Статья
1674 8 сентября 2016 18:58

Почему Украине мешают праймериз в ДНР-ЛНР

Республики нашли способ получить преимущество над Киевом

Решение ДНР-ЛНР провести осенью праймериз вызвало предсказуемо негативную реакцию со стороны Киева. Представитель Украины в политической подгруппе Контактной группы Ольга Айвазовская обвинила республики в срыве переговорного процесса. По ее словам, праймериз объявляются «вопреки украинскому законодательству». В свою очередь, пресс-секретарь представителя Украины в Контактной группе Леонида Кучмы Дарка Олифер заявила, что «подобные меры не соответствуют Минским договоренностями».

Попытки украинской стороны обвинить республики Донбасса в срыве Минских соглашений на основании факта проведения предварительного голосования не будут иметь успеха. В Комплексе мер по выполнению Минска-2 ни слова не сказано о предварительном голосовании. Зато там говорится о проведении выборов по украинскому законодательству на неподконтрольных Киеву территориях. Официальные представители Донецка и Луганска подчеркивают, что праймериз являются этапом подготовки республик именно на тот случай, если политические соглашения в рамках минского процесса выйдут из тупика и в ДНР-ЛНР будут назначены местные выборы в соответствии с Минскими соглашениями. Таким образом, Киев ставит себя в неловкое положение. Фактически он обвиняет республики в том, что они, согласно минским договоренностям, готовятся к выборам, назначения которых все участники мирного процесса ждут от украинской стороны.

Аргумент о том, что праймериз никак не регламентируется украинским законодательством, также не выдерживает критики. Праймериз по определению являются внутренним делом политических сил, которые их проводят. Предполагается, что они оплачивают предварительное голосование из своего бюджета, самостоятельно определяют их правила, время и место, а также то, как их результаты учитываются при формировании итоговых списков и при выдвижении кандидатов. Кроме того, они целиком берут на себя разбор спорных случаев, устранение нарушений и урегулирование конфликтов, возникших в ходе предварительного голосования.

В этом смысле политическим силам для организации праймериз не нужно какое-либо специальное законодательство, только внутренние правила, с которыми согласны все участники. Так, для проведения предварительного голосования «Единой России» и ПАРНАСа, которые состоялись в России в 2016 году накануне парламентских выборов, не было никакой законодательной базы. К тому же, и в новейшей украинской истории имел место прецедент проведения праймериз. Накануне местных выборов 2010 года предварительное голосование организовала партия «Сильная Украина» Сергея Тигипко, и тогда у украинских властей никаких вопросов к законности этой процедуры не возникало.

Поэтому в данном случае негативную реакцию Киева вызывает прежде всего сам факт независимого политического процесса в республиках. Однако, по всей видимости, у украинских властей присутствуют и другие опасения. С помощью проведения предварительного голосования ДНР-ЛНР не только хотят выявить лидеров общественного мнения, которые в перспективе смогут выдвинуться в качестве кандидатов на местных выборах по украинскому законодательству. Республики стремятся получить политическое преимущество над Киевом в том случае, если такие выборы все-таки будут назначены. Как сказал глава ДНР Александр Захарченко, «мы должны быть полностью готовы к открытой избирательной борьбе при любом количестве международных наблюдателей».

В результате праймериз республики рассчитывают сформировать пул лояльных идеологии своей автономии политиков, которые при этом будут достаточно раскручены и конкурентны, чтобы победить на местных выборах. Если закон будет согласован в Контактной группе, а дата выборов окончательно определена Верховной Радой, ДНР-ЛНР уже будут обладать готовой линейкой узнаваемых кандидатов, в то время как украинским властям еще только предстоит найти потенциально лояльные себе фигуры. В итоге, пока Киев делает ставку на блокирование выполнения политической части Минска-2, республики думают о создании условий для победы над ним уже в рамках украинского правового поля.

Заместитель директора Центра политической конъюнктуры Олег Игнатов специально для «Актуальных комментариев»

Все материалы автора

*Мнение автора может не совпадать с позицией редакции 



____________

Читайте также:
  • Встреча на троих
  • Порошенко нужно учиться говорить с Путиным
  • Почему Украине не нужен Донбасс



  • © 2008 - 2024 Фонд «Центр политической конъюнктуры»
    Сетевое издание «Актуальные комментарии». Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-58941 от 5 августа 2014 года, Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-82371 от 03 декабря 2021 года. Издается с сентября 2008 года. Информация об использовании материалов доступна в разделе "Об издании".