Обеспечение стабильности
Важнейшие информационные кампании минувшей недели были связаны с кадровой политикой Центра, а также терактом на Баксанской ГЭС в Кабардино-Балкарии.
Ротация кадров в составе губернаторского корпуса продолжается: вскоре после вступления Рустема Хамитова в должность президента Башкирии Дмитрий Медведев внес на рассмотрение депутатов заксобрания Чувашии кандидатуру вице-премьера регионального правительства Михаила Игнатьева для наделения его полномочиями главы региона. Интересно отметить, что в первом случае представители региональной элиты заинтересованы, скорее, в сохранении сложившегося «баланса сил», тогда как во втором стремятся к переделу сфер влияния. Этим объясняется, в частности, активное обсуждение перспектив сохранения премьер-министра Башкирии Раиля Сарбаева и ключевых чиновников исполнительной власти региона на своих постах, а также негативная оценка Игнатьева со стороны чувашской оппозиции, представители которой заявили о намерении провести митинги протеста. Демонстративно «несогласная» реакция на кадровый выбор Центра в Чувашии была мотивирована, в первую очередь, стремлением оппозиционных игроков, которые за годы президентства Николая Федорова были лишены возможностей влияния на политический процесс, к усилению своих позиций. На процесс утверждения Игнатьева в должности президента республики протесты не повлияют, однако в дальнейшем можно прогнозировать обострение внутриэлитных конфликтов в регионе.
Между тем на федеральном уровне уже готовятся новые кадровые решения: в начале осени прогнозируется смена власти в Мордовии и Калмыкии. Руководители обеих республик завершают четвертые сроки пребывания у власти, однако политические и социально-экономические итоги руководства Николая Меркушкина и Кирсана Илюмжинова различны; разным, вероятно, будет и сценарий обновления кадров. В Мордовии можно ожидать формирования «пула» кандидатов по принципу преемственности власти: работа действующего главы Николая Меркушкина на федеральном уровне оценивается как достаточно успешное, продолжение курса вполне целесообразно. В Калмыкии же, где сложившийся авторитарный режим Кирсана Илюмжинова не в полной мере эффективен (как с точки зрения обеспечения политической стабильности и прогресса социально-экономического развития, так и с точки зрения противодействия преступности, в частности, идущему из приграничных стран наркотрафику) скорее, произойдет реформирование системы власти за счет изменения внутриэлитной «расстановки сил». Особенности политической ситуации обусловливают сложность решения кадрового вопроса в Калмыкии: «депрессивный» регион, уровень жизни в котором остается одним из самых низких в России, непривлекателен для политиков федерального уровня, собственного же «преемника» с достаточным опытом управления, как и устойчивой «команды» соратников, у президента республики нет.
Помимо этого, руководство «Единой России» на минувшей неделе высказалось в поддержку губернатора Калининградской области Георгия Бооса. Срок действия его полномочий завершается в сентябре, и после произошедших в январе-марте текущего года акций протеста в медийном пространстве активно распространялись слухи о грядущей отставке Бооса. Однако главе самого западного региона России, по всей видимости, удалось компенсировать имиджевые потери за счет налаживания диалога с оппозиционными игроками, что существенно повысило его шансы на сохранение поста.
Наконец, политические последствия взрывов на Баксанской ГЭС в Кабардино-Балкарии также рассматриваются многими региональными экспертами в контексте федеральных приоритетов кадровой политики. Ключевым из них остается обеспечение стабильности на подведомственной тому или иному главе региона территории, и создание новых угроз безопасности, теоретически, может свидетельствовать о недостаточной эффективности управления. Срок действия полномочий президента КБР Арсена Канокова истекает в сентябре 2010 г. Учитывая комплекс факторов, связанных с террористической активностью в регионах СКФО, подобный аргумент вряд ли можно признать состоятельным. Более того, тенденции социально-экономического развития Кабардино-Балкарии имеют устойчивую позитивную динамику, глава региона активно использует обширные личные связи в бизнес-кругах для привлечения инвестиций в местные производства. Учитывая это, а также лояльность Канокова федеральным инициативам, пролонгация его полномочий на второй президентский срок весьма вероятна.
Если же говорить об общефедеральном политическом смысле теракта, то важно подчеркнуть: не столь важно, имели боевики (и какой именно группировки) отношение к недавней диверсии или нет. Задача демонстрации своей активности и силы ими выполнена, кроме того, оказано негативное влияние на состояние общественного мнения (распространение паники – один из ключевых факторов дестабилизации ситуации в долгосрочной перспективе). Помимо этого, стратегически важным для федеральных властей является обеспечение безопасности и надежности работы инфраструктурных объектов, которые будут задействованы при проведении Олимпийских Игр в Сочи: теракты, подобные взрыву на ГЭС или железной дороге (что неоднократно случалось в Дагестане и Ингушетии), показывают, в первую очередь, недостаточную защищенность предприятий жизнеобеспечения в северокавказском регионе. Это препятствует созданию благоприятного инвестиционного климата и ставит под сомнение принципиальную возможность реализации масштабной программы социально-экономического развития, которая в июне была представлена полпредом Александром Хлопониным и получила поддержку Дмитрия Медведева и Владимира Путина. Северокавказский регион, несмотря на устойчивые положительные тенденции в развитии отдельных его районов (таких, как Чечня, Кабардино-Балкария, Северная Осетия), по-прежнему имеет негативный имидж, связанный с угрозами безопасности, что препятствует развитию бизнес-активности.
Решение проблемы обеспечения безопасности инфраструктуры потребует от федеральных властей системного подхода. Вероятно, конкретные предложения поступят от комиссии во главе с вице-премьером Игорем Сечиным уже к началу осени: президент поручил ему разработать «принципиально новую систему, рассчитанную на защиту всех сооружений подобного рода, особенно на Кавказе». Речь идет о создании «единой системы недопущения террористических актов», причем в оперативном режиме. Кроме того, вполне целесообразным выглядит предложение главы государства по привлечению влиятельных представителей региональной общественности (таких, как старейшины) к решению проблемы обеспечения безопасности промышленных объектов: речь идет о повышении бдительности населения и пресечении сложившейся в отдельных районах практики пособничества боевикам, которые опираются на традиционно устойчивые в северокавказском регионе родственные связи.
Оксана Гончаренко, ведущий эксперт Центра политической конъюнктуры, специально для Актуальных Комментариев