Статья
22 Июня 2009 7:39

О свободе нечестной конкуренции

<p>Я и раньше знал, что закон № 94−ФЗ, трактующий вопросы размещения госзаказов, достал всю Россию, но только опубликовав на эту тему колонку («О том, кому петь Лоэнгрина», № 15 от 20.04.09), воочию увидел, насколько всю и насколько достал. С того момента знакомые и незнакомые люди то устно, то письменно всё рассказывают мне постыдные и смешные истории о плодах этого треклятого закона — и нет таким историям конца и края. Не придумать лучшей иллюстрации к бессмертной формуле ЧВС: «Хотели как лучше — получилось как всегда». Во имя борьбы с коррупцией запретили чиновникам выставлять условия претенденту на подряд: нельзя ни поинтересоваться его квалификацией, ни спросить, имеются ли у него нужные мощности, — ничего нельзя. Намертво связали руки бюрократу! В результате расплодили такое разбазаривание казённых денег и такой денной грабёж, каких прежде и не видывали.<br>
<br>
Вот пример. Крупный завод проигрывает тендер на модернизацию военных самолётов. Выигрывает какая-то мелкая фирмёшка: запросила меньшую сумму. Заводчане спрашивают у победителя: а где ты, скажем, вот такую плату возьмёшь — тебе же её сделать некем и не на чем? А победитель говорит: со старых самолётов наковыряем — или купим. При этом «купим» означает, по-видимому, «дадим на водку вашим же работягам — они нам через проходную вынесут»: за те деньги (да ещё, скорее всего, «минус откат»), за какие фирмёшка подрядилась выполнять модернизацию, ничего, кроме утилизации мусора и скупки краденого, не учинишь. 94−ФЗ во весь рост.<br>
<br>
Есть две новости, хорошая и плохая. Хорошая состоит в том, что не так уж мало людей понимают потенциал деградации, заложенный в этом чудо-законе, а потому работают и будут работать над тем, чтобы его — поначалу хотя бы частично — нейтрализовать. О том, как бороться с этой моровой язвой, «Эксперт» ещё напишет — и, боюсь, не один раз. Плохая же новость в том, что авторы 94−ФЗ, ФАС и Минэкономразвития, по-прежнему в восторге от заложенной в нём идеологии и тиражируют её в областях, к госзаказу уже не относящихся.<br>
<br>
Недавнее постановление правительства (№ 386 от 30.04.09) как раз в этом духе отрихтовало сотрудничество между банками и страховыми компаниями. До выхода этой бумаги у банков было в обычае давать страховым компаниям аккредитацию — и связывать предоставление кредитов со страхованием заёмщиками рисков именно в аккредитованных СК. Практика таких соглашений с годами становилась всё более цивилизованной, но ФАС продолжала считать, что пулы СК при банках нарушают свободу конкуренции среди страховых компаний, особо дискриминируя малые СК, — и вот пролоббировала названное постановление. Теперь требования банков к страховым организациям не могут включать: ограничений по уставному капиталу, по размеру страховых резервов и собственных средств, по наличию рейтинга российских и международных агентств. Узнаёте логику 94−ФЗ? Не смей спрашивать у мелкого жулика, берущегося модернизировать бомбардировщики, знает ли он закон Ома. Не спрашивай про страховщика, страхующего, например, имущество, которое твой банк берёт в залог, откуда следует, что при наступлении страхового случая у него найдутся хоть три рубля.<br>
<br>
Не надо быть провидцем, чтобы предсказать, к чему приведёт постановление № 386. Признавать достаточным страховой полис, выписанный кем попало, банки всё равно ведь не будут. Они по-прежнему будут пользоваться в реальной работе разумными критериями отбора СК, только теперь им придётся делать это скрытно. В самом невинном случае они просто не будут работать с клиентами, предлагающими неадекватное (на взгляд банка) страхование. Такому клиенту будут день за днём тихо и вежливо говорить, что такая-то бумажка составлена неправильно, такой-то справки недостаёт, заявку не успели рассмотреть на кредитном комитете, инопланетяне похитили папку с документами — и так без конца. Понятливый клиент сменит СК, непонятливый пойдёт лесом. Так на месте вполне цивилизованных рыночных процедур искусственно напущен никому не нужный — и, разумеется, чреватый коррупцией — туман.<br>
