Статья
13 Декабря 2010 14:14

Подготовка бюджета

Основным трендом недели стала подготовка бюджета. Основной финансовый документ с момента согласования его в правительстве претерпел значительные изменения. Главной особенностью федерального бюджета стало увеличение трансфертов во внебюджетные фонды. К последним относятся Пенсионный фонд России (ПФР), Фонд обязательного медицинского страхования (ФОМС) и Фонд социального страхования.

Перечисленные структуры (за исключением ФОМС) являются основными реципиентами государственных расходов, превысивших к 2013 году четверть всего федерального бюджета.

Для того, чтобы обеспечить сокращение дефицита структур в ближайшие годы будет форсировано их реформирование. Дело в том, что внебюджетные фонды не соответствуют своему изначальному функционалу. На них повешены многочисленные социальные функции, которые в массе своей и формируют колоссальный консолидированный дефицит.

Наиболее капиталоемкой функцией ПФР является выдача сертификатов на получение материнского (семейного) капитала. Первоначально планировалось, что данные денежные средства будут предоставляться через профильную ФЦП. Однако в процессе законодательного оформления материнского капитала было предложено использовать инфраструктуру ПФР. Фонд имеет разветвленную сеть во всех субъектах РФ. Плюс осуществляет пенсионные выплаты и обладает обширной базой для работы с гражданами. Критика эффективности данной схемы активизировалась после ряда коррупционных скандалов, произошедших в ПФР в последние несколько лет.

Также в отдельные направление предлагается вывести и остальные непрофильные функции ПФР. К ним относятся назначение и реализация социальных выплат отдельным категориям граждан и доведение совокупного дохода пенсионера до величины прожиточного минимума пенсионера.

Аналогичный проект по реформированию ФСС также активно обсуждается в Минфине и Минздравсоцразвития. Фонд, как и ПФР, получает бюджетные трансферты, которые в ближайшие три года продолжат расти. Среди непрофильных функций ФСС, который формируется из страховых взносов с заработной платы, называются финансирование пособий по беременности и родам, предоставление льготным категориям граждан санаторно-курортного лечения и обеспечение инвалидов техническими средствами реабилитации. Здесь также предлагается вывести данные направления в отдельные ФЦП, чтобы повысить эффективность расходования средств.

Пока предложения обсуждаются исключительно на уровне министерств и на общее согласование в правительство не поступали. Во многом их реализация будет зависеть от сырьевой конъюнктуры и темпов роста потребительских цен.

При этом предметное обсуждение инициатив может начаться не ранее 2012 года, так как изменение сложившейся системы может привести к росту социального напряжения и политических рисков.

Второй особенностью бюджета-2011 года стало значительное увеличение расходов по статьям, связанным с госзаказом. Традиционно данные направления индексировались на размер инфляции, однако на этот раз рост по большинству направлений превышает 10%. Так, значительные объемы заложены на «Охрану окружающей среды», «Физкультуру и спорт» и «Национальную оборону». Первое и второе направления относятся к двум федеральным проектам – экологическому (президентскому) и олимпийскому (премьерскому). «Национальная оборона» отдельная инициатива, пролоббированная Минобороны Анатолия Сердюкова и «Ростехнологиями» Сергея Чемезова.

Третьей отличительной чертой бюджета стал рост расходов на инвестиционные проекты. С началом кризиса именно эти статьи Минфин резал в первую очередь. Неудивительно, что финансирование долгосрочных проектов в 2010 году снизилось более чем на 15%. Падение госрасходов серьезно ударило по частным инвесторам, которым пришлось замораживать строительство на стратегических объектах из-за отсутствия денежных средств.

В среднесрочной перспективе ситуация должна измениться. Согласно основным параметрам бюджета, на реализацию инвестпроектов в 2011 году планируется направить более 551,8 млрд рублей в рамках 54 ФЦП, в 2012 году - 457,6 млрд рублей (50 ФЦП), в 2013 году - 419,7 млрд рублей (41 ФЦП). При этом сокращение количества федеральных целевых программ будет происходить параллельно с введением Минфином государственных долгосрочных целевых программ (ГДЦП). На последние с 2012 года будет приходиться до 90% расходов федерального бюджета. За счет расширения проектно-целевого финансирования правительство рассчитывает поддержать отдельные госкомпании, работающие в стратегических секторах и регионах.

Дмитрий Абзалов, Центр политической конъюнктуры, специально для Актуальных Комментариев

26 Апреля 2017 Новости  Минсельхоз определил оптимальный курс рубля Министр сельского хозяйства РФ Александр Ткачев заявил, что нынешний курс не очень устраивает производителей. По его словам.  оптимальным для экспорта сельхозпродукции из России является курс доллара в 60-65 рублей.  25 Апреля 2017 Новости  Власть не будет регулировать курс рубля Президент РФ Владимир Путин на встрече с представителями деловых кругов Ярославской области прокомментировал позицию руководства страны в отношении отечественной валюты. Он подчеркнул, что российские власти не собираются отказываться от плавающего курса рубля. 22 Апреля 2017 Новости  Украину заставят повысить пенсионный возраст Пол Томсен, директор европейского департамента МВФ, в ходе онлайн-конференции напомнил о необходимости проведения в Украине пенсионной реформы, в частности, повышения пенсионного возраста. 
  • вконтакте
  • facebook
  • твиттер

© 2008-2016 НО - Фонд «Центр политической конъюнктуры»
Сетевое издание «Актуальные комментарии». Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-58941 от 5 августа 2014 года. Издается с сентября 2008 года. Информация об использовании материалов доступна в разделе "Об издании".