Статья
3881 17 Мая 2018 19:47

Оставлять нельзя повышать

Начнем с того, что в 2022 году стартует реализация пенсионных прав граждан 1967 года рождения. Впервые произойдет массовое назначение пенсий, когда граждане должны, достигнув пенсионного возраста, воспользоваться своими пенсионными правами на выплаты пенсионных накопления при выходе на пенсию. 

Это первая по возрасту категория граждан, которая претендует на выплату своих пенсионных накоплений с начала последней пенсионной реформы 2000 годов. Так что пенсионным государственному и негосударственным фондам придется не сладко. За период кризиса 2008-2009 гг. и 2014-2018 гг. суммы потерь пенсионных накоплений от управления ими владельцами НПФ «Будущее», «Открытие», «Софмар» и так далее свершились со значительными убытками, по разным источникам до 1 трлн. рублей. Многие потеряли инвестиционный доход за 5 лет из-за неправомерного «перевода» граждан из фонда в фонд. От того, как регулируется система, становится грустно, а от того, как это скажется на самих гражданах - совсем грустно. 

Вместе с тем, выход на пенсию или повышение пенсионного возраста неуклонно приближается и в этой связи подвергается всестороннему анализу на предмет социально-экономических последствий и требует осмысления в части его изменения. Об этом не первый год идет активная дискуссия. Время принимать решение пришло. В рамках государственной социальной политике этот этап реформы или изменений можно рассмотреть, как пенсионный маневр. По сути он уже начался, когда функция сбора страховых взносов была передана в ФНС. Теперь персональные страховые взносы собираются как налоги, а ПФР обеспечивается трансфертом из бюджета. Далее вступает механизм начисления и выплаты пенсии. В очень упрощенном изложении он выглядит следующим образом. Берется общая сумма накопленных баллов и накоплений, выводится итоговая сумма, которая делится на 240 месяцев (20 лет) вашего «периода дожития» (определено законом) и получается сумма в год. Потом ее делят на 12 месяцев и получается ежемесячная выплата из накопленных вами средств. Получаем то, что имеем. Средний коэффициент замещения (читай средняя пенсия 13,6 тыс. руб.) покрывает не более 34% от средней заработной платы и по оценке экспертов к 2030 году может упасть до 25%. Не устраивает никого. В Европе 60%. Нюансов у нас много. Остановимся на некоторых из них. 

Копили вы свои накопления долго. Точнее, за ваш труд и за утрату вашего здоровья на протяжении всего трудового стажа вас страховал работодатель, начисляя на вашу зарплату определенные проценты и отправлял их в пенсионный фонд ежемесячно. И вот у вас наступил страховой случай — вы достигли пенсионного возраста. Законодательно определено, что вы еще должны или сможете прожить 20 лет (240 месяцев) и, чтобы вы не истратили все свои накопления сразу — вам решено их выплачивать еще 20 лет. Не будем обсуждать цинизм самого понятия «дожития», но получать вы будете 13,6 тысяч рублей (средняя пенсия по стране 2017 г.) Копили за свое здоровье всю жизнь, а вам дают право их получать (забрать) аж еще 20 лет. А жить-то на старости хорошо и в достатке хочется сразу! За прошедшие 30-40 лет в России повысился средний возраст продолжительности жизни до 72 лет. Мужчины — 67,5. Женщины −77.4 года. Этому способствовала разные факторы, в т.ч. развитие медицины, улучшение экологии, здоровое питания и прочее. Правы сторонники повышения пенсионного возраста, так как средний возраст продолжительности жизни в 1970 г. был один, а сейчас — другой. И, если продолжительность возросла, то и трудоспособный возраст должен так же вырасти. Повышение пенсионного возраста для мужчин и женщин до 63 лет по полгода в год позволит увеличить страховые пенсии на 30 %. С этой точки зрения логично повышать пенсионный возраст. На это давят и финансовые проблемы, изложенные выше, невозможность дальнейшего повышения НДФЛ, медленный прирост заработной платы, населения и прочее. 


