Статья
10 Декабря 2008 0:14

Нестор Махно

Бьющий через край азарт легендарного Батьки, сквозь призму которого описана история кровавых исканий русской революции.
Комментарии экспертов
<p>
<meta content="text/html; charset=utf-8" http-equiv="Content-Type">
<meta content="Word.Document" name="ProgId">
<meta content="Microsoft Word 11" name="Generator">
<meta content="Microsoft Word 11" name="Originator">
<link href="file:///C:%5CDOCUME%7E1%5CNoname%5CLOCALS%7E1%5CTemp%5Cmsohtml1%5C01%5Cclip_filelist.xml" rel="File-List">
<style><!--
/* Style Definitions */
p.MsoNormal, li.MsoNormal, div.MsoNormal
{mso-style-parent:"";
margin:0cm;
margin-bottom:.0001pt;
mso-pagination:widow-orphan;
font-size:12.0pt;
font-family:"Times New Roman";
mso-fareast-font-family:"Times New Roman";}
@page Section1
{size:595.3pt 841.9pt;
margin:2.0cm 42.5pt 2.0cm 3.0cm;
mso-header-margin:35.4pt;
mso-footer-margin:35.4pt;
mso-paper-source:0;}
div.Section1
{page:Section1;}
--></style> </p>
<p class="MsoNormal">Легендарный Батька Махно до сих пор остается в большей
степени персонажем фольклора, чем реальным историческим деятелем. Интерес к
одному из самых ярких творцов русской революции огромен, но при этом достаточно
поверхностен. Безусловно, это во многом наследие советской историографии, в
которой Махно был полузапретной темой. Среди других факторов, возможно, и
специфический уклад интеллектуальной жизни анархистов, не склонных к работе в
архивах. Как бы то ни было, но полноценный биографический портрет Нестора
Ивановича Махно создан только сейчас.</p>
<p class="MsoNormal">
<o:p> </o:p></p>
<p class="MsoNormal">За образом махновского движения, его интерпретацией в
источниках, в том числе и советских, стоит одна из самых глубоких трагедий
русской революции. Советская ортодоксия приписывала Махно те пороки, которые в
полной мере разделялись самой советской властью. Как подмечает автор, это народ
Махно жесток, раздираем внутренними противоречиями, подчинен низменным
инстинктам, в то время как народ Ленина добродетелен и мечтает лишь о том, чтобы
сбросить с себя рабские цепи. Лидер крестьянской войны «против всех» Махно
усилиями историков превращается в такого же полуграмотного, примитивного зверя,
сильного своей первобытной хитростью, но заранее обреченного на поражение в
столкновении больших идеологий, зажатый между «белыми» и «красными».</p>
<p class="MsoNormal">
<o:p> </o:p></p>
<p class="MsoNormal">Но как объяснить в таком случае то обстоятельство, что Махно
в течение трех лет Гражданской войны выжил и сохранил свой авторитет и свою
власть? Не был ли этот Нестор Иванович подлинным народным героем – то есть
героем не придуманным или сделанным, а призванным крестьянским населением
Украины? Голованов считает, что образ Махно-бандита, говоря нашим нынешним
новоязом, полевого командира, был специально создан в первое десятилетие
советской власти, чтобы отвлечь нас от реального содержания махновской,
народной драмы. Когда эта самая советская,<span> </span>народная власть развязала против своего народа, крестьян,
бескомпромиссную войну.</p>
<p class="MsoNormal">
<o:p> </o:p></p>
<p class="MsoNormal">У Голованова получилась глубоко личная книга, хотя он и
пытался предать ей форму отрешенной хроники. Автор переживает трагедию Махно
как собственную. С одной стороны, мир, полный несправедливой, глухой власти, с
другой – образ стремительной махновской тачанки, разрывающей неподвижные оковы
этого мертвого мира. Но романтическое черное знамя оказывается связанным с массовыми
убийствами, и борец за свободу неизбежно встает перед необходимостью выбора:
остановиться на половине пути или преследовать свои цели, несмотря ни на что.
Голованов не пытается судить Махно, потому что, по-видимому, и сам не знает,
какой выбор следует делать, оказавшись в эпицентре истории – на поле русской
революции.</p>  
  • вконтакте
  • facebook
  • твиттер

© 2008-2016 НО - Фонд «Центр политической конъюнктуры»
Сетевое издание «Актуальные комментарии». Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-58941 от 5 августа 2014 года. Издается с сентября 2008 года. Информация об использовании материалов доступна в разделе "Об издании".