Статья
1066 1 августа 2012 17:06

Кононенко: процесс Pussy Riot может стать закрытым

Суд попросил прессу не цитировать показания свидетелей на резонансных процессах над участницами группы Pussy Riot и самбистом Мирзаевым. Однако в Мосгорсуде заявили, что журналисты имеют полное право на освещение открытого судебного процесса, включая прямое цитирование и анализ полученной информации.

«Аргумент суда, что свидетели по делу, еще не выступившие в суде, могут ознакомиться с уже прозвучавшими показаниями и изменить свои, звучит странно», - заявил публицист Максим Кононенко в интервью «Актуальным комментариям».

По мнению эксперта, по такому странному основанию можно закрывать вообще любой процесс, который длится дольше, чем один день, потому что свидетель в любом случае узнает, что говорили другие.

«Но меня здесь удивляет даже не это. Меня удивляет то, что, делая такое заявление, суд как бы предполагает, что любой свидетель может совершить преступление - дать ложные показания. А это у нас является уголовным преступлением», - заметил Кононенко.

По словам эксперта, если предполагается, что какие-то показания могут заставить другого свидетеля изменить свои показания, то это значит, что другой свидетель будет лжесвидетельствовать. «А он перед тем, как давать в суде показания, клянется говорить правду и только правду», - подчеркнул он.

Как отметил Кононенко, получается, что судья таким образом подозревает всех свидетелей в том, что они способны совершить уголовное преступление. «Я бы на месте свидетелей оскорбился», - признался он.

«На самом деле этот запрет ни к чему не приведет. Всё равно все будут писать. Единственное - могут закрыть процесс, хотя оснований для этого нет», - заметил он.

«Существует довольно четкий список оснований для того, чтобы закрыть процесс. Просто надо понимать, что идет неправедный судебный процесс, на нем происходит полный абсурд. Разумеется, судья нервничает и не хочет, чтобы то, что происходит на суде, было известно прессе», - считает Кононенко.

По мнению публициста, процесс самбиста Мирзаева послужил здесь неким примером. «На мой взгляд, в случае с Мирзаевым на суде пытаются разобраться в том, что произошло, потому что история эта довольно мутная и разные люди дают разные показания. И в случае с судом над Мирзаевым требование не цитировать показание свидетелей могло бы быть расценено как справедливое», - отметил Кононенко.

«А Хамовнический суд просто посмотрел на этот пример и решил сделать то же самое. Вот и получилось то, что получилось», - заключил эксперт.

Как сообщали «Актуальные комментарии», пресс-секретарь Хамовнического суда Москвы Дарья Лях попросила журналистов воздержаться от подробной публикации свидетельских показаний по делу Pussy Riot.

Она напомнила, что согласно требованиям Уголовно-процессуального кодекса, еще не допрошенные свидетели не должны знать подробностей показаний уже допрошенных.

«В связи с этим я бы хотела попросить журналистов не цитировать подробности фактических обстоятельств дела, которые будут давать в своих показаниях свидетели в суде», - сказала Лях.

Между тем руководитель пресс-службы Мосгорсуда Анна Усачева заявила, что журналисты имеют полное право на освещение открытого судебного процесса. «Работа СМИ включает в себя и прямое цитирование, и косвенную речь, и анализ полученной информации», - заявила она.

Напомним, уже несколько дней в Хамовническом суде Москвы идет рассмотрение по существу дела Pussy Riot.

© 2008 - 2024 Фонд «Центр политической конъюнктуры»
Сетевое издание «Актуальные комментарии». Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-58941 от 5 августа 2014 года, Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-82371 от 03 декабря 2021 года. Издается с сентября 2008 года. Информация об использовании материалов доступна в разделе "Об издании".