Статья
12 Мая 2011 10:12

Отстраненное наблюдение

На протяжении конца апреля – начала мая 2011 года сохранялась напряженная ситуация в ряде стран Северной и Экваториальной Африки, а также Ближнего Востока. В Ливии продолжилось затяжное вооруженное противостояние между режимом Муаммара Каддафи и оппозицией. В Сирии исламистская оппозиция расширила давление на режим Башара Асада. В Йемене антиправительственные силы сохранили приверженность прежнему курсу, направленному на свержение действующего президента Али Абдуллы Салеха. Сложная обстановка оставалась и в очаге исламских революций – Тунисе. Несколько снизилась острота политического кризиса в Кот-д'Ивуаре. Наконец, массовые волнения начались в Нигерии.

Реагирование России на череду кризисов в Африке и на Ближнем Востоке, как и прежде, свелось к отстраненному наблюдению. Напрямую Москва не участвует в решении ни одного из них. Ни как посредник, ни как субъект, оказывающий поддержку одной из сторон конфликта. Её вовлечение ограничивается голосованием в Совете безопасности ООН по конкретным резолюциям. В рамках же внешнеполитического аппарата дело сводится к обнародованию комментариев и сообщений для СМИ. Например, в начале мая МИД выпустил четыре документа подобного рода. Два из них касались ситуации в Нигерии, один – в Ливии, и один – в Тунисе. Причем, по наиболее статусному Ливийскому кризису Москва выразила обеспокоенность «тяжелыми гуманитарными последствиями продолжающихся боевых действий ливийских сторон и масштабных военных ударов коалиционных сил». Четких предложений по выходу из сложившейся ситуации в комментарии не содержалось.

Ставка на отстраненное наблюдение связана с тем, что в настоящее время Москва не обладает необходимой политической волей для вмешательства в ситуацию. Формально можно говорить о том, что у России нет серьезных интересов в Северной Африке и на Ближнем Востоке. И участвовать в решении комплекса проблем, поразивших данные регионы, ей вроде бы не с руки. Россия – региональный игрок, политические и экономические контакты которого не выходят за пределы Евро-Атлантики, постсоветского пространства и Восточной Азии. Связями с остальными регионами при желании можно пренебречь. Однако, нельзя забывать, что в большинстве доктринальных документов РФ, принятых с 2008 года, констатируется обратное. В них заявляется о намерении Москвы вернуться к большому внешнеполитическому стилю, основанному на проведении политики глобального вовлечения по всем направлениям. К этому Россию обязывает её военный потенциал и частично восстановленные экономические возможности. Получается, что администрация Дмитрия Медведева не стремится следовать собственным же концептуальным установкам. Ведь большинство доктринальных документов по вопросам внешней политики и политики национальной безопасности было принято с началом её легислатуры – то есть с мая 2008 года. Такая ситуация сложилась во многом в силу отсутствия необходимых волевых качеств и амбиций. Ведь даже такие государства как Франция и ФРГ стараются максимально активно участвовать в решении африканских и ближневосточных проблем. И это несмотря на то, что они обладают куда более скромными военно-политическими и политико-дипломатическими возможностями, чем Россия.

Отстраненное наблюдение представляет существенную угрозу для позиций РФ на международной арене. Кремль рискует потерять инициативу при формировании глобальной повестки дня и реагировании на её ключевые вызовы. Несмотря на то, что позиции Москвы традиционно достаточно сильны в Магрибе и на Ближнем Востоке, в настоящее время она может отойти в данном регионе на второй план. Особенно в том, что касается сферы политики. Именно здесь её место займут те субъекты, которые желают и могут демонстрировать прямое вовлечение в ту или иную проблему. Произойдет естественное «выдавливание» Кремля из данного региона. Не столько из-за силы новых игроков, сколько из-за достаточно осторожной позиции самой РФ. Остановить подобное развитие событий может только возвращение Москвы к более предметному курсу, позволяющему обозначить своё участие в решении кризисов, развивающихся с начала 2011 года на пространстве Северной Африки и Ближнего Востока.

Максим Минаев, Центр политической конъюнктуры, специально для Актуальных Комментариев

7 Июля 2017 Анонс
Саммит G20
 Саммит G20 7-8 июля в Гамбурге соберутся лидеры стран «Большой двадцатки». Уже запланированы встречи президента России с Мун Чже Ином, президентом Южной Кореи и Эммануэлем Макроном, французским лидером. Не исключена и встреча в формате «нормандской четвёрки».
14 Июня 2017 Новости  Большинство украинцев оценили ситуацию в стране как хаос Большинство жителей Украины (85 %) считают, что их страна находится в состоянии хаоса, 75% согласны с тем, что Украина - на стадии распада, таковы данные исследования, проведенного социологической группой "Рейтинг".  11 Июня 2017 Анонс
Парламентские выборы во Франции
 Парламентские выборы во Франции 11 июня состоится первый тур парламентских выборов во Франции, второй – 18 июня. Будут избраны 577 депутатов, СМИ предсказывают кардинальные изменения конфигурации парламента и победу партии, которую ранее возглавлял Эммануэль Макрон. 
  • вконтакте
  • facebook
  • твиттер

© 2008-2016 НО - Фонд «Центр политической конъюнктуры»
Сетевое издание «Актуальные комментарии». Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-58941 от 5 августа 2014 года. Издается с сентября 2008 года. Информация об использовании материалов доступна в разделе "Об издании".