Статья
1 Сентября 2015 13:33

Однолетний бюджет

Однолетний бюджет
Фото: ТАСС

Сложная экономическая ситуация заставила правительство задуматься о возвращении к однолетнему бюджетному планированию вместо нынешнего трехлетнего. Экономисты признают: предложение разумное. Но в то же время высказывается мнение, что таким образом кабмин расписывается в собственной несостоятельности.

Мера отчаяния

Как утверждают эксперты, идея перейти к однолетнему бюджету России – это реакция на волатильность нефтяных цен и неопределенность на валютном рынке. Предложение, безусловно, оправданное, но это мера отчаяния, считает директор аналитического департамента инвестиционной компании «Евроинвест» Владимир Рожанковский.

«Шаг правильный, но приступа эйфории я по этому поводу не испытываю. Правительство просто показывает, что Минфин не в состоянии прогнозировать, выдавать опорные цифры правительству с тем, чтобы оно могло верстать долгосрочные бюджеты, – объясняет аналитик. – На протяжении последних полутора лет у нас очень волатильны рынки. У нас есть ключевые позиции – это нефть, отношение рубля к доллару, рубля к евро. Вот эти "три кита" колеблются в очень широких пределах. Правительство просто расписывается в том, что оно не в состоянии контролировать движение рубля».

Советник по макроэкономике гендиректора брокерского дома «Открытие» Сергей Хестанов также отмечает, что решение перейти к однолетнему бюджету вызвано быстро меняющимися внешними условиями, при которых планировать бюджет сразу на три года кабмин уже не может.

«С одной стороны, эта мера позволит заметно увеличить гибкость бюджетного планирования. С другой стороны, это решение достаточно объективно свидетельствует о том, что трудности, с которыми столкнулось правительство при составлении бюджета, настолько велики, что вписать такое сильное изменение внешних условий в трехлетний бюджет у правительства просто не получается», – заявил экономист.

По его оценке, кабмин пытается адаптироваться к этим гораздо более изменчивым, чем раньше, внешним условиям. «Сейчас динамика настолько изменчива, что составить хоть сколько-нибудь надежный трехлетний прогноз, который нужен для трехлетнего планирования, практически невозможно», – подчеркивает Хестанов.

Антикризисный план не работает

Антикризисный план, который сейчас реализует правительство, также вызывает у специалистов неоднозначные оценки. Многие сомневаются в его эффективности.

Так, директор аналитического департамента компании «Альпари» Александр Разуваев полагает, что этот план вместе с правительством «можно спустить в шредер». «У нас должна быть совершенно другая экономическая политика, основанная на стимулировании госрасходов и внутреннего спроса, на что как раз и подойдет бывший Стабфонд. Соответственно, эту политику должны реализовывать уже другие люди», – убеждён эксперт.

Хестанов же отмечает, что сейчас основную роль играет не столько антикризисный план, сколько гибкость курса рубля. «Изменчивость курса рубля фактически способствует надстройке бюджета на изменение сырьевых цен. То есть если цена на нефть падает и курс рубля падает, это приводит к тому, что меньшее число долларов, которые поступают от экспорта, меняются на такое же количество рублей. В результате, с одной стороны, ослабление рубля никого не радует, но с другой стороны, это же ослабление рубля способствует большей устойчивости бюджета, что, безусловно, позитивно», – констатирует экономист.

Читайте также Обвал рубля: шанс или тупик?

Рожанковский со своей стороны полагает, что нынешний кризис в России во многом является рукотворным: «Мы не вовремя предприняли некоторые существенные действия, которые очень серьезно повлияли на ситуацию – в частности, "отвязали" рубль, пустили его в вольное плавание накануне обвала цен на нефть и в разгар кризиса санкций. Мы одной рукой создаем себе проблемы, а другой эти проблемы решаем. Но мы все-таки быстрее их создаем, чем успеваем решать».

Слезть с нефтяной иглы не получится

Однако экономические трудности вряд ли заставят кабмин заняться проведением структурных реформ. По мнению аналитиков, ожидать в ближайшее время модернизации экономики не приходится.

«Нужно стимулирование внутреннего спроса и создание внутреннего рынка. Но нынешнее правительство на это не способно, поэтому все надеемся на то, что нефть подорожает», – говорит Разуваев.

