-востоке страны.
Неясно, как относится Астана, как, впрочем, и Минск, к боевым действиям на юго-востоке страны. Хотя из всех заявлений того же Назарбаева, равно как и Лукашенко, можно сделать несколько выводов.
Первое - в общем и целом и Минск, и Астана к действиям России в Крыму и на юго-востоке Украины относятся отрицательно. Хотя прямо об этом не говорится, и когда были осенью голосования на сессии Генеральной Ассамблеи ООН, они не поддержали резолюцию, осуждающую Россию, но, тем не менее, относятся к этим действиям негативно. Об этом свидетельствует и всякое подчеркивание тезиса необходимости уважать принцип международного права.
Лукашенко и Назарбаев негативно относятся и к действиям так называемых ополченцев на юго-востоке Украины, стремящихся к независимости. Они выступают за поддержку принципа территориальной целостности государства. Тот факт, что в Казахстане недавно был осужден на 5 лет гражданин этого государства, который воевал на стороне ополченцев, сам за себя говорит. В России у нас этих людей рассматривают как патриотов, которые боролись и воевали на стороне ополченцев на Донбассе, а в Казахстане это рассматривается как уголовно наказуемое деяние. Точно так же, как и в Белоруссии. Поэтому очень сложно на сегодняшний день однозначно оценить значимость этих визитов в Киев.
Пока нет никакой информации о том, были ли согласованы визиты и цель переговоров с Москвой, говорил ли Назарбаев с нашим президентом так же, как Лукашенко. Но здесь встает немало вопросов, касающихся этих визитов, поскольку есть ощущение, что расхождения между Россией и Казахстаном, а также Россией и Белоруссией в отношении украинского кризиса, усиливаются. И об этом свидетельствует реальная политика самого Лукашенко сейчас в Белоруссии и некие новые заявления Назарбаева внутри страны.
И в Белоруссии, и в Казахстане в печати стал очень популярным тезис о защите независимости страны — о защите независимости Белоруссии, защите независимости Казахстана, о строительстве государства как самоценности. Россия и здесь оказывается в таком положении, когда в плане политическом или морально-политическом она не может рассчитывать на однозначную четкую поддержку со стороны своих союзников — у них свои интересы, ясно, что Белоруссия и Казахстан из-за России не хотят рисковать своими отношениями с Западом, особенно это касается Казахстана. Белоруссия пытается в этой связи нормализовать отношения с Западом. Они отстаивают свои национальные интересы, их можно понять, и нужно относиться к этому с пониманием.
Все это также работает не в пользу проекта Евразийского экономического союза. Судя по тому, как комментируют саму эту идею в Казахстане и в Белоруссии, речь идет именно об экономическом союзе, в котором не было бы никакого подчинения политических интересов Москве и никаких наднациональных структур и органов, которые привели бы к какой-то политике, не отвечающей их интересам.
Наши российские оптимистические заявления и надежды на то, что удастся создать какой-то новый центр геополитического влияния строятся пока что не на прочной основе. Возможно, в ходе этих переговоров Назарбаев, во всяком случае, еще раз порекомендовал — он не может ни требовать, ни говорить, он может только порекомендовать — Порошенко не торопиться с принятием решения о выходе из СНГ и рассказал ему об отрицательном аналогичном опыте Грузии. Возможно, порекомендовал Порошенко искать пути для нормализации отношений с Россией, для нахождения развязки сложнейших вопросов, которые сейчас обостряют или отягощают российско-украинские отношения. Назарбаев — мудрый человек, мудрый политик, с большим стратегическим видением. И я думаю, что он сказал Петру Порошенко немало разумного и правильного.
Недавно в Киеве был президент Белоруссии Лукашенко, встречался с президентом Украины Порошенко, обсуждал вопросы двусторонних отношений, видимо, обсуждали ситуацию внутри страны, перспективы решения украинского кризиса. И в ходе этих переговоров Лукашенко заявил, что готов сделать для Украины все, о чем бы ее ни попросил Порошенко.
Он правильно сказал, что мы братские народы, из одной семьи, и поэтому Белоруссия готова сделать для Украины все, что в ее силах, чтобы нормализовалась ситуация. Это разумные слова Лукашенко, и можно только приветствовать, что в этой напряженной ситуации, характеризующей российско-украинские отношения, сотрудничество между Украиной и Белоруссией не заморожено, оно развивается.
И вот сегодня состоялись переговоры между Нурсултаном Назарбаевым и Порошенко, и здесь тоже обсуждался весь комплекс двусторонних вопросов сотрудничества. Видимо, тоже обсуждалась ситуация на Украине, перспективы регулирования кризиса на юго-востоке.
