Статья
1812 23 октября 2017 17:26

Нужно ли России отказываться от ЕСПЧ?

Россия рассматривает возможность заморозить свое участие в ЕСПЧ и сократить взносы в организацию. Об этом сообщают «РИА Новости».

Сегодня глава комитета Госдумы по международным делам Леонид Слуцкий заявил, что прекращение Россией работы с Европейским судом по правам человека (ЕСПЧ) может повлечь за собой выход из Совета Европы.

В ответ пресс-секретарь генсека Совета Европы Дэниел Хольтген, что Страсбург намерен продолжить диалог с Россией для поиска выхода из тупика с ПАСЕ.

Тема возможного выхода России из ЕСПЧ и других европейских структур вызвала панику в либеральных кругах. «В эту пятницу, 27 октября, Россия сможет расплеваться с ЕСПЧ. Простите за глагол, но он тут самый уместный: решения Европейского суда уже давным-давно бельмо на глазу суверенной демократии, и нужен лишь повод, чтобы их больше не признавать», — написал на своей странице в Фейсбук оппозиционный политик Дмитрий Гудков.

«Актуальные комментарии» выясняли, как российские политики и общественные деятели относится к возможному выходу России из ЕСПЧ.

Адвокат, член Общественной палаты Елена Лукьянова считает, что несмотря на существующие разногласия, до разрыва отношений с ЕСПЧ дело пока не дойдет.

«Я не думаю, что Россия это сделает. Мне не хотелось бы комментировать подобные разговоры. Я считаю, что это очень плохо для России, в первую очередь плохо для граждан. Чтобы это решение было принято, надо денонсировать Конвенцию по правам человека и выйти из Совета Европы. Я другого выхода не вижу. Пойдет ли на это Россия? Пока не думаю. Хотя все может быть. Денонсация Конвенции — означает нашу изоляцию. Выпадение из современного пространства», — отметила Лукьянова.

Она подчеркнула, что денонсация международного договора — довольно простая процедура. «Как парламент ратифицировал, так может и денонсировать. Речи об этом пока не идет — никто не вносил законопроект о денонсации международного договора. Пока информация о том, что мы прекращаем работу с ЕСПЧ больше похожа на слухи и домыслы», — считает Лукьянова.

Президент Фонда «Центра политических технологий» Игорь Бунин также считает, что Россия не должна выходить из ЕСПЧ.

В парламентских фракциях мнения разделились. Депутаты сходятся во мнении, что решения ЕСПЧ слишком политизированы, однако предлагают разные методы взаимодействия с этой организаций. Многие, наоборот, за скорый выход из ПАСЕ, Совета Европы и «развод» с ЕСПЧ.

Так, депутат Государственной думы от «Справедливой России» Михаил Емельянов считает, что разорвать отношения с Европейскими структурами нужно было давно.

«Здесь важна политическая сторона. Выход из ПАСЕ и Совета Европы давно назрел. ЕСПЧ — часть Совета Европы. И дело не в том, что ЕСПЧ и Парламентская Ассамблея Совета Европы регулярно предпринимают ангажированные антироссийские действия. Совет Европы как организация давно устарела. Это была первая организация, интегрирующая страны в европейские структуры. Но после этого появились другие организации, такие, как Европарламент, который в отличие от Совета Европы обладает реальной властью. В ПАСЕ собираются маргинальные политики, единственная задача которых — воспитывать Россию», — отметил он.

По словам Емельянова, особого смысла сотрудничества с этой организацией у нас нет. Политик напомнил, что когда Россия вступала в Совет Европы, предполагалось, что это — первый шаг на пути вступления в Евросоюз. «Сейчас совершенно понятно, что там нас совсем не ждут. Мы туда и не стремимся». — сказал Емельянов.

Он выразил уверенность, что соблюдение прав человека обусловлено внутренней зрелостью общества, потому никакие внешние силы реально обеспечить права человека в другой стране не могут.

Законопроект о денонсации Международной конвенции, по словам Емельянова, эсеры вносить не собираются. «Полагаю, такой законопроект должны вносить правительство или президент», — отметил он.

В ЛДПР менее категоричны. Член комитета Государственной думы по международным делам Антон Морозов считает, что этот вопрос нужно обсуждать. «Последние решения ЕСПЧ довольно политизированы и не отвечают интересам Российской федерации. Но конкретное решение о выходе надо принимать только взвесив все „за“ и против». Некоторые решения принимаются и в пользу России«, — отметил он.

Депутат отметил, что Европейский суд по правам человека отстаивает интересы российских граждан, которые туда обращаются. Выход из ЕСПЧ будет ущемлять права российских граждан, которые обращаются в дополнительную инстанцию для защиты своих прав. «Скорее, решение не политическое, а юридическое. Судебные инстанции должны решить — насколько полезен нам ЕСПЧ», — отметил Морозов.

Депутат от КПРФ Леонид Калашников также считает, что нужно принять взвешенное решение. Однако предлагает другие методы. По его словам, можно ограничиться тем, что не выполнять определенные конвенции, по результатам которых ЕСПЧ принимает решение.

Калашников как и его коллеги подчеркнул, что многие решения суда слишком политизированы. «Моя позиция как рядового человека, а не депутата, который работал в ПАСЕ, в этом вопросе можно пойти по пути Америки. Поставить юрисдикцию и главенство внутренних законов над внешними. Те же США, которые помогали нам писать Конституцию, где можно заметить превалирование внешних законов над внутренними, у себя такую „схему“ не реализовали. Нам лучше изменить конституцию, оставаясь при этом в ЕСПЧ и других европейских организациях. Можно изменить международные договора, чтобы внутренние законы превалировали над внешними», — отметил он.

Напомним, Россия с 2016 года не направляет необходимые для аккредитации своей делегации документы в ПАСЕ, так как в 2014-2015 годах российских парламентариев лишили права голоса на сессиях и возможности участвовать в работе уставных органов ассамблеи из-за позиции по Крыму. Поэтому вопросы о выходе России из соглашений постоянно актуализируются.

Автор:
© 2008 - 2024 Фонд «Центр политической конъюнктуры»
Сетевое издание «Актуальные комментарии». Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-58941 от 5 августа 2014 года, Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-82371 от 03 декабря 2021 года. Издается с сентября 2008 года. Информация об использовании материалов доступна в разделе "Об издании".