Статья
1632 2 февраля 2009 0:01

Победа под Сталинградом

66 лет со дня разгрома Красной Армией немецкой военной группировки под Сталинградом. 2 февраля 1943 года окружённая 6-я армия вермахта полностью капитулировала, 31 января взят в плен фельдмаршал Фридрих Паулюс. Победа под Сталинградом обеспечила коренной перелом в ходе Великой отечественной Войны, обеспечивший переход Красной Армии к наступлению, а затем и окончательному поражению фашистской Германии в 1945 году.

Сталинградская битва была одним из самых кровопролитных сражений Великой Отечественной – потери Советской стороны составили более миллиона человек. Город Сталинград был практически полностью разрушен немецкой бомбардировкой августа 1942 года.

Комментарии экспертов

К сожалению, когда мы возвращаемся к Великой Отечественной войне и вспоминаем её важнейшие события, такие, как Сталинградская битва, подчас обнаруживается, что по-настоящему мы эту историю практически не знаем. Мы знаем, что сама по себе Сталинградская битва - это эпохальное событие, ставшее в буквальном смысле переломом. Вермахт после этого практически всё время отступал при отдельных попытках контратаковать, Красная Армия пошла на запад. Но сама война, цена Победы и роль СССР во Второй мировой войне в целом – по этим вопросам всё чаще возникают острые споры и дискуссии.

И уровень преподавания истории XX века и Великой Отечественной войны в школе, и то, как эти события освещаются в массовой культуре, СМИ – всё это серьёзно оставляет желать лучшего. Существует колоссальный разрыв между научным и общественным знанием – уровень освоения истории, существующий в современной науке, в школу никаким образом не проникает. Историческое знание в форматах многих, до сих пор существующих школьных учебников по историии – это стандартный примитив, зубрёжка, факты без осмысления, то есть победы, сражения, полководцы, даты и не более того. Научное знание не влияет и на массовую культуру, на восприятие Великой Отечественной войны, да и вообще истории XX века, в обществе. В СМИ доминирует любительская публицистика, телепрограммы, часто создаваемые непрофессионалами, излагающими в них собственные (подчас, далёкие от исторической реальности) концепции, не совсем достоверные художественные фильмы. В результате оказывается, что наша история целенаправленно, осмысленно никем не изучается, а общественное представление о ней никем не формируется.

Всё это ставит под угрозу историческую память и историческое самосознание нашего народа. Необходимо формирование осмысленного, понятного курса отечественной историии XX века вообще и Великой Отечественной и Второй мировой войны в частности. Необходимо повышение ответственности и качества работы с историческими материалами - всем, кто создаёт публикации, телепередачи и художественные фильмы о Великой Отечественной войне.

Вначале хотелось бы сказать несколько слов о проблемах преподавания истории в школе, воспитании подрастающего поколения. Потому что без их решения мы не можем рассчитывать на сохранение у нашего народа исторической памяти.

Главная проблема, на мой взгляд – преподавание истории в школе. Это проблема, в первую очередь и безусловно – проблема денег. На нынешнюю учительскую зарплату (в Москве, правда, с этим чуть получше, в провинции всё гораздо хуже) заманить более или менее приличного специалиста, который не только знает своё дело, но ещё и его любит, не представляется возможным. Не будет квалифицированный человек с удовольствием работать за ту сумму, которая сейчас предлагается в качестве зарплаты среднестатистическому предметнику. Плюс идёт урезание часов на гуманитарные дисциплины. Вторая проблема – у нас до сих пор нет нормального, единого учебника истории. Как не было, так и нет. Я ещё принадлежу к тому поколению, которое училось по, на мой взгляд, чудовищной книге Николаса Верта «История Советского государства». Книга, очевидно, была написана на идеологических установках Запада времён «Холодной войны», и поэтому представляет всё во вполне определённом свете. После прочтения такой книги любить историю СССР, да и России, просто невозможно.

Дело в том, что воспитание подрастающего поколения и сохранение исторической памяти – это комплекс, состоящий из школы, культуры и общения с представителями старшего поколения. Второе звено – культура - у нас хромает не то, что на одну ногу, а на все ноги. Когда я смотрю всё то, что наш кинематограф выдаёт на военную тему, мне становится жутко. Сейчас, насколько мне известно, готовится к выходу очередной шедевр, где среди прочего будут кадры с так называемой «Чёрной пехотой», которую якобы вооружили одними ручками от лопат и в таком виде пустили на немецкие танки. Это бред, это выдумка в чистом виде. Такого никогда не было. Но это покажут, дети это посмотрят. И поверьте, что кинореальность воспринимается массовым сознанием, вообще сознанием человека, куда лучше, чем страницы из учебника. Очень немногие пойдут копать дальше. Всё это – серьёзные проблемы, которые надо как-то решать.