Самое интересное, что было подписано соглашение о продолжении военно-технического сотрудничества между двумя странами. Но сложно сказать, чем конкретно будет наполнено это соглашение. Видимо, Казахстан будет получать из Украины какую-то военную продукцию, военные поставки. Но, тем не менее, важен сам факт, что в этих условиях гражданской войны на Украине, в условиях боевых действий юго-востоке страны, хотя они сейчас и заморожены, Астана пошла на подписание такого соглашения.
Мы критикуем подписание таких соглашений между Киевом и Западом, между Киевом и Брюсселем, между европейскими странами, между Киевом и Польшей, между Киевом и США, а вот наш союзник Астана пошла на подписание такого соглашения. Здесь складывается достаточно любопытная ситуация, потому что в этих условиях наши союзники проводят в конкретном случае — в украинском кризисе — свою собственную политику, действуют исходя из своих собственных интересов, и тем самым контрастируют с политикой России. Мы подписывали соглашение о согласовании внешней политики, о кооперации в области внешней политики. А сейчас мы видим, что здесь никакой такой кооперации не проводится.
Пока нет никаких сведений о том, были ли какие-либо предложения со стороны Казахстана или Белоруссии относительно оказания какой-то помощи Киеву в нахождении общего языка с Москвой или в оказании какой-то помощи в нахождении компромиссных решений относительно боевых действий на юго-востоке страны.
Неясно, как относится Астана, как, впрочем, и Минск, к боевым действиям на юго-востоке страны. Хотя из всех заявлений того же Назарбаева, равно как и Лукашенко, можно сделать несколько выводов.
Первое - в общем и целом и Минск, и Астана к действиям России в Крыму и на юго-востоке Украины относятся отрицательно. Хотя прямо об этом не говорится, и когда были осенью голосования на сессии Генеральной Ассамблеи ООН, они не поддержали резолюцию, осуждающую Россию, но, тем не менее, относятся к этим действиям негативно. Об этом свидетельствует и всякое подчеркивание тезиса необходимости уважать принцип международного права.
Лукашенко и Назарбаев негативно относятся и к действиям так называемых ополченцев на юго-востоке Украины, стремящихся к независимости. Они выступают за поддержку принципа территориальной целостности государства. Тот факт, что в Казахстане недавно был осужден на 5 лет гражданин этого государства, который воевал на стороне ополченцев, сам за себя говорит. В России у нас этих людей рассматривают как патриотов, которые боролись и воевали на стороне ополченцев на Донбассе, а в Казахстане это рассматривается как уголовно наказуемое деяние. Точно так же, как и в Белоруссии. Поэтому очень сложно на сегодняшний день однозначно оценить значимость этих визитов в Киев.
Пока нет никакой информации о том, были ли согласованы визиты и цель переговоров с Москвой, говорил ли Назарбаев с нашим президентом так же, как Лукашенко. Но здесь встает немало вопросов, касающихся этих визитов, поскольку есть ощущение, что расхождения между Россией и Казахстаном, а также Россией и Белоруссией в отношении украинского кризиса, усиливаются. И об этом свидетельствует реальная политика самого Лукашенко сейчас в Белоруссии и некие новые заявления Назарбаева внутри страны.
И в Белоруссии, и в Казахстане в печати стал очень популярным тезис о защите независимости страны — о защите независимости Белоруссии, защите независимости Казахстана, о строительстве государства как самоценности. Россия и здесь оказывается в таком положении, когда в плане политическом или морально-политическом она не может рассчитывать на однозначную четкую поддержку со стороны своих союзников — у них свои интересы, ясно, что Белоруссия и Казахстан из-за России не хотят рисковать своими отношениями с Западом, особенно это касается Казахстана. Белоруссия пытается в этой связи нормализовать отношения с Западом. Они отстаивают свои национальные интересы, их можно понять, и нужно относиться к этому с пониманием.
Все это также работает не в пользу проекта Евразийского экономического союза. Судя по тому, как комментируют саму эту идею в Казахстане и в Белоруссии, речь идет именно об экономическом союзе, в котором не было бы никакого подчинения политических интересов Москве и никаких наднациональных структур и органов, которые привели бы к какой-то политике, не отвечающей их интересам.
Наши российские оптимистические заявления и надежды на то, что удастся создать какой-то новый центр геополитического влияния строятся пока что не на прочной основе. Возможно, в ходе этих переговоров Назарбаев, во всяком случае, еще раз порекомендовал — он не может ни требовать, ни говорить, он может только порекомендовать — Порошенко не торопиться с принятием решения о выходе из СНГ и рассказал ему об отрицательном аналогичном опыте Грузии. Возможно, порекомендовал Порошенко искать пути для нормализации отношений с Россией, для нахождения развязки сложнейших вопросов, которые сейчас обостряют или отягощают российско-украинские отношения. Назарбаев — мудрый человек, мудрый политик, с большим стратегическим видением. И я думаю, что он сказал Петру Порошенко немало разумного и правильного.
