Статья
21 Марта 2011 9:25

Нельзя заниматься только витриной

<p><em><strong>Скрипач Дмитрий Коган рассказал в интервью «Актуальным Комментариям» о проблемах министерства культуры, светской тусовке и современной классической музыке.<br />
</strong></em><strong><br />
Дмитрий, вы много гастролируете. В частности, и по России. Вам, как никому другому, известна ситуация с классической музыкой в стране.</strong><br />
<br />
Интерес большой у всех, но у многих нет к ней доступа. Например, в Дальневосточном федеральном округе нет ни одной консерватории, то есть нет возможности элементарно получить образование и найти работу. Более того, не у всех есть средства и желание уехать в Москву.<br />
<strong><br />
Какова ваша возрастная аудитория? Это скорее старшее поколение?</strong><br />
<br />
Нет, и молодежи много. Новой молодежи, которая хочет понимать и разбираться в классической музыке.<br />
<strong><br />
Проблема еще и в отсутcтвии педагогов?</strong><br />
<br />
Да, многие разъехались по миру.<br />
<br />
<strong>Вы даже обращались к президенту Дмитрию Медведеву с вопросом о создании консерватории на Дальнем Востоке.</strong><br />
<br />
Да, и он моментально дал указание в министерство культуры проработать этот вопрос. Но минкульт вынес вердикт, что где-нибудь в Хабаровске консерватория не нужна. Их задача – развитие нашей культуры на Западе, а скоро представить будет нечего. Это как магазину нельзя заниматься только витриной, забывая о закупках. Из идеологического центра, центра по развитию регионов и развитию единого информационного пространства министерство превратилось в продюсерский центр, который за государственные деньги продвигает такие проекты, как «Год России во Франции», выступление Балета в Каннах, Выставка в Венеции и другие. По сути, это - спецпроекты. А в региональной политике и в области образования не делается ничего. Каждый регион предоставлен сам себе. Выживает, как может.<br />
<strong><br />
А старые залы ведь еще остались?</strong><br />
<br />
Остались, но качество выступлений там удручающее. А ведь самое главное – это первое впечатление. Приведете вы ребенка в помещение с плохой акустикой, и концерт провалится. Когда что-то пробуешь в первый раз, оно обязательно должно быть качественным. Необходимо стоить новые залы и оснащать их самым современным оборудованием, как это происходит во всем мире. Только тогда мы можем рассчитывать на возрастающий интерес к классической музыке.<br />
<br />
<strong>Классическая музыка должна меняться с течением времени?</strong><br />
<br />
Что она, собственно, и делает. Конечно, музыка должна адаптироваться и переформатироваться. Ведь меняется весь мир, и почему музыка должна замереть, пусть она и очень консервативна?<br />
<strong><br />
В чем проявляется это изменение?</strong><br />
<br />
В форме подачи, в построении программы. Например, я добавляю в свои выступления современные произведения. В моем репертуаре есть несколько вариаций на тему танго.<br />
<strong><br />
Какие музыкальные инструменты сейчас актуальны в дополнение к скрипке?</strong><br />
<br />
Абсолютно любые. Мне нравится, как звучит саксофон. Мы делали несколько совместных выступлений с Игорем Бутманом. Много придумываем с аккордеонистом Петром Дрангой. Пробовали даже совмещать мелодию скрипки с дудуком – поучилось весьма необычно. Одним словом, любые ограничения и стереотипы только вредят творчеству.<br />
<br />
<strong>На Западе эксперименты - еще более рискованные...</strong><br />
<br />
Sting и Metallica выступали с симфоническими оркестрами. Но базовое понимание классики должно оставаться. Эксперименты не должны делаться ради эксперимента, это как в потреблении алкоголя – нужно знать меру. Так и в музыке нельзя терять контроль.<br />
<strong><br />
А мы пытаемся перенимать зарубежный опыт? Взять даже поп-музыку...</strong><br />
<br />
Попса – слишком быстро развивающийся жанр: сегодня ты моден, а завтра – уже нет. В классике тенденции гораздо медленнее и гораздо осторожнее. Для меня невозможен отказ от звучания скрипки, все остальные компиляции – это поиск. Базовый репертуар составляет 80 процентов.<br />
<strong><br />
В Москве очень много «уличных музыкантов», играющих на классических инструментах. Это говорит об их невостребованности, или они - просто «двоечники»?</strong><br />
<br />
Во всем мире музыканты подрабатывают в переходе. В принципе, не вижу в этом ничего плохого, если, конечно, переход не холодный.<br />
<strong><br />
Как наши продюсеры относятся к классической музыке?</strong><br />
<br />
Продюсеров по классике очень мало. Рынок и дистрибуция - слабые. В музыкальных магазинах существует крайне узкий выбор и по композиторам, и по исполнителям.<br />
<strong><br />
Если перенестись на несколько десятилетий назад, то в Советском Союзе к музыкантам было совершенно другое отношение. Вспомнить хотя бы победное возвращение детей (в котором первое место заняла Елизавета Григорьевна Гилельс, а позже - Леонид Борисович Коган, бабушка и дедушка Дмитрия – прим. ред.) с первого Международного конкурса скрипачей имени королевы Елизаветы в Брюсселе. Это было событие в масштабах страны. Может, только Гагарина встречали масштабнее.</strong><br />
<br />
Раньше это была элитарная профессия. Даже играя обычным музыкантом в оркестре, человек выезжал за границу со всеми вытекающими бонусами. Сейчас к музыкальному педагогу относятся как к обычному школьному учителю, а владелец маленького магазинчика на их фоне чувствует себя элитой.<br />
<br />
<strong>Ваша жена (Ксения Чилингарова – прим. ред.) рассказывала, что, когда она приглашала современную светскую публику на ваши концерты, многие оживлялись, слыша знакомые мелодии, что стоят на звонках мобильных...</strong><br />
<br />
Я скептически отношусь к этой тусовке. Мне кажется, светского общества у нас исторически нет. Из советской серости ничего светского выйти не могло. Это вам не европейская аристократия и даже не потомственные американские миллионеры. Хотя, я - за то, чтобы привлекать в зал как можно больше людей. Если человек будет часто посещать хорошие классические концерты, то его духовная жизнь непременно обогатится.<br />
<strong><br />
Что делать тем, кто не может себе позволить пойти на хороший концерт классической музыки?</strong><br />
<br />
Я даю благотворительные концерты, их - половина от всех моих выступлений, чтобы привлекать новую публику.<br />
<strong><br />
А лидеры страны должны быть примером в плане предпочтений?</strong><br />
<br />
Нет, не думаю. Музыкальные предпочтения – это их личное дело. В той же Америке всем наплевать, что слушают Буш или Обама. Только у нас вся страна подражает лидерам в спорте, социальных ресурсах и т.д. А ведь это не должно влиять на развитие остального спорта, медиа или искусства...</p>
<p><em>Беседовали Мария Потоцкая и Татьяна Роднянская.</em></p>
  • вконтакте
  • facebook
  • твиттер

© 2008-2016 НО - Фонд «Центр политической конъюнктуры»
Сетевое издание «Актуальные комментарии». Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-58941 от 5 августа 2014 года. Издается с сентября 2008 года. Информация об использовании материалов доступна в разделе "Об издании".