Теперь - собственно о событиях Сталинградской битвы.

5 апреля 1942 года Гитлер издал директиву № 41, в которой содержался приказ о начале операции «Блау», целью которой должно было стать овладение нефтяными полями Кавказа и захват Сталинграда.   Будучи важнейшим производственным центром и средоточием транспортных артерий ,  существенно облегчавшим маневр резервами и грузами в центральной и южной части СССР, город также имел огромное «идеологическое» значение. Захват пункта, носившего имя Верховного Главнокомандующего, должен был придать «второе дыхание» вермахту, потерявшему веру в свое абсолютное превосходство после зимней кампании 1941/42 г., медаль за которую в окопах ехидно называли «мороженое мясо». В той же степени потеря Сталинграда должна была деморализовать и Красную Армию.

Если с советской стороны имела место типичная «ошибка обороняющегося» в определении направления основного удара противника, то план «Блау» был во многом авантюрой, замыслив которую немецкое командование   положилось на русский «авось». Бывший командир 384-й пехотной дивизии вермахта Ганс Дерр в своих мемуарах  весьма прозрачно намекал на то, что практические выгоды от захвата Сталинграда были далеко не столь очевидны, как это казалось на штабных картах ОКХ в Берлине: «Роль этих позиций как опорного пункта на Волге или клина, отрезающего северную Россию от Кавказа и перерезающего русские коммуникации, по которым доставлялась нефть, носила чисто теоретический характер, так как для этого необходимо было взять Астрахань и овладеть районом устья р. Урал…». Между тем вермахт образца 42 года уже не был похож на ту стремительную и гибкую кобру, с которой РККА пришлось иметь дело летом 41-го. Была во многом утрачена основа мобильности подвижных соединений: только за зимнюю кампанию немцам пришлось списать 74 183 единицы автотранспорта, получив при этом пополнения только 7411. Из строя также выбыли 179 609 лошадей,  на место которых пришли только 20 000.  Таким образом, немцы в предстоящий сезон могли себе позволить только одну крупномасштабную наступательную операцию и даже  в ее начале подвижные соединения ГА «Юг» были укомплектованы транспортом только на 85%.  Разделение группы армий на группы «А» и «Б» также внесло свою лепту – изначально «Блау» планировался в форме единого удара на Кавказ с последующим поворотом на Сталинград, но разгром частей РККА наступавших на Харьков вскружил фюреру голову и было принято решение  проводить три  наступления одновременно ( и примерно в это же время в Африке должно было начаться сражение за Эль-Аламейн), а это затрудняло маневр ресурсами и подкреплениями до предела. Даже при внешне успешном развитии событий на первой стадии захвата города 4-я танковая и 6-я полевая армии вермахта могли наносить удары только поочередно.  Вермахт сам сунул голову в мышеловку, решившись на две взаимоувязанные операции, поражение в каждой из которых по отдельности приводило к краху плана «Блау». Вдобавок ко всему Сталинград, рассматривавшийся в начале кампании как второстепенное направление, неожиданно стал основным,  как раз в тот момент, когда немцы уже не успевали совершить соответствующий маневр резервами. В результате пришлось  отбирать у Паулюса ценнейшие подвижные соединения и затыкать «прорехи» на флангах венгерскими, итальянскими и румынскими частями. С соответствующим результатом. Ну а после того как  вокруг 6-й армии сомкнулось советское «Кольцо», немцы  практически без боя эвакуировали группу армий «А» с Кавказа. Потому что уже все было ясно.  В Африке Роммель,, лишившись не только подкреплений, но и практически всего своего воздушного флота, переброшенного на Восточный фронт, также оказался обреченным на поражение. Фактически Эль Аламейн был выигран за счет Сталинграда

Советское командование к началу операции также не блистало стратегическими перлами. После того как стало ясно что второго удара на Москву не будет, а времени на  переброску сосредоточенных вокруг столицы соединений на юг уже не осталось, в попытках перехватить инициативу было предпринято второе наступление на Харьков, в котором было потеряно 170 958 человек и огромное количество техники. Платой за задержку начала «Блау» на две недели стало существенное ослабление войск Юго-Западного фронта и потеря  практически без боя  Ростова-на-Дону – «ключевого» пункта для «Кавказской» фазы операции. За несколько дней до харьковского разгрома 11-я армия Манштейна отразила безнадежное наступление Крымского фронта, в результате которого этот фронт просто перестал существовать. Однако, несмотря на провал чреды «частных наступательных операций» Красной Армии, включая кровопролитную битву за Ржевский выступ, они все равно сыграли свою роль в  трагическом для вермахта завершении «Блау», выиграв время и  не позволив перебросить дополнительные резервы под Сталинград.

