Статья
5238 19 сентября 2018 16:01

Поделить «Цифровую экономику»

Федеральные министерства и ведомства уже на этапе обсуждения параметров национального проекта «Цифровая экономика» не могут договориться друг с другом по целому ряду вопросов. Речь об открытом конфликте пока не идет, скорее, можно говорить об аппаратной борьбе, однако причины появившихся разногласий, а также предлагаемые варианты решений заставляют задуматься о том, как именно будет внедряться инновация, и чем закончится реализация этого политического курса.

Суть противоречий

Конфликт развернулся между двумя ключевыми акторами: Минкомсвязь и Минэкономики. Руководство последнего рассчитывает получить полномочия по утверждению стратегий цифровой трансформации госорганов и госкомпаний, а также по назначению топ-менеджеров, которые будут их реализовывать, сообщает «Коммерсант».

Для достижения этой цели заместитель главы Минэкономики Савва Шипов направил в Минкомсвязь и аппарат правительства замечания и предложения к национальному проекту. Кроме того, Шипов указал на технические сложности, министерство не получило «ни одного из показателей нацпроекта, что препятствует проведению полного анализа», — сообщает издание со ссылкой на письмо.

Также Минэкономики рассчитывает повлиять на программу «Цифровое госуправление». Министерство предложило указать Савву Шипова в качестве соисполнителя по обеспечению компаний и граждан государственными и муниципальными услугами онлайн. Если Минэкономики сможет добиться этого кадрового решения, то это будет сделано за счет позиций Минкомсвязи, так как эту позицию сейчас занимает заместитель министра Максим Паршин.

Судя по публичным заявлениям, руководство Минкомсвязи заинтересовано в сохранении статуса-кво. 17 сентября на заседании президиума Совета при президенте РФ по стратегическому развитию и национальным проектам рассматривался паспорт проекта «Цифровая экономика» — ключевой документ, от которого во многом и будет зависеть его реализация. Как отметил министр цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Константин Носков, были озвучены только технические замечания: «Был озвучен ряд технических, я бы сказал, разногласий, которые будут доработаны в ближайшее время», — сказал министр.

По его словам, проект в целом одобрен и требует лишь незначительных корректировок. Всего же на проект будет выделено около 2,16 трлн рублей: 1,08 трлн — дополнительные бюджетные средства и примерно такая же сумма по внебюджетным источникам, сообщил министр. На что будут потрачены эти деньги?

Инновационные цели и большие расходы

Столь внушительные средства будут потрачены на достижение целей, которые были зафиксированы в программе еще в 2017 году, среди них есть те, которые на первый взгляд кажутся практически недостижимыми:

— доля домашних хозяйств, имеющих широкополосный доступ к сети «Интернет» (100 мбит/с), в общем числе домашних хозяйств — 97%;

— во всех крупных городах (1 млн. человек и более) устойчивое покрытие 5G и выше;

— доля населения, обладающего цифровыми навыками, — 40%;

— доля субъектов, использующих стандарты безопасного информационного взаимодействия государственных и общественных институтов, — 75%.

В документе декларируется достижения и других сложных целей, на реализацию которых потребуются огромные ресурсы. Например, планы обеспечить широкополосный доступ к Интернету декларируются и сдвигаются несколько лет подряд, так как на простую прокладку оптоволоконного кабеля потребуется огромная сумма.

На реализацию проекта будет потрачено не менее 2,16 трлн рублей. Учитывая практику увеличения изначальной цены мегапроектов в России, а «Цифровая экономика» таковым и является, его стоимость может еще вырасти. Например, на ЧМ-2018 Россия планировала потратить 664,11 млрд рублей, а в итоге он обошелся в 883 млрд, аналогичная ситуация была и с Олимпиадой в Сочи. Не исключено, что «Цифровую экономику» ждет такая же судьба. Как правило, большие деньги привлекают большое число интересантов.

Ресурсы и политическое влияние

Очевидно, что «Цифровая экономика» на ближайшие годы станет приоритетным проектом, в котором будут сконцентрированы не только большие ресурсы, но и большое политическое влияние. Поэтому сейчас основные политические акторы стараются занять свое место, которое бы позволило им так или иначе воздействовать на эти процессы.

Стоит отметить, что в вопросах реализации технических инноваций в России в последние годы всегда действовало сразу несколько акторов. В вопросах цифровизации госорганов функционировали Открытое правительство, Аналитический центр при правительстве РФ (АЦ) и Минэкономики. Сейчас уже возникли противоречия между Минэкономики и Минкомсвязи, но в силу размеров проекта, в нем будут задействованы и другие акторы.

Примечательно, что действующий глава Минкомсвязи Носков ранее занимал должность руководителя АЦ, поэтому хорошо знает, что такое взаимодействие с Минэкономики и попытки последних сыграть значимую роль в проекте, скорее всего, встретят сопротивление.

Конечно, борьба за влияние приведет к возникновению ряда локальных конфликтов, которые, скорее всего, не будут отражены в публичном пространстве, однако могут оказать негативное воздействие на процесс внедрения самой инновации, как и ряд других факторов.

Враги инновации

Довольно очевидно, что «Цифровая экономика» — это классический пример внедрения инновации с опорой на имеющийся мировой опыт. Успех переноса инновации зависит от нескольких факторов, классическая модель Ф. Берри и В. Берри фиксирует следующую формулу:

Принятие (t) = f (Мотивация, Ресурсы/Препятствия, Другие политические курсы, Внешние факторы)


Из уже имеющейся у нас информации мы можем сделать вывод, что у акторов, реализующих проект «Цифровая экономика» пока существует смещенная мотивация. Во время обсуждения речь идет не о сущностных вопросах проекта, а о технических, кто будет заниматься его реализацией.

Несколько акторов, которые будут заниматься реализацией проекта, могут формировать разные политические курсы внутри одной программы. У мегапроекта есть отдельные отрасли, которые могут развиваться по-разному и с разным успехом.

Кроме того, нельзя сбрасывать со счетов как внутренние препятствия (существующие проблемы в нормативном регулировании), так и внешние факторы (санкции и другие аспекты).
Мегапроекты требуют затраты мегаресурсов и влекут за собой мегаответственность. Та ставка, которую сейчас власть делает на современные технологии и технологический прорыв, требует от всех участников максимальной концентрации на результате, а не аппаратной борьбе.

Михаил Карягин, политолог

© 2008 - 2024 Фонд «Центр политической конъюнктуры»
Сетевое издание «Актуальные комментарии». Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-58941 от 5 августа 2014 года, Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-82371 от 03 декабря 2021 года. Издается с сентября 2008 года. Информация об использовании материалов доступна в разделе "Об издании".