Статья
16 Марта 2015 18:13

Парковка преткновения

Тот факт, что очень локальная тема платных парковок вышла на федеральный уровень и стала причиной публичного спора между Москвой и Госдумой, говорит о многом. И дело здесь, как думается, вовсе не в наполняемости бюджета и не в загруженности столичных дорог и улиц, а в том, что автомобилисты — активные избиратели, люди, которые, если очень прижмет, имеют опыт объединения для защиты своих интересов. Попасть под этот каток мало кому хочется, особенно если учесть, что парламентские выборы уже в 2016 году, а автомобилей меньше не становится. 

«Актуальные комментарии» подробно рассказывали о сути полемики и приводили аргументы сторон в материале Москва бьется с Госдумой за эвакуаторы: если коротко, то столица хочет навести такой порядок, чтобы всем мало не показалось (чтобы каждый автомобилист был заведомо виновен в том, что вообще куда-то поехал и где-то встал), а Госдума стремится унифицировать опыт введения платных парковок, чтобы не позволить региональным властям делать то, что им вздумается.
Борьба за парковки – часть более масштабного сюжета, который скрыт за эмоциями, личными претензиями, обидами и корпоративными интересами

Санкт-Петербург страдает от припаркованных кое-как автомобилей едва ли не больше, чем Москва, крупные города Подмосковья испытывают очевидные проблемы с загруженностью дорог, проблема актуальна и для Ростова-на-Дону, и для Екатеринбурга, так что на столице свет клином не сошелся. Но любые городские власти в России с ее опытом оглядки на столицу будут перенимать именно московский опыт, и эту опасность депутаты Госдумы понимают слишком хорошо: стоит проиграть Москве, все пойдет на самотек до самых до окраин.

TASS_8759431.jpg

Однако конфликт между московскими властями и Думой — это, к сожалению, не ведомственная проблема. Чиновники разных уровней вообще часто не согласны друг с другом и ведут борьбу за ту модель реализации решений, которая кажется им правильной, ничего нового в этом нет, ничего специфически российского нет тем более. Борьба за парковки — часть более масштабного сюжета, который скрыт за эмоциями, личными претензиями, обидами и корпоративными интересами.

Этот сюжет, если вкратце, состоит вот в чем: невозможная логика столичных властей, реализовать которую на практике не в состоянии никакая мэрия на свете, на самом деле совершенно верна.

Читайте также Страсти по парковке

Автомобилисты виноваты просто по факту покупки транспортного средства, потому что они живут в городе, который не приспособлен для такого количества парковочных мест и такого трафика. Отсюда — забитые магистрали и заставленные дворы. Но ни одна власть на свете не может сказать людям такое в лицо, это будет полное банкротство, тотальное поражение.

Автомобили — это очень экономически емкое пространство: здесь и заправки, и сервисы, и парковки, и страхование, и производители, и компании, реализующие автомобили. Все это приносит в бюджеты разных уровней миллиарды рублей, велосипеды и трамваи, к великому сожалению, выглядят в этом смысле куда скромнее.

Политика и экономика в один голос говорят о том, что автомобилист — хозяин города, с этим стоило бы смириться, если бы сами владельцы автомобилей не страдали друг от друга, от своего монопольного положения и от того, что города плохо приспособлены для их нужд.

Читайте также Москва расширяет зону платной парковки

Выхода из этого тупика пока не видно, но проблема — если смотреть на нее не с точки зрения обиженных на столичные власти автомобилистов и не с позиции московской мэрии — вообще должна решаться совершенно иначе. 

Никто никогда ни о чем не спрашивал пешеходов. Есть владельцы автомобилей, есть чиновники, а вот люди, которые переходят дорогу по светофору, существуют лишь в сводках погибших. Стоит отметить, что автомобилисты и пешеходы на самом деле — пересекающиеся множества: можно парковать машину и идти куда-нибудь на своих двоих: однако с пешеходом разговоров не ведут, он — существо не очень полноценное, ущербное, лишенное того, что делает сам диалог возможным.
Политика и экономика в один голос говорят о том, что автомобилист – хозяин города

Но ведь и пешеходам есть что сказать. И об эвакуаторах, и о паркующихся автомобилистах, и о дорогах и магистралях, и о том, что они существуют. Да, люди без автомобиля тоже есть в природе, и автомобилисты, нужды которых никак не в состоянии понять чиновники, могут сами попробовать начать понимать чьи-то нужды, кроме своих собственных. Это очень полезно — уметь видеть, что ты тут не один, что есть мамы с колясками, люди с ограниченными возможностями, старики, которым не перейти дорогу за положенные 20 секунд — множество самых разных людей живет в городе.

То есть диалог — это не то, что начинается с «а дайте мне срочно», «а я хочу», «а я», «а я» — а то, что исходит из принципа — «может быть, я кому-то мешаю», «наверное, мы могли бы помочь друг другу и договориться». 

Если начать разговаривать не ультиматумами, то скоро выяснится, что город — это очень сложно, диалог нужен постоянно и по сотне самых разных поводов одновременно.

Например, о том, что собачники совершенно не собираются уважать чье бы то ни было мнение, кроме своего собственного. «Они у нас не кусаются» — все, весь ответ, точка. Такой вот диалог, такие аргументы (уровня даже не младшей школы, а уже просто детского сада).

Отстаивать свои права — это очень здорово, но демократия и гражданское общество — это не столько о своих правах, сколько о чужих, о правах тех, кто рядом. 

Христианское «возлюби ближнего своего» имеет, кроме всего прочего, очень прикладное измерение: нельзя добиться чего-то для себя, пока не добился для других. Вот этому — а не борьбе с эвакуаторами — стоит научиться автомобилистам.

Михаил Бударагин специально для «Актуальных комментариев»
Фото: Личная страница М. Бударагина в социальной сети, ТАСС/Михаил Почуев
22 Июня 2017 Новости  «Архнадзор» против реновации Общественное движение «Архнадзор» призывает Совет Федерации и президента не принимать закон о реновации до тех пор, пока он допускает включение в программу зданий, «аналогичных по характеристикам конструктивных элементов» домам первого периода индустриального домостроения. 17 Июня 2017 Новости  В Москве прошёл Гражданский форум Сегодня завершил свою работу VII Московский гражданский форум. В нём приняли участие власти и общественные организации столицы. Помимо прочего, обсуждался вопрос реновации: Собянин поблагодарил проголосовавших и пообещал найти консенсус между разными точками зрения. 16 Июня 2017 Новости  Собянин: Проект реновации рассчитан на 15 лет Мэр Москвы Сергей Собянин в эфире «Эха Москвы» сказал, что на реализацию программы реновации Москвы понадобится 15 лет. Он также отметил, что завершать проект будет уже другой градоначальник. Так Собянин уклончиво ответил на вопрос относительно того, будет ли он переизбираться. 
  • вконтакте
  • facebook
  • твиттер

© 2008-2016 НО - Фонд «Центр политической конъюнктуры»
Сетевое издание «Актуальные комментарии». Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-58941 от 5 августа 2014 года. Издается с сентября 2008 года. Информация об использовании материалов доступна в разделе "Об издании".