По следам Манежной
В Общественной палате РФ назвали причины беспорядков на Манежной площади 11 декабря. В четверг там прошли общественные слушания на тему «Молодежный националистический экстремизм».
Причины декабрьских беспорядков правозащитникам подсказали сами молодые жители российских городов, среди которых по поручению ОП РФ проводилось социологическое исследование с целью выявить корни недовольства и агрессии.
Одна из главных причин декабрьских беспорядков, названных в этом опросе – коррупция в правоохранительных органах. Еще два – социальная неустроенность и высокий уровень этнической преступности.
«Ощущение социальной несправедливости, коррупция и так называемая “этническая ” преступность представляются на сегодня самыми мощными факторами, способствующими распространению нетерпимости и национализма в молодежной среде», - говорится в исследовании. Его респондентами стали 1600 молодых людей в возрасте от 15 до 30 лет. По данным опроса, большая часть молодежи, живущей в городах, считает, что современное российское общество устроено несправедливо. Справедливым его считает лишь один из шести участников опроса, или 17% респондентов. Причем, особенно тревожно, как отмечается в исследовании, то, что социальная несправедливость обусловлена этническими различиями («они» живут лучше «нас»).
Абсолютное большинство городской молодежи считает, что на Манежную площадь 11 декабря прошлого года их сверстники вышли именно вследствие коррупционных действий правоохранительных органов.
Что же касается влияния этнической преступности на общую картину ксенофобских настроений, то винит кавказцев в криминализации общества только треть опрошенных, а примерно половина респондентов считает, что число преступлений совершенных выходцами с Кавказа незначительна.
Представивший исследование на суд общественников директор по исследованиям Агентства социальных технологий «Политех» Михаил Романов заверил корреспондента «Актуальных комментариев», что тотальная криминализация российских городов со стороны кавказских диаспор – это не более чем предрассудок, прочно укоренившийся в сознании современного общества. В социологии есть специальный термин, пришедший еще из времен рабовладельчества - принцип коллективной ответственности.
Михаил Романов полагает, что он вполне применим к мировоззрению современных россиян. «Коллективная ответственность – это когда, условно говоря, в Москве живет 100 представителей Кавказа, и 99 - совершенно святые люди, а один с утра до ночи убивает и насилует, но отношение к нему одному переносится на всех остальных представителей того же народа», - пояснил Романов. «К сожалению, нельзя отрицать того, что в крупных российских городах особенно в Москве существует этническая преступность, она существует, отрицать это – лицемерие. Но, к сожалению, отношение к этим отдельным преступникам совершенно незаслуженно переносится на отношение ко всем остальным представителям данной национальности», - считает социолог.
Между тем, российская молодежь из крупных городов демонстрирует достаточно высокий уровень межнациональной терпимости. «Национализм сегодня не является распространенной идеологией», - отмечают авторы исследования, однако, «события последнего времени показывают, что в обществе накопился значительный протестный потенциал».
Члены Общественной палаты РФ выразили собственное мнение относительно того, что привело к беспорядкам на Манежной. И каким образом не допустить повторения подобных событий.
Член ОП РФ Николай Сванидзе согласился, что причиной событий на Манежной стала не вполне благополучная социальная ситуация в стране. По мнению Сванидзе, именно она «создала такую базу для агрессии, и не только национальной, а в целом агрессии внутри общества». «Социальное неблагополучие, отсутствие социальных перспектив, социальных лифтов, создает общую депрессивную атмосферу для молодых людей, атмосферу безнадежности, а потому и агрессии», - сказал член ОП. По его словам, эта агрессия «ищет выход», и при отсутствии должного образовательного уровня, выход находит в ксенофобии.
Взаимная агрессия и недоверие со стороны различных культур возможно побороть, по мнению Сванидзе, только при помощи просвещения молодежи. «Просвещение нужно – оно должно начинаться в школе, оно должно иметь место в СМИ, в кино, - полагает член ОП. - На уровне подкорки головного мозга нужно внедрять уважение, толерантность, если угодно – политкорректность к женщине, к старику, к представителю другого этноса». Воспитывать таким образом молодежь обязано государство, считает Сванидзе. И плюс к этому, оно должно контролировать «жесткое следование законам» и назначать «жесткое наказание за непосредственное нарушение закона, за насилие на национальной почве».
Чтобы беспорядки не повторились, в стране должна появиться «очень мощная, яркая и интересная, направленная на будущее молодежная программа», - считает член ОП РФ Алла Гербер. «Ее должны писать яркие личности которые есть в нашей стране – писатели, режиссеры, кинематографисты, те кто думает о нравственном состоянии общества, кто пишет и творит для этого», - сказала Гербер «Актуальным комментариям».
