Статья
1460 30 июня 2016 21:41

Новая стратегия Путина

Владимир Путин в восьмой раз выступил на совещании послов и постоянных представителей РФ, где обозначил ключевые направления обновленной концепции внешней политики, на которых МИД предстоит сосредоточиться в приоритетном порядке.

Президент по традиции задал повестку форума, поскольку по конституции именно он определяет контуры внешнеполитической линии государства. Общаясь с дипломатами в ставшем традиционным формате, Путин не ставил целью единовременно охватить вниманием все стоящие перед Россией вызовы или предложить универсальную формулу их разрешения. В то же время его выступление содержало мобилизационный вектор: постпреды и послы должны активнее влиять на ситуации, где напрямую затрагиваются интересы страны, не допускать в адрес России «откровенного вранья и фальсификации фактов». 

В самом ведомстве прошедшее совещание назвали неординарным по ряду обстоятельств.

Во-первых, мировая турбулентность предоставляет России возможность определять повестку международных отношений, совместно с другими центрами силы участвовать в коллективном формировании глобальной архитектуры. Это обуславливает текущую необходимость уточнения внешнеполитических приоритетов.

 Во-вторых, совещание проводится в условиях разработки новой версии концепции внешней политики, которая призвана обновить действующую с февраля 2013 года редакцию документа. 

Основные задачи российской дипслужбы на ближайшие годы, очевидно, останутся неизменными. В общем виде это защита национальных интересов, дополненная их эффективным продвижением. 

Предваряя выступление, глава государства поблагодарил дипломатов за положительные результаты по этим направлениям и выразил уверенность в дальнейшей слаженной работе ведомства. 

 Президент не только поддержал вектор внешней политики, проводимый МИДом во главе Сергеем Лавровым, но и заочно одобрил предложенные им в апреле этого года новые направления дипломатической работы, на которые после сегодняшнего совещания будет опираться Россия в международных отношениях. 

За МИДом сохраняется задача задействовать механизмы «мягкой силы», включая культурно-гуманитарную деятельность, поддержку соотечественников за рубежом и формирование условий для благоприятного восприятия России в мире как ответственного правового государства. Правда, президент не назвал никаких задач для профильного ведомства – «Россотрудничества». Но это уже детали. Агентство давно перестало восприниматься как реальный инструмент «мягкой силы». Его функции фактически выполняет само Министерство иностранных дел. 

 К традиционным функциям МИДа президент добавил несколько новых: экономическая дипломатия, борьба за влияние на общественное мнение за рубежом, прогноз и превентивное предотвращение конфликтов у границ России.

Последняя задача заставляет обратить внимание на определенную зависимость внутренней политики от ситуации в мире. В этой связи Путин упомянул Украину, которую в России по его словам хотят видеть «добрым соседом, предсказуемым и цивилизованным партнером» с тем, чтобы иметь возможность ставить для приграничных с ней регионов не только задачи безопасности, но и социально-экономического развития. 

Президент особенно отметил, что именно благодаря дипломатам удается контролировать военную активность НАТО у границ России (размещение ПРО, учения в Черном и Балтийском морях, «цветные революции»). Путин оценил и организацию МИДом коллективных усилий по противодействию терроризму и укреплению региональной безопасности, благодаря чему расширилось сотрудничество с ШОС и появился рациональный подход со стороны США в Сирии. 

Примечательно, что в области безопасности и экономического сотрудничества с союзниками на Западе линия Москвы изменилась. В 2010 году на аналогичном совещании президент Медведев ставил перед дипломатами задачу обеспечить условия модернизации и выдвинул на передний край сотрудничество с Европой. При этом за шесть прошедших лет не только не появилось новых точек соприкосновения, но произошел откат назад. 

 На европейском направлении пока дипломатам похвастаться нечем  - отношения ЕС с Россией и Евразийским союзом в последние два года серьезно осложнились. Для преодоления кризиса Путин предложил европейцам в отношениях с Россией ориентироваться на китайский опыт продуктивного добрососедства, отметив необходимость гармонизации евразийского и европейского интеграционных проектов на принципах коллективной безопасности и общего экономико-гуманитарного пространства от Атлантики до Тихого океана. 
Стоит отметить указание президента на необходимость активной поддержки дипломатией экономических интересов страны за рубежом. Вместо системы двусторонних отношений, построенных на административных и политических каналах, глава государства призвал укреплять торговые позиции России в системе бизнес-связей, выводить высокотехнологичный сектор страны на глобальные рынки, не допускать дискриминации российских товаров, услуг и инвестиций. 