Но, с другой стороны, уровень благосостояния населения увеличился, социальная направленность госполитики возросла, расходы бюджета на социальные программы увеличиваются. Президент констатировал, что Россия — это социальное государство и приоритет борьбы с бедностью поставлен во главу угла. Социальная справедливость приобретает все большие признаки и черты. Майские указы тому подтверждение. Так почему бы тогда не изменить расчет фактора «дожития» в этих условиях? Почему при увеличении возраста выхода на пенсию надо оставлять «период дожития» в 240 месяцев без изменения при условии, что средняя продолжительность жизни 72 года? Сами себе противоречим. Вышел на пенсию в 60 лет, плюс «доживаешь» еще 20. Тогда у нас средний уровень продолжительности жизни 80 лет уже сейчас. Странная математика у Министерства труда получается.

Понятно, что государству выгодно выплачивать 20, а еще лучше все 30 лет, «растянув» выплаты по своим социальные обязательствам. Получается, что это абсолютно расчетная цифра, которая подгоняется под выплатной бюджет и обретает ежегодно форму Федерального закона. Но, тогда вопрос. В каком государстве мы живем, если это и нелогично по форме и несправедливо по сути. Необходимо «период дожития» ограничить и привязать к фактическому среднему возрасту продолжительности жизни в стране. Сегодня 72. Тогда для граждан идея повышение пенсионного возраста должна получит такой месседж. Жить стали дольше? Факт! Трудоспособный возраст увеличиваем, например, до 60-65 лет. Пенсионный возраст увеличиваем так же и это тоже логично. Надо отметить, что и сейчас из 43 миллионов пенсионеров 30% продолжают работать до 60 лет, правда не все от хорошей жизни. Пенсионная система многофакторная и нельзя рассматривать вопрос повышения пенсионного возраста в отрыве от всего остального. Решать задачу необходимо комплексно.

Надо отметить, что фактор роста заработной платы, фактор эффективного управления пенсионными накоплениями и повышение инвестиционного дохода в совокупности дадут реальный расчетный прирост ежемесячной пенсии. Тогда и гражданам это понятнее будет, если говорить комплексно, а не пугать только повышением пенсионного возраста. Вместе с тем, «период дожития» необходимо ограничить до уровня средней продолжительности жизни в стране - 72 года (по итогам 2017 года). Можно еще глубже проработать вопрос через региональную классификацию, так как в разных регионах средний возраст тоже разный. Создать региональные категории и кластеры по возрасту, а не чесать всех под одну гребенку. Представим, что подняли пенсионный возраст. Выходит женщина 1967 года рождения на пенсию не в 2022 году, как положено сейчас, достигнув 55 лет, а в 60 лет или на 5 лет позже — в 2027 г., как хотят сделать. Средняя продолжительность жизни по стране достигает, предположим, 73 года. В этом случае, при определении ее пенсионных прав ей рассчитывается «дожитие» еще 13 лет. Тогда и все ее накопления делятся не на 240 месяцев как сейчас, а на 156, что составляет 13 лет. Справедливо. Следовательно, и ежемесячная пенсионная выплата возрастет, примерно на 35 % ежемесячно в совокупности со всеми остальными факторами, изложенными выше.

Увеличивается или уменьшается средняя продолжительность жизни — ежегодно рассчитывается соответствующий «период дожития», как разница между средней продолжительностью жизни по стране и самим пенсионным возрастом застрахованного. Применяется гибкая система. Мало того, за период так называемого «дожития» уровень жизни так же может меняться в лучшую сторону и средний возраст продолжительности жизни так же может возрасти. А государство рассчитало лет 10 назад пенсионеру его выплаты исходя из ситуации на 10 лет назад. Но, она изменилась и вот мы опять имеем бедных пенсионеров, которые через 10-15 лет после выхода на пенсию еще «доживают», но находятся за чертой бедности. Сами проецируем бедность на 10-15 лет вперед. И здесь можно было бы придумать механизм индексации, при определенных условиях. Если уж «социальное государство», так пусть оно будет действительно «социальным» надолго. Стратегию надо заложить уже сейчас, чтоб лет на 20-30 хватило, а у нас все время пенсионная пирамида получается. Теперь и запятые каждый сам может расставить.

Эльдар Янбухтин специально для «Актуальных комментариев».
Актуальные комментарии
© 2008-2018 НО - Фонд «Центр политической конъюнктуры»
Сетевое издание «Актуальные комментарии». Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-58941 от 5 августа 2014 года. Издается с сентября 2008 года. Информация об использовании материалов доступна в разделе "Об издании".