Помимо этого, по мнению Гербер, должны быть очень яркие и проповеднические передачи по телевидению с участием этих же людей, тех, кто будет думать о молодежной программе. Алла Гербер уверена, что рассчитывать на воспитание, которое дает подростку семья, нельзя, поскольку «каждая пятая или шестая семья в России– это та, где дернуться и пьют». «Мы даже не можем рассчитывать на школу, потому что уровень ярких учителей способных на такое воспитание молодежи – это единицы. А в общей массе - это усталые замученные люди, которые меньше всего думают о воспитательной работе», - считает член ОП.
Михаил Романов не согласен с правозащитниками в том, что только воспитание и просвещение спасет российское общество от ксенофобских настроений. «Многие умные и образованные люди, которые здесь присутствовали, ездят по школам, образовывают людей, сеют разумное доброе вечное, - говорит Романов. - А потом приезжает отморозок из Дагестана, убивает русского парня и уезжает обратно. После этого все уважаемые, умные и образованные люди воспринимаются в лучшем случае как лицемеры». «Можно вспомнить слова Наполеона: “когда говорят пушки – музы молчат”. Пока не будет решена проблема этнической преступности, воспитание не будет играть большую роль», - заметил автор доклада.
И еще одну любопытную деталь выявило исследование: чем старше возраст респондентов, тем больше негатива высказывали они в адрес кавказской молодежи. То есть, в тех, кому по возрасту положено уже воспитывать детей, было обнаружено много больше ксенофобской ненависти, чем в тех, кто в воспитании со стороны старших пока что нуждается сам.
Между тем, пока правозащитники в Общественной палате осуждают декабрьские стихийные беспорядки националистически настроенных подростков, в предстоящую субботу вполне половозрелые националисты в столице собирают свои силы на митинг под названием «Хватит кормить Кавказ!» Организаторы акции заявляют, что не хотят кормить «маленьких, но гордых» горных вожаков в обмен на «мифическую стабильность на Кавказе», терпеть «выходки кавказской «золотой молодежи» на улицах, в школах и ВУЗах», «оплачивать преференции кавказскому бизнесу».
Они призывают установить справедливость и покончить с «асимметричностью» РФ, где «русские области бесправны», а национальные республики имеют «привилегированный статус». По утверждению организаторов, этот митинг, в отличие от стихийной акции на Манежной, вполне легален. Столичные власти разрешили его проведение.
При всех недостатках советской системы, то время было временем больших идей. Одни за эти идеи держались, другие им противостояли, но на рынке больших ценностей, больших перспектив, эти идеи были вне конкуренции. Однако, никакой ксенофобии также нет. Не надо себе представлять, что за десятками тысяч вышедшими на Манежную площадь, стоят миллионы. Нет, не стоят, не нужно себя самих этим запугивать.
Путешествуя в метро, могу сказать, что нет никакой агрессии, о чем так много сегодня говорится, даже в часы пик все люди достаточно терпимы и толерантны друг к другу… Но вот молодежь окружает совершенно иная атмосфера, другие ценности, установки, скажем, стремление к самоутверждению. В этой среде все кипит. Причины и следствия в молодежной среде – это отдельная специфическая ситуация.
Поэтому, безусловно, меры которые сегодня у всех на слуху – касающиеся толерантности, взаимной терпимости, это меры применимые ко взрослым, а нужно искать способы воздействия на молодежь. Нужно найти такие аргументы, которые бы вписывались в представления молодых россиян о современном мире. По сути, нужно подставить нашим молодым людям зеркало.
И конечно, спрос на образование, на культуру должен расти. Он должен быть частью той большой мечты, с которой молодые люди вступают во взрослую жизнь. Создайте спрос на образование, на культуру, и я вас уверяю – очень рациональная и чуткая к любым новым условиям жизни молодежь быстро начнет перестраиваться. Но кроме этого дайте им их личную большую мечту.
Главный виновник событий на Манежной площади – это общая социальная ситуация в стране, которая создает базу для агрессии, причем, не только национальной, а просто для агрессии внутри общества. Социальное неблагополучие, отсутствие социальных перспектив, социальных лифтов, создает общую депрессивную атмосферу для молодых людей, атмосферу безнадежности, а потому и агрессии, которая тоже ищет выход, и очень часто она его находит, как это всегда бывает при отсутствии должного образовательного уровня, в ксенофобии. Молодые люди ищут виновных среди тех, кто не похож на них – лицом, религией, танцами, кто говорит с акцентом, или вообще плохо говорит на их языке, кто пристает к их девушкам. А как, скажите, не приставать, если молодые люди оказываются не на родине, и переполнены тестостероном.
