Открытие Года учителя
Года учителя
Указ о его проведении президент Дмитрий Медведев подписал в марте 2009 года. В указе были определены цели Года: он проводится для развития творческого и профессионального потенциала учителей, повышения социального престижа профессии учителя.
Несмотря на трудности в сфере образования, на изменения в системе ценностей, которые произошли в последние десятилетия, учителя по-прежнему обладают большим авторитетом. Согласно опросам ВЦИОМ, наибольшим доверием жителей России пользуются именно учителя, им доверяют 68 процентов россиян. На втором месте в рейтинге доверия - священнослужители (62%). Далее следуют журналисты (32%). Наименьшим доверием пользуются милиционеры (23%). Примечательно, что в первую тройку не попали врачи.
Проведение Года учителя педагоги обсуждали на Всероссийском педагогическом собрании (ВПС) в октябре 2009 года. В интервью
«Всероссийское педагогическое собрание выступило общественным экспертом по новым стандартам в средней школе. Мы развернули обсуждение стандартов по всей стране, в каждом из 67 региональных отделений. Затем сделали большую всероссийскую конференцию с региональными включениями. Директора школ тогда говорили, что Всероссийское педагогическое собрание заставило посмотреть эти новые стандарты, разобраться в них. И теперь голос учителя, директора школы, завуча будет услышан, и через нашу общественную организацию мы сможем в этом плане заявить о своём видении, о своих замечаниях», - сказала Валентина Иванова.
В этом году стоит ожидать, что голос учителя будет услышан еще более широко: не только учениками и педагогическим сообществом, но общественностью России в целом.
Основные усилия в Год учителя должны быть нацелены на инвестиции в педагога. Подготовка и переподготовка должна отвечать требованиям новых образовательных стандартов, которые сейчас вводятся в российских школах. Вскоре мы будем оценивать не только знания о предмете, полученные учениками, но и надпредметные знания, личностные результаты ребенка. Планировать обучение придется по-новому, будут внесены существенные изменения в преподавание информационных технологий. Все эти новации потребуют в первую очередь педагогов высокой квалификации.
Конечно, надо также продолжать решать проблемы социального статуса учителя. Здесь речь идет не только об оплате труда, но и о восстановлении уважения к нелегкому труду, которое было раньше.
В числе мероприятий планируется провести ряд конкурсов как федерального, так и регионального масштаба, на которых лучшие педагоги получат материальные призы и заслуженное признание. Необходимо поддержать учителей, которые работают по инновационным подготовительным программам. Хочется, чтобы в рамках Года учителя инициативу проявили и власти в субъектах федерации – например, снабдив всех педагогов ноутбуками. Это позволит им более качественно готовиться к урокам.
Общее правило сегодня такого, что учитель - это бедная профессия, которая деградирует. Она не позволяет школе выполнять свою основную функцию, нести знания и ценности. Это является очень существенной проблемой. Раньше школа была определённым барьером на пути влияния того, что называется улица. Сейчас этот барьер, мягко говоря, очень ослаб. Несмотря на двусмысленное положение в советской школе в отношении учителя, она все же помогала компенсировать недостатки семейного воспитания. Сейчас эта способность школы существенно ослабла.
Я думаю, что Год учителя – это хорошо. Самое главное, чтобы этот год не прошёл в торжественных отчётах, в голословиях. Важно, чтобы были приняты какие-то конкретные решения, которые улучшили бы положение одного из ключевых социальных институтов общества, а именно школы.
Подробнее...
Ни для кого не секрет, что сегодня определяется место России на мировой арене. Страна, преодолевшая разруху и безвременье, выходит на новый уровень, и те результаты, которых мы добьемся завтра, во многом зависят от того, что и как мы сделаем сегодня. А для того, чтобы занять свое место под солнцем, нам нужно, в первую очередь, стать умными.
Задачи сегодняшнего дня так же грандиозны, как и подвиг людей, которые защищали страну в годы Великой Отечественной и восстанавливали ее в послевоенное время. Мы стоим на пороге, за которым у нас или победа, или поражение. Победа и поражение, в первую очередь, в культурном смысле - развития нас как нации, а России – как страны, которая должна играть ключевую роль на мировой политической арене.
Мы должны быть умными, а значит не только сделать ставку на инновации и начать сокращать производственные расходы, но также передать опыт и знания подрастающему поколению. И именно в связи с этим 2010 год объявлен Годом учителя.
Основа личности закладывается в семье и школе. Так что значимость для общественной жизни системы образования, в центре которой стоит учитель, трудно переоценить. Наряду с семьей и средствами массовой информации, школа оказывает мощное влияние на детей, формируя мировоззрение, нравственное и эстетическое сознание подрастающего человека, а проводником закладываемых смыслов становится преподаватель.
Бытует мнение, что российская школа и система образования до некоторого времени переживали упадок. С этим трудно не согласиться, говоря о материальной составляющей. Из школ из-за нехватки денег ушло большое количество талантливых учителей, и тенденция продолжает сохраняться. Однако костяк российской школы – опытные преподаватели с многолетним опытом – по-прежнему существует. Российские школьники до сих пор опережают по уровню знаний своих зарубежных сверстников. Это значит, что на российском образовании рано ставить крест. У него есть потенциал, есть те, кто может передать опыт, но не хватает тех, кому этот опыт передавать. В этом плане такие мероприятия, как Год учителя, создают необходимые предпосылки для получения качественного результата.
Система образования должна соответствовать заявленному руководством страны курсу на модернизацию и развитие инноваций. Ее необходимо привести в соответствие мировым стандартам. Это вовсе не значит, что нужно оголтело рушить старое и заново строить новое. В направлении реформ нам нужно двигаться консервативным, а значит не революционным путем. Необходимо понимать, что российская школа имеет свои уникальные особенности и традиции, на которые нужно нанизывать современный тип мышления, приводя его в соответствие требованиям времени.