Статья
60 12 Мая 2011 10:12

Отстраненное наблюдение

На протяжении конца апреля – начала мая 2011 года сохранялась напряженная ситуация в ряде стран Северной и Экваториальной Африки, а также Ближнего Востока. В Ливии продолжилось затяжное вооруженное противостояние между режимом Муаммара Каддафи и оппозицией. В Сирии исламистская оппозиция расширила давление на режим Башара Асада. В Йемене антиправительственные силы сохранили приверженность прежнему курсу, направленному на свержение действующего президента Али Абдуллы Салеха. Сложная обстановка оставалась и в очаге исламских революций – Тунисе. Несколько снизилась острота политического кризиса в Кот-д'Ивуаре. Наконец, массовые волнения начались в Нигерии.

Реагирование России на череду кризисов в Африке и на Ближнем Востоке, как и прежде, свелось к отстраненному наблюдению. Напрямую Москва не участвует в решении ни одного из них. Ни как посредник, ни как субъект, оказывающий поддержку одной из сторон конфликта. Её вовлечение ограничивается голосованием в Совете безопасности ООН по конкретным резолюциям. В рамках же внешнеполитического аппарата дело сводится к обнародованию комментариев и сообщений для СМИ. Например, в начале мая МИД выпустил четыре документа подобного рода. Два из них касались ситуации в Нигерии, один – в Ливии, и один – в Тунисе. Причем, по наиболее статусному Ливийскому кризису Москва выразила обеспокоенность «тяжелыми гуманитарными последствиями продолжающихся боевых действий ливийских сторон и масштабных военных ударов коалиционных сил». Четких предложений по выходу из сложившейся ситуации в комментарии не содержалось.

Ставка на отстраненное наблюдение связана с тем, что в настоящее время Москва не обладает необходимой политической волей для вмешательства в ситуацию. Формально можно говорить о том, что у России нет серьезных интересов в Северной Африке и на Ближнем Востоке. И участвовать в решении комплекса проблем, поразивших данные регионы, ей вроде бы не с руки. Россия – региональный игрок, политические и экономические контакты которого не выходят за пределы Евро-Атлантики, постсоветского пространства и Восточной Азии. Связями с остальными регионами при желании можно пренебречь. Однако, нельзя забывать, что в большинстве доктринальных документов РФ, принятых с 2008 года, констатируется обратное. В них заявляется о намерении Москвы вернуться к большому внешнеполитическому стилю, основанному на проведении политики глобального вовлечения по всем направлениям. К этому Россию обязывает её военный потенциал и частично восстановленные экономические возможности. Получается, что администрация Дмитрия Медведева не стремится следовать собственным же концептуальным установкам. Ведь большинство доктринальных документов по вопросам внешней политики и политики национальной безопасности было принято с началом её легислатуры – то есть с мая 2008 года. Такая ситуация сложилась во многом в силу отсутствия необходимых волевых качеств и амбиций. Ведь даже такие государства как Франция и ФРГ стараются максимально активно участвовать в решении африканских и ближневосточных проблем. И это несмотря на то, что они обладают куда более скромными военно-политическими и политико-дипломатическими возможностями, чем Россия.

Отстраненное наблюдение представляет существенную угрозу для позиций РФ на международной арене. Кремль рискует потерять инициативу при формировании глобальной повестки дня и реагировании на её ключевые вызовы. Несмотря на то, что позиции Москвы традиционно достаточно сильны в Магрибе и на Ближнем Востоке, в настоящее время она может отойти в данном регионе на второй план. Особенно в том, что касается сферы политики. Именно здесь её место займут те субъекты, которые желают и могут демонстрировать прямое вовлечение в ту или иную проблему. Произойдет естественное «выдавливание» Кремля из данного региона. Не столько из-за силы новых игроков, сколько из-за достаточно осторожной позиции самой РФ. Остановить подобное развитие событий может только возвращение Москвы к более предметному курсу, позволяющему обозначить своё участие в решении кризисов, развивающихся с начала 2011 года на пространстве Северной Африки и Ближнего Востока.

Максим Минаев, Центр политической конъюнктуры, специально для Актуальных Комментариев

КомментарийКомментарий ЧМ-2018 не влияет на негатив вокруг пенсионной реформы политологОлег Игнатов В то время, когда в России проходит ЧМ-2018, правительством инициирован ряд обреченных на непопулярность законопроектов и мер — повышение цен на услуги ЖКХ, пенсионная реформа, рост НДС. Возможные выплески общественного негатива после окончания футбольного мундиаля «Актуальные комментарии» обсудили с заместителем директора Центра политической конъюнктуры Олегом Игнатовым. — Я не вижу высокую концентрацию негатива. Есть тема пенсионной реформы, есть тема повышения НДС. Что касается темы повышения услуг ЖКХ, то это плановое мероприятие — и там не очень большой рост, он совпадает с инфляцией или чуть-чуть ее превышает. Необходимо пройти момент с пенсионной реформой, посмотреть, как будет развиваться обсуждение, удастся ли правительству эту ситуацию выровнять в свою пользу и найти аргументы в пользу своей позиции. Пока мы видим, что митинги против пенсионной реформы проходят, ранее были митинги по поводу роста цен на бензин, но всплеска большой активности мы не видим. Максимум — несколько сотен человек было. Митинги в регионах проходят почти постоянно, но количество участников довольно малочисленно, говорить о вспышке массовой активности пока еще рано. Цены на бензин правительству удалось ненамного снизить — либо они остановились, либо пошли вниз. В целом, ситуацию удалось вывести в позитивное русло и купировать недовольство за счет мер, которые были приняты правительством.  По пенсионной реформе: можно ожидать митинги, на них придут люди, но я не думаю, что будет очень высокая явка, потому что основная опасность заключалась бы в случае объединения всей оппозиции — и парламентской, и непарламентской. Пока оппозиция действует разрозненно — в некоторых регионах они пытались проводить митинги с профсоюзами, там участвовали и партии, но пока явка невысокая. Ключевым показателем здесь я бы выделил регионы, но активность в регионах невысока. Мне кажется, то ресурс непопулярных решений пока исчерпан — нужно разобраться с теми проблемами, которые есть. Это цены на бензин и пенсионная реформа с НДС. Будет ли всплеск негатива после окончания ЧМ? Вы видели, что рейтинги упали как раз во время чемпионата мира. Это означает, что люди все равно обращают внимание на решения, которые не вызывают у них позитивные эмоции. Я не думаю, что чемпионат мира играет какую-то роль. Он играет в позитивном направлении — если сборная пройдет дальше, то это сможет привести к тому, что население немного отвлечется от тех негативных тем, которые присутствуют в информационном поле. Но если ничего не произойдет, и сборная вылетит — это никак ни на что не повлияет. Я не думаю, что чемпионат мира позволяет компенсировать негативные эмоции, связанные с пенсионной реформы. 26 Июня 2018 Главное
Война за воду
 Война за воду Как вода становится главным ресурсом.
КомментарийКомментарий ЕС не будет кардинально менять миграционную политику политологГлеб Кузнецов
Актуальные комментарии
© 2008-2018 НО - Фонд «Центр политической конъюнктуры»
Сетевое издание «Актуальные комментарии». Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-58941 от 5 августа 2014 года. Издается с сентября 2008 года. Информация об использовании материалов доступна в разделе "Об издании".