Я неоднократно говорил о том, что Украина очень нуждается в появлении еще одного деятельного посредника, такого, как Лукашенко. Ей нужен еще кто-то отличающийся. Потому что две воюющие стороны — Украина и Новороссия, а также вовлеченные силы — Евросоюз, США, Россия — по понятным причинам не могут быть таковыми посредниками, нуждаются и в диалоге, и в таком элементе, как доверие — доверие к словам, доверие к позиции.
В этом смысле Назарбаев, безусловно, обладает международным авторитетом как политик, который всегда придерживается своих публично озвученных позиций, как политик, которому доверяют как малые страны — Киргизия, Таджикистан, так и крупные державы — Германия, Россия, Китай. Никакой спонтанности и случайности в его поездке на Украину нет.
Посредничество казахской стороны чрезвычайно необходимо, потому что если Лукашенко пользуется доверием в Москве, в Киеве, в столицах двух республик — Донецкой и Луганской, то Назарбаев пользуется в мире гораздо более широким авторитетом.
Если говорить о перспективах посредничества Казахстана в конфликте между Украиной и Новороссией, стоит отметить две взаимосвязанные позиции, они частично уже присутствовали ранее в выступлениях Назарбаева и других высших казахских политиков. Это создание международного фонда восстановления Донбасса или какой-то другой международной финансовой структуры, которая бы занималась восстановлением разрушенной инфраструктуры как в Донецкой и Луганской народных республиках, так и на любых других территориях, где идут или шли боевые действия. Потому что отсутствие инфраструктуры больше всего ударяет по простому населению, а обе воюющие стороны, украинская и новороссская, не имеют ни денег, ни реальной возможности заниматься чем-то большим, чем военно-стратегические вопросы.
Вторая вещь из этого и проистекает — посредничество Назарбаева и Казахстана в целом. Это будет гуманитарная сфера, помощь людям в самых разных вариантах. На сегодня только Россия поставляет гуманитарные конвои, в основном с продовольствием. Эти конвои достаточны только для того, чтобы люди не умерли с голоду. И Россия не имеет возможности наращивать гуманитарные поставки, так как это не будет принято украинской стороной.
В этом смысле Назарбаев, безусловно, обладает международным авторитетом как политик, который всегда придерживается своих публично озвученных позиций, как политик, которому доверяют как малые страны — Киргизия, Таджикистан, так и крупные державы — Германия, Россия, Китай. Никакой спонтанности и случайности в его поездке на Украину нет.
Посредничество казахской стороны чрезвычайно необходимо, потому что если Лукашенко пользуется доверием в Москве, в Киеве, в столицах двух республик — Донецкой и Луганской, то Назарбаев пользуется в мире гораздо более широким авторитетом.
Если говорить о перспективах посредничества Казахстана в конфликте между Украиной и Новороссией, стоит отметить две взаимосвязанные позиции, они частично уже присутствовали ранее в выступлениях Назарбаева и других высших казахских политиков. Это создание международного фонда восстановления Донбасса или какой-то другой международной финансовой структуры, которая бы занималась восстановлением разрушенной инфраструктуры как в Донецкой и Луганской народных республиках, так и на любых других территориях, где идут или шли боевые действия. Потому что отсутствие инфраструктуры больше всего ударяет по простому населению, а обе воюющие стороны, украинская и новороссская, не имеют ни денег, ни реальной возможности заниматься чем-то большим, чем военно-стратегические вопросы.
Вторая вещь из этого и проистекает — посредничество Назарбаева и Казахстана в целом. Это будет гуманитарная сфера, помощь людям в самых разных вариантах. На сегодня только Россия поставляет гуманитарные конвои, в основном с продовольствием. Эти конвои достаточны только для того, чтобы люди не умерли с голоду. И Россия не имеет возможности наращивать гуманитарные поставки, так как это не будет принято украинской стороной.
26 апреля 2024
Новости
Украина на грани поражения
Украина и западные страны серьезно уступают
России в производстве вооружений, и новый пакет помощи США станет формулой затягивания, а не прекращения конфликта, отмечают эксперты американских аналитических центров. По их словам, финансирование со стороны Конгресса может обеспечить заказы на закупки, но не решит проблему огромного неравенства в трудовых ресурсах между Украиной и Россией.
23 апреля 2024
Новости
Украину вооружают: политологи о новом пакете помощи США
Одобрение Палатой представителей США нового
пакета помощи Украине создало три интриги: как быстро начнет поступать помощь, как себя проявят это вооружение и те люди, которые будут его обеспечивать, а также какие можно ожидать ответные действия со стороны России. Политологи, авторы стрима ВЧК Алексей Чеснаков и Михаил Карягин в эфире 22 апреля обсудили эти и другие актуальные политические темы.
20 мая 2024
Анонс
Истечение срока полномочий Зеленского
20 мая истекает срок президентских полномочий
Зеленского.