Определенного возраста мужчины, естественно, тоже хотят знакомиться с девушками, как и все нормальные молодые люди. Может, они не знают как это делать, потому что у них другие традиции, и то как они делают, воспринимается как агрессия. Их танец, когда они танцуют лезгинку, национальный танец сам по себе не агрессивен. Ведь можно же танцевать русский танец под стенами Кремля, и это будет нормально, а лезгинку почему-то нельзя, а почему? Они ведь не понимают почему нельзя.
Помимо прочего, идет столкновение разных культур, и когда эти культуры сталкиваются, то это рождает взаимную агрессию и недоверие.
Просвещение нужно, просвещение спасет ситуацию. Оно должно начинаться в школе, оно должно иметь место в СМИ, в кино. Посмотрите американские детективы, там всегда два полицейских, и один из них афроамериканец. Тот, последний, он всегда хороший, а если он плохой, то рядом с ним десять афроамериканцев хороших. Нашей молодежи нужно воспитание на уровне подкорки головного мозга. Воспитание уважения, толерантности, если угодно, политкорректности к женщине, к старику, к представителю другого этноса. И все это воспитывается государством. Плюс к этому, государство должно контролировать жесткое следование законам и жесткое наказание за непосредственное нарушение законов, за насилие на национальной почве.
Молодежные организации никакой роли не играют в воспитании молодежи, это абсолютно искусственно созданные организации, лишенные каких-либо искренних порывов, душевных или человеческих. Мы тут говорили о мечте, об идее, так вот, я не вижу в них никакой истинной идейности, не вижу мечты. Что касается ДПНИ, и других подобных ему движений, то здесь налицо подмена понятий. Я ведь тоже против нелегальной иммиграции, но не за то, что мигрантов надо гнать и убивать, а всего лишь за порядок в этом смысле, за законность, за амнистию. За то, что нелегальных мигрантов надо амнистировать, а они ведь не это имеют ввиду. Они выступают против «черных», против пришельцев, вот что им нравится. Многие слышали выступления Белова и Поткина на русском марше, это ведь страшные выступления, нацистские, гитлеровские.
Я считаю, что должны быть очень мощная, яркая и интересная, направленная на будущее молодежная программа. Ее должны писать яркие личности, которые есть в нашей стране – писатели, режиссеры, кинематографисты, те, кто думает о нравственном состоянии общества, кто пишет и творит для этого, и это первое.
Второе – должны быть очень яркие проповеднические передачи по телевидению с участием этих же людей, тех, кто будет думать о программе молодежной политики. Потому что мы не можем рассчитывать на семью, если каждая пятая или шестая семья в России – это та, где дерутся и пьют. Мы даже не можем рассчитывать на школу, потому что уровень хороших учителей, способных на качественное воспитание молодежи – это единицы, в общей массе же - это усталые замученные люди, которые меньше всего думают о воспитательной работе.
Должны быть молодежная идея очень яркая и продуманная, направленная в будущее. Есть же международный опыт. Например, в Швеции в школах выпускают замечательные книжечки для малышей – «все мы одинаковые, все мы вместе, у нас нет чужих, одни свои». Ради каждой национальности проводят урок, не жалея на это школьного времени, чтобы показать историю народа, даже если представитель этого народа – всего один ученик в классе.
Хорошо, что эта тема сегодня обсуждается, потому что это одна из самых важных сегодня тем. Тема терпимости и агрессии в молодежной среде. Но я хочу сказать, что нельзя говорить о молодежи так, как будто она откуда-то вдруг появилась сама. Ведь это наша молодежь, это наши дети, и от нас зависело и зависит, какими они будут, какими они стали, потому что они росли в наших домах, учились в наших школах, жили в наших семьях. У меня трое детей и трое внуков, и я не могу сказать, что кто-то из них был агрессивен или нетерпим к другим национальностям, потому что в семье этого не было. Агрессия, о которой мы говорим, очень серьезное дело, и если мы не будем предпринимать мер, в частности правительство наше и государство, то перед нами будет маячить настоящая война. Эта агрессия может перейти в войну, и это очень серьезно.
Маргарита Симоньян, главный редактор «Russia Today» говорит, что не ездит в метро, потому что у нее «ярко выраженное лицо кавказской национальности». Она боится бесконечных приставаний милиции, а вы понимаете, что каждая остановка человека с лицом кавказской национальности, как это называется сейчас, вызывает обратную реакцию, и это обидно, и когда люди в погонах останавливают и проверяют документы у гражданина, только потому, что у него лицо такое. Это вызывает определенную реакцию, и эта реакция цепная.
