Новая нацполитика
Ключевые информационные кампании минувшей недели были связаны с развитием ситуации на Северном Кавказе и дискуссией о необходимости выработки новой, отвечающей современным реалиям национальной политики.
Очередная масштабная спецоперация, проведенная федеральными «силовыми» структурами в Ингушетии, стала весьма успешной: ликвидирована крупная группа боевиков, по некоторым данным, среди них были «террорист № 1» Доку Умаров и его ближайшие сподвижники (основной идеолог ваххабизма Супьян Абдуллаев и боевик Аслан Бютукаев (амир Хамзат) уже опознаны). Однако ликвидация известных террористов отнюдь не означает снижения экстремистской активности. Террористическое «подполье» на Северном Кавказе на данном этапе не имеет единого «командного центра» и действует усилиями отдельных мобильных групп во главе с боевиками, на смену которым в случае их ликвидации легко приходят «заместители». Ряды «подполья» пополняются за счет молодежи, и при анализе ситуации необходимо, в первую очередь, учитывать факторы, способствующие сохранению и воспроизводству социальной базы экстремизма. В их числе – низкий уровень жизни, преобладание «теневой» экономики, высокая безработица при значительной доле молодежи в составе населения. Республики СКФО – среди немногих регионов, в которых по итогам переписи населения-2010 зафиксирован прирост населения, обусловленные демографическими, а не миграционными причинами. Из пяти антитеррористических задач, озвученных Дмитрием Медведевым год назад (после московских терактов), наиболее актуальными в этом контексте выглядят содействие в процессе возвращения к мирной жизни людей, которые в недавнем прошлом участвовали в деятельности экстремистов, развитие экономики регионов Кавказа и укрепление авторитета традиционного для региона «умеренного» ислама (суннизм).
Распространенные в массовом сознании стереотипы негативного отношения «русских», число которых сокращается, к представителям национальных диаспор, число которых растет, провоцируют рост конфликтности и потенциально создают угрозу дестабилизации. Помимо возникающих на «бытовой» почве конфликтов, стоит учесть возможность использования националистических лозунгов «несистемными» политическими силами. В этих условиях весьма востребовано введение закрепленных законодательно «согласительных процедур», направленных на достижение компромиссов в общественном мнении и предотвращение вооруженных конфликтов, которые в силу эмоционального восприятия этнического фактора зачастую оборачиваются массовыми беспорядками.
Недостаток системных мер в сфере национальной политики, которые бы проводились органами власти как на федеральном, так и на региональном уровне, можно рассматривать как следствие нормативных «пробелов». В общефедеральном масштабе до сих пор фактически не существует законодательства, регулирующего национальную политику. Соответственно, не представляется возможным и принятие «национальных» региональных целевых программ, и принимаемые в регионах с повышенной межэтнической конфликтностью меры носят локальный характер. Исправить эту ситуацию призваны недавние решения, принятые на уровне правительства. Курировать вопросы межнациональных отношений и обеспечивать эффективность межведомственных взаимодействий будет вице-премьер Дмитрий Козак, получивший новые полномочия, при этом Минрегионразвития как «профильное» ведомство займется разработкой отдельной федеральной программы, которая должна создать базу для реализации национальной политики в РФ.
Оксана Гончаренко, Центр политической конъюнктуры, специально для Актуальных Комментариев