Армия Паулюса втянулась в бои на улицах Сталинграда, не имея возможности окружить город, отрезав его защитников от подкреплений. Вместо замыкания кольца на берегу Волги 4-я танковая и 6-я полевая армии соединились западнее Сталинграда и оказались вынужденными идти в лобовую атаку на хорошо укрепленный город. После фактического захвата города выяснилось что цель, ради которой затевалась атака на Сталинград уже недостижима. Сил и времени для успешного завершения операции на Кавказе немцам уже не хватало. А мысль о зимней войне в горах приводила ОКХ в состояние священного ужаса. Тем временем советские железнодорожные войска построили в степи новую ветку взамен перерезанной немцами и начали операцию «Уран», нанеся удар подвижными соединениями Сталинградского и Донского фронтов по позициям румынских 3-й и 4-й армий. Челюсти советских фронтов сомкнулись за спиной втянутой в уличные бои  300-тысячной немецкой группировки, основную часть которой погубили не советские пули, а мороз, спасения от которого в разрушенном до основания городе уже не было. Планируя снабжение окруженной армии по воздуху по аналогии с Демянском немцы недоучли характер местности – перед ними был не лес , а голая степь в которой  дрова найти крайне проблематично. Поэтому все дальнейшие попытки удерживать « Сталинградский фестунг» , деблокировать 6-ю армию или снабжать ее по воздуху оказались обреченными на неудачу. «Уран» был выигран не  столько «быстротой и натиском огня», сколько  при помощи логистики и стратегии более высокого порядка чем рисование стрелочек на штабной карте.

Даже будучи окруженной 6-я армия продолжала оказывать стратегическое воздействие на Красную Армию. Удерживая узел коммуникаций немцы препятствовали  развитию наступления на Ростов , в результате чего куда более грандиозная по замыслу зимняя наступательная операция вынужденно «выродилась» в «Малый Сатурн»  - в противном случае Донской фронт рисковал бы получить свой собственный «Сталинград наоборот». Наличие остатков армии Паулюса в городе также способствовало поражению Красной Армии в очередной битве за Харьков (февраль 1943), однако для нее самой уже все было решено. На завершающей стадии операции «Кольцо» в плен было взято 91 тыс.солдат и офицеров вермахта. Всего же  боях за Сталинград были разгромлены  или потрепаны до небоеспособного состояния 5 армий стран Оси, в том числе 2 немецкие, суммарные потери которых составили около 600 000 человек. Советские потери составили около 1,1 млн. человек. Это была в пямом смысле слова «выстраданная», добытая дорогой ценой победа.

Значенние Сталинградской битвы для дальнейшего хода Великой Отечественной войны невозможно недооценить. Именно под Сталинградом вермахт потерпел то «последнее поражение», после которого выиграть войну стало невозможно.  Удерживать стратегическую инициативу стало делом абсолютно бессмысленным – на полноценную ее реализацию вермахту все равно не хватало резервов, в том числе  и логистических  (то есть железнодорожных веток и колонн грузовиков)–  а значит,  ни о каких «широких охватах» и ни о какой «внезапности» в дальнейшем речи уже идти не могло. Именно поэтому Ставка так легко перепасовала шарик инициативы  немцам к летней кампании 1943 года.  Наступление под Курском в любом случае стало бы «лебединой песней обреченных» - лобовая атака в заранее известном направлении на хорошо укрепленный советский фронт и не могла кончится ничем хорошим. А предпринять новый «Блау» вермахт был уже не в состоянии – поражение под Сталинградом отобрало у него свободу маневра.

О моральных аспектах говорить бессмысленно – столь крупных поражений немцы доселе не терпели.  Только за январь 1943 г.  безвозвратные потери вермахта и его союзников составили 180 310 человек .«Рекорд» потерь в Сталинградской операции был перекрыт немцами лишь в августе1944 – 270 465 человек.

Но самым главным итогом Сталинграда стало то, что бойцы оборонявших город, наносивших удары «Урана» и «Малого Сатурна» дивизий уезжали из города на другие фронты и направления , увозя  с собой свою главную добычу – уверенность в том, что немца можно бить. Но для того чтобы это произошло, поседевший над военной картой Советского Союза Верховный должен был произнести простые и страшные слова: «За Волгой для нас земли нет».

© 2008 - 2024 Фонд «Центр политической конъюнктуры»
Сетевое издание «Актуальные комментарии». Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-58941 от 5 августа 2014 года, Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-82371 от 03 декабря 2021 года. Издается с сентября 2008 года. Информация об использовании материалов доступна в разделе "Об издании".