Статья
3398 24 сентября 2017 20:00

Новый промах Кудрина

Несмотря на то, что экономисты и политологи из группы Алексея Кудрина продолжают вбрасывать в повестку новые инициативы относительно грядущих реформ, никакого серьезного резонанса они не вызывают. Либо к ним уже привыкли, либо считают их «тепловыми ракетами», не имеющими серьезных перспектив.

На прошедшей неделе команда Кудрина подготовила предложения по реформе государственного аппарата и новой миграционной стратегии. Ранее Кудрин выступил с несколькими программными и критическими заявлениями, обращаясь, прежде всего, к бизнес-сообществу. Со стороны это выглядит как осознанная тактика по наращиванию активности в информполе в преддверии приближающихся президентских выборов и дает повод считать, что возглавляемый Кудриным Центр стратегических разработок (ЦСР) может стать основной фабрикой реформ во время следующего президентского срока Путина.

По данным ЦСР, которые приводил Кудрин на Московском финансовом форуме, 80% чиновников занимаются текущими, а не стратегическими задачами, и в основном не своими функциями, а сиюминутными поручениями, выходящими за рамки их обязанностей. Скорость принятия решений чиновниками не соответствует интересам современного бизнеса, уверен Кудрин. Он также указывал на отсутствие стратегического планирования, системы KPI для госслужащих, которая могла бы служить для проверки их работы и предотвращения коррупции, недостаточную цифровизацию системы управления, что позволило бы сократить число чиновников.

Кудрин предлагал вдвое за шесть лет сократить число контрольных органов и ввести мораторий на регуляторную деятельность, ухудшающую положение малого бизнеса.

Предложения по реформе госаппарата, составленные экспертами «Высшей школы экономики» (ВШЭ) для ЦСР можно считать своеобразным итогом критических замечаний Кудрина. С 2003 года число функций министерств и служб выросло почти в два раза, отмечают эксперты ВШЭ. По данным Росстата, число госслужащих сокращается все последние годы. Но сам госаппарат и расходы на него не снижаются, подчеркивают эксперты ВШЭ. Даже если в 2018 году будут приняты все решения по сокращению госрегулирования, государственный аппарат продолжит расти теми же темпами. Эксперты ВШЭ видят выход не только в сокращении штата чиновников, но и избыточных функций министерств и ведомств. Эту стратегию Кудрин уже представил Владимиру Путину, сообщила «Ведомостям» вице-президент ЦСР Мария Шклярук. Теперь предложения подробно прорабатываются, говорит Шклярук. Насколько они будут востребованы в органах власти судить трудно, представитель Минфина переадресовал вопросы «Ведомостей» в ЦСР, а в Минэкономразвития заявили, что такие предложения им пока не поступали.

В 2004 году правительство уже пыталось реформировать госаппарат схожим образом — функции органов власти сокращались, вместе с ними и число сотрудников, комментирует проректор Академии труда и социальных отношений Александр Сафонов. В результате сотрудники не справлялись с выросшей нагрузкой — или министерства загружали подведомственные учреждения, вспоминает он, и цель реформы не была достигнута — в работе госаппарата произошел серьезный откат.

Предлагая сократить функции ведомств и количество чиновников, ЦСР вместе с тем выступает за создание нового органа, который будет постоянно анализировать и отменять дублирующие и лишние функции органов власти.

Еще одно дополнительное ведомство — миграционное — предлагают создать эксперты ЦСР в своих «Предложениях к миграционной стратегии России до 2035 года». По их мнению, этот орган должен быть гражданским и руководствоваться в своей деятельности специальным Миграционным кодексом, который также предстоит создать.

Неблагоприятные демографические тенденции, убыль и старение населения в период распада СССР были отчасти компенсированы притоком международных мигрантов, как временных, так и постоянных, из других бывших союзных республик, говорится в докладе, написанном по заказу ЦСР. Многочисленные упущения в этой сфере привели к тому, что миграционная привлекательность России снизилась, а поток приезжих стал причиной напряженности в обществе и орудием внутриполитической борьбы, отмечают авторы доклада. Приоритетами в сфере международной миграции они считают стимулирование притока постоянных мигрантов для стабилизации численности постоянного населения России и временных мигрантов для восполнения дефицита российского рынка труда.

В докладе подчеркивается, что важно сохранить безвизовый режим пересечения границ. При этом сдачу экзамена на знание русского языка, истории и законодательства как условия получения разрешительных документов на право работать в России, авторы считают искусственным ограничением на пути иностранных работников. По их мнению, такая мера способна лишь увести потоки трудовой миграции в сферу теневого трудоустройства. На данный момент сдача экзамена по русскому языку для трудовых мигрантов обязательна.

Целесообразно наладить подготовку рабочих кадров из числа мигрантов в России на основе существующих и создания новых учебных заведений системы среднего профессионального обучения, утверждается в докладе. Это обеспечило бы необходимый уровень профессиональной и одновременно языковой подготовки, полагают в ЦСР. Обучение должно проводиться на кредитной основе с условием последующей отработки суммы кредита в России.
  
Таким образом, предложения ЦСР по вопросам внешней миграции, весьма остро стоящим в обществе, отличаются некоторой либерализацией по сравнению с ныне действующим порядком. Трудно не согласиться с тезисом о равной оплате труда как гарантии того, что мигранты не вытеснят с рабочих мест граждан России или с замечанием об отсутствии четких ориентиров на перспективу в миграционной политике. Однако меры, предлагаемые в докладе, отчасти носят характер благих пожеланий. В частности, предложение о налаживании системы среднего специального образования для иностранных рабочих в условиях, когда подобную систему нельзя считать в полной мере отлаженной для самих россиян выглядит немного утопичным. К тому же, в России большой запрос именно на неквалифицированную рабочую силу для ЖКХ и сектора услуг, а фактор именно дешевизны рабочей силы из стран СНГ для предпринимателей является основным.

В равной мере подобные претензии можно предъявить и в отношении других предложений ЦСР. Характеристику нынешнего положения вещей оспаривать трудно, однако предложения по решению проблем кажутся излишне бюрократическими, либо использованными властью. Порой речь идет даже о риторическом сходстве. Так, о проблемах бизнеса и неэффективности госаппарата в схожем ключе, выступая на той же сессии Московского финансового форума, говорил министр по делам Открытого правительства Михаил Абызов, который отметил, что государство на федеральном и региональном уровнях взяло на себя настолько много полномочий, что качественно исполнять их сегодня очень тяжело. Государству необходимо избавиться от лишних функций, отдать их бизнесу, сделать государство компактным, заявил Абызов.

Как бы то ни было, к активности Кудрина и ЦСР уже все привыкли и скорее всего для того, чтобы стать более заметными и востребованными, им придется либо радикализовать свои предложения, либо попытаться добиться внедрения хоть какой-то их части.

Автор:
© 2008 - 2024 Фонд «Центр политической конъюнктуры»
Сетевое издание «Актуальные комментарии». Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-58941 от 5 августа 2014 года, Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-82371 от 03 декабря 2021 года. Издается с сентября 2008 года. Информация об использовании материалов доступна в разделе "Об издании".