Я был в Азербайджане и Армении, там все говорят по-русски, потому что чувствуют себя близкими этой стране. Откуда же идет такая агрессия? Я вижу три пути. Во-первых, это семья. Яблоко падает недалеко от яблони. Какими мы воспитаем своих детей, такими они и будут. Второе – это школа. Авторитет школы сейчас, авторитет учителя, снижен до предела. В школах сейчас дают воспитание, идущее через социальную разобщенность. К примеру, раньше была школьная форма, и все дети, мальчики и девочки были в школьной форме. А сейчас все это ликвидировано, и вы думаете это мелочь? Дети бедных людей завидуют детям богатых людей, которые прекрасно и модно одеты, а мама или отец бедного ребенка не могут его так одеть, и хотите вы того или не хотите неосознанно внутри зреет агрессия в отношении людей социально обеспеченных, которые как бы отошли от них в другую сторону. Все это имеет значение.
У меня такое впечатление, что сюда приезжает зачастую не лучшая часть молодежи из бывших республик или регионов, где говорят не по-русски. У них своя культура, своя религия. Это вызывает определенную реакцию. Но мы должны все это приводить к одному знаменателю, мы должны уважать все традиции. Я считаю, что пусть танцуют хоть лезгинку, хоть гопак, мы все равны в этой стране. И если мы не дадим понять тем молодым людям, которые приезжают сюда и живут с нами бок о бок в нашей стране, что они такие же нам равные, как и мы им, то тогда будет и Манежная, и скинхеды, и Кондопога.
Один из выводов нашего исследования заключается в том, что вообще-то молодежь достаточно толерантна. То есть молодежь достаточно хорошо относится к людям других религий, к людям, выглядящим по-другому, по-другому себя ведущим. В данном случае, мы не имеем дело с проявлением нетерпимости, ксенофобии, в данном случае - это именно неприятие хамства в обществе, которое зачастую, не знаю, справедливо или нет, но связано именно с кавказской молодежью.
Здесь на самом деле, я думаю, есть два фактора. Первое - это то, что называется «манифестное поведение», когда кавказцы слишком все ярко делают, и это вызывает раздражение. Второе – очень сильный фактор, я считаю, что самый сильный – это этническая преступность, но на самом деле, не столько страшна эта преступность, просто к представителям Кавказа применяется принцип коллективной ответственности. Принцип коллективной ответственности – это когда условно в Москве живет 100 кавказцев и 99 совершенно святые люди, а один с утра до ночи совершает преступления – убивает, насилует и так далее, то отношение к этому одному переносится на всех остальных. К сожалению, нельзя отрицать того, что в крупных российских городах, особенно в Москве, существует этническая преступность, она существует, и отрицать это – лицемерие. Но к сожалению, это наверное уже состояние общественного сознания, отношение к этим преступникам переносится на отношение ко всем остальным представителям данной национальности.
Главная причина событий на Манежной – это все-таки это коррупция правоохранительных органов, то есть безнаказанность этнической преступности. Вторая – как я уже говорил, преступность. В первую очередь именно этническая преступность. Ну и третья – действия националистических организаций, но это уже второстепенную роль играет. В первую очередь эти две причины.
Я думаю, что никакие молодежные движения, к сожалению, не смогут повлиять на ситуацию, включая «Наших», «Молодую гвардию» и остальных. Влияние молодежных организаций близко к нулю, это показывает наше исследование. Отношение к ДПНИ, ровно как и к РНЕ, как будто бы по опросам лучше, но это, очевидно, связано с интересом молодежи к проблеме, а не к движениям. Человек слышит название – «Движение против нелегальной иммиграции» - ему оно нравится, потому что в названии заложена суть интересующей его проблемы, или кажется, что организация представляет интересы русского населения, а значит его интересы. То есть отношение к молодежным организациям в данном случае – это отношение к проблемам в нашем обществе. А молодежные организации – я думаю, что близко к нулю влияние их всех.
В первую очередь нужно ликвидировать как массовое явление этническую преступность, без этого все остальные действия практически бессмысленны. Я думаю, что присутствует такая печальная диалектика: многие умные и образованные люди, которые здесь присутствовали, ездят по школам, образовывают людей, сеют разумное доброе вечное, а потом приезжает какой-нибудь отморозок из Дагестана, убивает русского парня и уезжает обратно. После этого все эти уважаемые, умные,образованные люди воспринимаются в лучшем случае, как лицемеры. Можно вспомнить слова Наполеона: «когда говорят пушки – музы молчат». Пока не будет решена проблема этнической преступности, воспитание не будет играть большую роль.