<br>
Создаётся впечатление, что единственный признак свободы конкуренции, заботящий ребят из ФАС, состоит в том, чтобы человеку с улицы было запрещено дать понять, что он чем-то отличается от гранда. Они утверждают, что борются с коррупцией, запрещая выдвигать надуманные критерии отбора подрядчиков (страховщиков и проч.). Но беда-то в том, что новички (и жулики) отличаются от мастеров, а малые компании от больших по самым что ни на есть разумным критериям, и, запрещая их, фасовцы поборают не коррупцию, а здравый смысл. Вот недавно ФАС сначала «наехала» на Агентство по ипотечному жилищному кредитованию за такой же, как в банках, отбор страховщиков, а потом «отъехала». Почему? Потому что АИЖК добровольно согласилось на все требования ФАС — в частности, тоже перестало требовать от СК наличия рейтинга. А ведь это, собственно, и значит, что АИЖК, как и банкам, запрещено всерьёз оценивать качество претендентов на сотрудничество. Ведь будем честны: нарисовать требуемый уровень любого показателя на отчётную дату — дело нехитрое. Парочка финансовых перетоков между аффилированными юрлицами, несколько договоров репо — и на нужное число в вашей СК и резервы такие, что залюбуешься, и активы неимоверной ликвидности, а не та «бронза», что забивала баланс неделей раньше и вернётся в него неделей позже. Серьёзное же рейтинговое агентство, международное ли, отечественное, так легко не обдурить. Так вот: не моги требовать наличия рейтинга!<br>
<br>
И кстати, раз уж вспомнили про рейтинги: отчего же добрый ФАС насаждает свободу конкуренции так выборочно? Чтобы включить ценную бумагу в ломбардный список Банка России, её эмитент должен иметь рейтинг определённого уровня от одного из трёх международных рейтинговых агентств. Таковы же требования Минфина к активам, принимаемым для покрытия резервов и собственных средств страховщика. Почему ФАС не требует прекратить дискриминацию отечественных рейтинговых агентств? Неужели свободы конкуренции между их Фитчем и их Муди для нашего ФАС достаточно? <br>
</p>
16 Ноября 2016 Главное  Артемьев заявил о коррупции в госкомпаниях Подавляющее большинство торгов, проводимых госкорпорациями, является фикцией, нужны существенные поправки в закон о закупках компаний с госучастием, заявил глава ФАС РФ Игорь Артемьев. Наблюдатели отмечают усиление антикоррупционной повестки. 5 Августа 2016 Экономика  Конкуренцию сделают приоритетом Президенту РФ Владимиру Путину предлагают объявить приоритетом в государственной политике конкуренцию. С таким обращением к главе государства обратилась ФАС, которая уже подготовила проект указа президента об основных направлениях антимонопольной политики. 25 Июля 2016 Регионы  Губернаторов заставят следить за тарифами Губернаторов могут заставить лично следить за завышением тарифов ЖКХ. Федеральная антимонопольная служба (ФАС) предлагает главам регионов исправлять ситуацию с завышениями в 15-дневный срок, в противном случае к ним будут применять дисквалификацию или штраф.
  • вконтакте
  • facebook
  • твиттер

© 2008-2016 НО - Фонд «Центр политической конъюнктуры»
Сетевое издание «Актуальные комментарии». Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-58941 от 5 августа 2014 года. Издается с сентября 2008 года. Информация об использовании материалов доступна в разделе "Об издании".