Петиционная кампания
Минувшая неделя ознаменовалась реанимацией подзабытого «ноу-хау» отечественных диссидентов рубежа 1960-1970-х годов – петиционных кампаний.
Эта технология политической борьбы предполагает использование тактики мелких уколов и поддержания перманентной напряженности вокруг власти. То есть, любое ее «неправильное» (с точки зрения, оппозиционных сил) действие влечет за собой череду протестов «демократической общественности», «открытых писем» и т.п. Такое развитие событий, несмотря на внешнюю безобидность, таит в себе немалую толику яда.
Во-первых, власть, находясь под таким постоянным прессом, может начать нервничать и совершать импульсивные, непродуманные действия, которые попытаются использовать в своих целях противники режима.
Во-вторых, петиции, открытые письма и другие «резонансные документы», пусть и завизированные подписями лишь десятка-другого «профессиональных общественников» и «мастеров культуры», создают впечатление массового «гражданского протеста» и выводят подписантов из политического небытия.
В-третьих, относительно безобидная тематика такого рода протестных акций (вроде «лукойловского ДТП») призвана усыпить внимание власть предержащих: позже, по мере «раскачки системы» на смену романтикам-идеалистам придут «чисто конкретные» оранжевые революционеры.
Наконец, в-четвертых, петиционная кампания «априори» ставит власть в положение «оправдывающейся стороны, что чревато для нее существенными имиджевыми и рейтинговыми потерями.
Так что, бодрствуйте, Цезари!