Статья
22 Октября 2010 1:08

Нефтяные налоги

<p>Основным трендом недели стала борьба за налоговые льготы для нефтегазовых месторождений РФ. Противостояние активизировалось после объявленного Минфином увеличения налогового бремени отечественного ТЭКа.<br />
<br />
Традиционно в российской энергетике относительно комфортный налоговый режим сохраняла газовая промышленность. До осени 2010 года «Газпром» получал серьезные финансовые преференции от правительства, включая субсидирование экспортных пошлин и мораторий на рост НДПИ. Однако дефицит бюджета заставил Минфин скорректировать налоговый режим для газовых компаний. Ведомство Алексея Кудрина уже внесло в Госдуму предложение о повышении НДПИ на добычу природного газа в 2011 году на 61%: с 147 рублей до 237 рублей за 1 тыс. кубометров газа. В дальнейшем налоговое бремя продолжит расти, но более умеренными темпами. В 2012 году ставку планируется поднять до 251 рублей, в 2013 году - до 265 рублей.<br />
<br />
Помимо увеличения НДПИ для отрасли в целом, Минфин лоббирует введение отдельного налога для «Газпрома» как транспортной монополии. С 2012 года ведомство Алексея Кудрина рассчитывает взимать плату за использование госкомпанией магистральных газопроводов. Новый налог дополнительно  увеличит расходы монополии на 29 млрд рублей в 2012 году, и на 57 млрд рублей - в 2013 году. Причем, как и увеличение НДПИ, данное предложение уже согласовывается в Госдуме и может пройти нижнюю палату парламента до конца 2010 года.<br />
<br />
В ответ на враждебные действия Минфина, «Газпром» требует ввести льготные налоговые режимы для шельфовых месторождений. Наибольший интерес для газовой монополии представляет Приразломное месторождение. Госкомпания просит ввести для него пониженный коэффициент по экспортной пошлине и нулевую импортную пошлину по некоторым видам иностранного оборудования.<br />
<br />
Аналогичные преференции просит и Геннадий Тимченко для «НОВАТЭКа» в рамках проекта «Ямал СПГ».<br />
<br />
В аппаратной борьбе за налоговые льготы между «Газпромом» и «НОВАТЭКом» верх одерживает последний. Минфин, Минэкономразвития и Игорь Сечин уже выступили против предложения газовой монополии. Тимченко, напротив, получит практически все, что запланировал. Так, в августе правительственная комиссия по ТЭКу уже поручила Минэнерго подготовить план мер по комплексному развитию СПГ-производства на Ямале (речь как раз о «Ямал СПГ», ведь других проектов там пока нет). Документ, подготовленный в конце сентября, предполагал как минимум четыре серьезные льготы для проекта «НОВАТЭКа». Во-первых, нулевой НДПИ на газ и конденсат с тех месторождений, которые будут разрабатываться для производства СПГ (речь идет о Южно-Тамбейском месторождении «Ямал СПГ»). Предельный срок действия льготы планировался на уровне 10 лет или при достижении накопленной добычи в 250 млрд кубометров газа и 20 млн т конденсата. Кроме того, предлагались 10-летнее освобождение от налога на прибыль, обнуление налога на имущество и нулевая экспортная пошлина для всех углеводородов, которые будут экспортироваться с Ямала морским транспортом.<br />
<br />
Налоговая нагрузка на нефтяную промышленность в России традиционно значительно выше, чем на газовую. Этим во многом и объясняется более ожесточенная борьба на бюджетные преференции в этом сегменте экономики. Сохранять налоговые льготы всем Минфин не станет, но и вводить новые также не намерен.<br />
<br />
Сильные аппаратные позиции в отрасли имеет Игорь Сечин. Профильный вице-премьер лоббирует сохранение льгот для подконтрольной чиновнику «Роснефти». Сечин уже заручился поддержкой Минэнерго и Минэкономразвития в борьбе за налоговые преференции самого перспективного актива нефтяной компании – Ванкорского месторождения. Минфин выступает против сохранение нулевой пошлины для Ванкора, в качестве альтернативы предлагая предоставить льготы для менее перспективного Юрубчено-Тохомского месторождения «Роснефти». В результате переговоров пошлина Ванкора будет увеличена с нулевой до пониженной, а Юрубчено-Тохомское месторождение получит полноценные налоговые каникулы по НДПИ.<br />
<br />
Преференции «Роснефти» будут компенсированы за счет других нефтекомпаний. Так, с 2012 года из-под льготного режима Минфин выведет Верхнечонское месторождение (ТНК-BP имеет контрольный пакет,  «Роснефть» - блокпакет), а с 2013 года - Талаканское месторождение (подконтрольно «Сургутнефтегазу»). Вслед за конкурентами, льгот лишится и «Лукойл». Компания также не сможет добиться обнуления пошлин для каспийских месторождений. С критикой данного предложения компании Вагита Алекперова уже выступили Минфин и Минэкономразвития.<br />
<br />
Понимая, что самостоятельно противостоять Минфину сложно, нефтяные компании стали консолидированно лоббировать реформирование самой системы налогообложения в отрасли. В июле этого года при их активной поддержке в Минэнерго был разработан проект налоговой реформы, подразумевающий введение единого налога на дополнительный доход и отказ от экспортных пошлин и НДПИ. Схожий проект по заказу Минфина подготовил и Ernst & Young. Согласно документу, предлагается повысить налог на прибыль в обмен на снижение или обнуление экспортной пошлины и НДПИ.<br />
<br />
Однако, пока Минфин затягивает введение новой системы. Ведомство Алексея Кудрина может форсировать реформирование налогового администрирования только после 2011 года: в предвыборный год правительство не станет экспериментировать с источниками госдоходов. Особенно на фоне дефицитного бюджета.</p>
<p><em><strong>Дмитрий Абзалов</strong>, ведущий эксперт Центра политической конъюнктуры, специально для Актуальных Комментариев</em></p>
  • вконтакте
  • facebook
  • твиттер

© 2008-2016 НО - Фонд «Центр политической конъюнктуры»
Сетевое издание «Актуальные комментарии». Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-58941 от 5 августа 2014 года. Издается с сентября 2008 года. Информация об использовании материалов доступна в разделе "Об издании".