Статья
1976 3 августа 2014 12:12

Переговоры без гарантий

В столице Белоруссии вечером 31 июля трехсторонняя контактная группа по урегулированию кризиса на юго-востоке Украины собралась на очередное заседание, по итогам которого стало известно, что участники встречи договорились о прекращении боевых действий в районе гуманитарного коридора, по которому наблюдатели ОБСЕ перемещаются к месту крушения «Boeing 777» в Донецкой области.

Контактная группа также приняла решение о передаче ополченцами международным инспекторам вагона с личными вещами погибших в результате крушения малайзийского лайнера Boeing до 2 августа.

Еще одна важная договоренность – освобождение пленных. В сообщении, распространенном Организацией по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ) констатируется, что участники контактной группы высказались за немедленное освобождение людей, оказавшихся в плену в результате конфликта на востоке страны. Другими элементами называется эффективный контроль и проверка границы между Украиной и Россией, а также создание поддерживаемого ОБСЕ механизма мониторинга и проверки, который должен начать действовать вместе с началом перемирия.

Своим мнением по поводу этой встречи с «Актуальными комментариями» поделился президент Центра системного анализа и прогнозирования Ростислав Ищенко:

«У Порошенко три серьезнейшие проблемы. Первая – это исчерпание боевого потенциала Нацгвардии, которая вынуждена переходить от наступления к обороне.

Вторая – трудности мобилизации и дестабилизация тыла. Возникают проблемы с пополнением украинской армии и, соответственно, возникают опасения, что если армия не будет пополнена вовремя, то возможно ее разложение. Порошенко же очень хочет этого избежать.

Последняя - заключается в необходимости выработать какое-то политическое решение, которое позволило бы вывести за скобки и ситуацию с «Боингом-777», и каким-то образом решить проблему юго-востока.

Я не думаю, что переговоры в Минске увенчались реальным успехом. Краткосрочным перемирием – да. Но даже договоренность не дает гарантии, потому что Киев слабо контролирует войска, находящиеся на боевой линии. Не раз бывали ситуации, когда Порошенко объявлял о прекращении огня, но боевые действия со стороны украинской армии продолжались.

Кроме того, чтобы переговоры были эффективны, переговорщики должны иметь общую позицию. У президента Украины на стол выложен известный «План Порошенко», который подразумевает капитуляцию ополчения. А у ополчения на стол выложены известные требования признания и независимости Донецкой и Луганской народных республик. При этом понятно, что Новороссия не может принять план Порошенко и капитулировать: что бы ни гарантировали киевские власти, принимать капитуляцию придут те же Национальная гвардия и «Правый сектор». И Порошенко не может принять требование ополченцев о признании независимости регионов. Потому что, как только он это признает, в Киеве все обвинят его в предательстве, назовут ставленником врагов Украины, и нынешний президент Украины получит восстание тех, кто уже воевал и воюет с ополченцами. Свести к общему показателю две диаметрально противоположных позиции, выработать какой-то план, который устраивал бы обе стороны – не представляется возможным.

Конечно, под давлением мирового сообщества, стороны могут согласиться с тем, что Украина сохраняется цельной, но, скажем, с конфедеративным устройством. Но это конфедеративное устройство должно быть опять-таки кем-то обеспечено. На Украине две противостоящие друг другу в гражданской войне армии, кроме этого, значительная часть Новороссии занята войсками Коломойского.

Со стороны Донецкой и Луганской народных республик есть претензия на Новороссию в составе, как минимум, восьми областей. И кто будет охранять эти противоборствующие армии, которые готовы убивать друг друга до победного конца – неизвестно.

Теоретически возможен международный протекторат, введение полицейских сил и так далее. И тогда необходимо, в первую очередь, разоружать военные формирования на территории Украины и, по сути, вводить внешнее коллективное управление. Это потребует введения и российских, и европейских войск на соответствующие территории Украины. Такая квазиконфедерация уже будет обозначать ликвидацию Украины, только с отсроченным юридическим статусом. Поэтому не вполне понятно, как можно достичь единой переговорной позиции, которая бы всех устроила, все бы ей подчинились и которая не потребовала бы всё равно ведения каких-то вооруженных боев, теперь уже втягивая в сражения и международные силы».

23 апреля 2024 Новости  Украину вооружают: политологи о новом пакете помощи США Одобрение Палатой представителей США нового пакета помощи Украине создало три интриги: как быстро начнет поступать помощь, как себя проявят это вооружение и те люди, которые будут его обеспечивать, а также какие можно ожидать ответные действия со стороны России. Политологи, авторы стрима ВЧК Алексей Чеснаков и Михаил Карягин в эфире 22 апреля обсудили эти и другие актуальные политические темы. 20 мая 2024 Анонс  Истечение срока полномочий Зеленского 20 мая истекает срок президентских полномочий Зеленского. 22 апреля 2024 Главное
Новый этап эскалации
 Новый этап эскалации Законопроект, одобренный Палатой представителей США о выделении военной помощи Украине, не окажет кардинального влияния на ход конфликта, но позволит Украине «выиграть время для восстановления своей армии и наращивания собственного оборонно-промышленного потенциала», считают американские эксперты. О том, что означает принятие этого законопроекта — в нашем материале.
© 2008 - 2024 Фонд «Центр политической конъюнктуры»
Сетевое издание «Актуальные комментарии». Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-58941 от 5 августа 2014 года, Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-82371 от 03 декабря 2021 года. Издается с сентября 2008 года. Информация об использовании материалов доступна в разделе "Об издании".