Хестанов также не видит в ближайшем будущем предпосылок для диверсификации экономики и избавления от нефтяной зависимости. «Скорее всего, эти явления произойдут самопроизвольно, без каких-то специальных усилий со стороны правительства, при условии, что цены на нефть снизятся и задержатся достаточно долго. Вот это – самый лучший стимул, и он гораздо эффективнее, чем любые программы», – полагает экономист.

Не ожидает какой-либо трансформации российской экономики и Рожанковский. «Для этого нужны инвестиции. А для того, чтобы были инвестиции, нужно, чтобы либо внешний капитал в Россию вкладывался (об этом говорить преждевременно, даже частичная отмена санкций – это пока вопрос неближней перспективы), либо надо использовать "внутренний жирок", как его называют экономисты, то есть дополнительные доходы, которые мы получаем сверх того, что запланировано в расходной части. Это возможно только в том случае, если нефть серьезно вырастет, до 80 долларов за баррель и выше. Но я не прогнозирую в ближайший год такого серьезного отскока», – анализирует эксперт.

«Поэтому будем жить, как живем, и надеяться на бога и на нефть. А потом, когда нефть поднимется, будем надеяться, что наконец-то у нас примут к сведению такие вещи, как экономическая эффективность и экономическая целесообразность», – подытожил Рожанковский.

Бюджет России: чиновники боятся ошибки в прогнозах

О том, что бюджетный процесс в 2015 году может быть изменен, сообщила сегодня газета «Ведомости» со ссылкой на двух высокопоставленных чиновников. С предложением вернуться к однолетнему бюджету, по данным издания, выступил финансово-экономический блок правительства. В администрации президента оно не встретило возражений.

Собеседники газеты объясняют эту меру тем, что влияние таких факторов, как возможность усиления санкций, нестабильная сырьевая конъюнктура, курсовые качели и торможение Китая, невозможно оценить на три года вперед. Поэтому трехлетний бюджет сейчас может создать риски: если реальность окажется хуже прогноза, возникает угроза секвестра. Однолетний же бюджет, как заявил один из чиновников, «будет иметь хоть какую-то связь с реальностью». Напомним, что один раз правительство уже отказалось от трехлетнего плана – бюджет на год принимался в 2008-ом.

Внести новый проект бюджета в Госдуму планируется 25 октября, а не 1 октября, как требует Бюджетный кодекс. По данным СМИ, споры в правительстве до сих пор продолжаются. Не исключены и баталии на стадии утверждения бюджета в парламенте.

Ожидается, что в 2015 году дефицит бюджета составит 2,68 триллиона рублей. Нехватку планируется финансировать за счет средств Резервного фонда. В бюджет заложена стоимость нефти в 50 долларов за баррель.

Накануне премьер-министр России Дмитрий Медведев заверил, что при подготовке бюджета правительство учтет текущие экономические сложности – неопределенность на валютном рынке и обвал цен на нефть. Задача кабмина, по словам Медведева, – подготовить сбалансированный бюджет, который бы позволил сохранить макроэкономическую стабильность и исполнить социальные обязательства.

По итогам первого полугодия 2015 года дефицит бюджета России составил 889,3 миллиарда рублей.

Автор:
30 Ноября 2016 Новости  США выделит Киеву $350 млн военной помощи Конгресс США намерен выделить для оказания военной помощи Украине в будущем финансовом году $350 млн, сумма заложена в проект оборонного бюджета. Об этом сообщил представитель аппарата комитета Сената по делам вооруженных сил. 21 Сентября 2016 Главное  Бюджет партий в России сократится на 30% Прошедшие выборы в Государственную Думу РФ повлияли не только на распределение мест. Низкая явка избирателей сократит партийные бюджеты на ближайшие пять лет. По итогам выборов финансирования лишится «Яблоко». 31 Августа 2016 Экономика  Правительство не поддержало Минфин Правительство России не поддержало способы повышения доходов бюджета, предложенные Минфином. Предложенные меры могли принести дополнительные 2,5 трлн рублей за 2017-2019 годы. Обсуждение параметров бюджета на ближайшие три года продолжается.
  • вконтакте
  • facebook
  • твиттер

© 2008-2016 НО - Фонд «Центр политической конъюнктуры»
Сетевое издание «Актуальные комментарии». Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-58941 от 5 августа 2014 года. Издается с сентября 2008 года. Информация об использовании материалов доступна в разделе "Об издании".