Задачи экономической дипломатии, по мнению президента, обусловлены острой конкуренцией России с другими центрами силы за ресурсы и рынки сбыта. Чтобы обеспечить успешное российское возвращение на Ближний Восток, в Юго-Восточную Азии или Латинскую Америку, требуется активная государственная поддержка, проводником которой является, прежде всего, дипломатический корпус. Это касается продвижения и гражданских бизнес-интересов, и сферы военно-технического сотрудничества, на которую делают ставку многие партнеры России.  

«Мягкая сила» дипломатии нужна стране для того, чтобы содействовать расширению зоны свободной торговли со странами АСЕАН, Израилем, Сербией и Египтом, снизить внешнеполитические колебания от «попыток ряда партнеров сохранить геополитическую монополию». «При этом задействуется как веками копившийся опыт подавления, сталкивания конкурентов лбами, так и усовершенствованные политические и экономические, финансовые, а сегодня уже и информационные рычаги», – отметил президент.

 Наконец, экономическая дипломатия России связана со стремлением повлиять на позицию ВТО, а также с желанием на универсальной правовой основе ликвидировать финансовые и торговые разногласия в Евразийском экономическом союзе (ЕАЭС). 
Много внимания Путин уделил роли дипломатии в информационную эпоху. Возможно, в этой связи отдельной площадкой для реализации обозначенного Путиным противостояния информационной монополии западных медиа станет Великобритания. Формальным условием для этого может быть Brexit и скорое прекращение соглашения о партнерстве с ЕС, на основе которого также регламентированы отношения Туманного Альбиона с Россией. Путин отметил, что Москва будет следить за развитием переговоров между Лондоном и Брюсселем и намерена через СМИ транслировать миру свое видение того, как после волеизъявления британцев в их стране исполняются принципы демократии. 

 Цель России высказывать свою точку зрения в мировой повестке фокусирует усилия отечественного дипломатического корпуса на  противодействии попыткам зарубежных партнеров сохранить за собой глобальную информационную монополию. Закономерно, что эта задача появляется в период нарастающих вызовов, когда Россия больше не может не обозначить свой статус региональной державы в борьбе за мировое общественное мнение. 

Судя по всему Путин считает, что для дипломатов наступило время не просто «защищать», но и «продвигать», а где-то и «отстаивать» эти интересы. Это не движение по пути сверхдержавы, не банальная самопрезентация миру, а сбалансированный ответ на политику тотального сдерживания России. 

Очередное выступление президента приводит к выводу: дипломатам предстоит существенно переработать традиционные механизмы деятельности МИДа. Вопрос, смогут ли они это сделать. Вероятно, что ответ на него глава государства получил в разговоре с послами уже после того, как пресса удалилась из зала.



Автор:
____________

Читайте также:
  • Былое и Дума
  • Дума сделала россиян беднее
  • Путин советует Думе не спешить



  • 21 марта 2024 Главное
    ЦИК подвела итоги выборов президента
     ЦИК подвела итоги выборов президента Путин набрал на выборах президента 87,28% голосов. Официальные итоги голосования объявила глава ЦИК Элла Памфилова. В общей сложности за действующего президента проголосовали 76 млн 277 тыс. 708 избирателей. На втором месте — Харитонов, который набрал 4,31% (3 млн 768 тыс. 470 голосов), на третьем — Даванков (3,85% — 3 млн 362 тыс...
    20 марта 2024 Новости
    Партийный аспект выборов президента: Константин Костин о перспективах политсил
     Партийный аспект выборов президента: Константин Костин о перспективах политсил КПРФ утрачивает роль главной оппозиционной партии и становится одной из многих. ЛДПР будет испытывать негативные последствия выборов еще несколько лет. Второе место Даванкова в крупных городах свидетельствует, что партия «Новые люди» успешно борется за городской прогрессистский электорат, отметил президент «Фонда развития гражданского общества» Константин Костин в интервью руководителю Научного совета Центра политической конъюнктуры Алексею Чеснакову.
    19 марта 2024 Новости
    Прогнозирование поведения избирателей: Валерий Федоров об особенностях социсследований
     Прогнозирование поведения избирателей: Валерий Федоров об особенностях социсследований Экзитполы показывают предварительные данные об итогах выборов, но не учитывают тех, кто проголосовал дистанционно, отметил генеральный директор ВЦИОМ Валерий Федоров в интервью политологу, руководителю Научного совета Центра политической конъюнктуры Алексею Чеснакову. При этом, по словам Федорова, электоральные расчеты ведущих российских социологических центров в преддверии президентских выборов были достаточно точными. 
    © 2008 - 2024 Фонд «Центр политической конъюнктуры»
    Сетевое издание «Актуальные комментарии». Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-58941 от 5 августа 2014 года, Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-82371 от 03 декабря 2021 года. Издается с сентября 2008 года. Информация об использовании материалов доступна в разделе "Об издании".