Подготовка бюджета
Основным трендом недели стала подготовка бюджета. Основной финансовый документ с момента согласования его в правительстве претерпел значительные изменения. Главной особенностью федерального бюджета стало увеличение трансфертов во внебюджетные фонды. К последним относятся Пенсионный фонд России (ПФР), Фонд обязательного медицинского страхования (ФОМС) и Фонд социального страхования.
Перечисленные структуры (за исключением ФОМС) являются основными реципиентами государственных расходов, превысивших к 2013 году четверть всего федерального бюджета.
Для того, чтобы обеспечить сокращение дефицита структур в ближайшие годы будет форсировано их реформирование. Дело в том, что внебюджетные фонды не соответствуют своему изначальному функционалу. На них повешены многочисленные социальные функции, которые в массе своей и формируют колоссальный консолидированный дефицит.
Наиболее капиталоемкой функцией ПФР является выдача сертификатов на получение материнского (семейного) капитала. Первоначально планировалось, что данные денежные средства будут предоставляться через профильную ФЦП. Однако в процессе законодательного оформления материнского капитала было предложено использовать инфраструктуру ПФР. Фонд имеет разветвленную сеть во всех субъектах РФ. Плюс осуществляет пенсионные выплаты и обладает обширной базой для работы с гражданами. Критика эффективности данной схемы активизировалась после ряда коррупционных скандалов, произошедших в ПФР в последние несколько лет.
Также в отдельные направление предлагается вывести и остальные непрофильные функции ПФР. К ним относятся назначение и реализация социальных выплат отдельным категориям граждан и доведение совокупного дохода пенсионера до величины прожиточного минимума пенсионера.
Аналогичный проект по реформированию ФСС также активно обсуждается в Минфине и Минздравсоцразвития. Фонд, как и ПФР, получает бюджетные трансферты, которые в ближайшие три года продолжат расти. Среди непрофильных функций ФСС, который формируется из страховых взносов с заработной платы, называются финансирование пособий по беременности и родам, предоставление льготным категориям граждан санаторно-курортного лечения и обеспечение инвалидов техническими средствами реабилитации. Здесь также предлагается вывести данные направления в отдельные ФЦП, чтобы повысить эффективность расходования средств.
Пока предложения обсуждаются исключительно на уровне министерств и на общее согласование в правительство не поступали. Во многом их реализация будет зависеть от сырьевой конъюнктуры и темпов роста потребительских цен.
При этом предметное обсуждение инициатив может начаться не ранее 2012 года, так как изменение сложившейся системы может привести к росту социального напряжения и политических рисков.
Второй особенностью бюджета-2011 года стало значительное увеличение расходов по статьям, связанным с госзаказом. Традиционно данные направления индексировались на размер инфляции, однако на этот раз рост по большинству направлений превышает 10%. Так, значительные объемы заложены на «Охрану окружающей среды», «Физкультуру и спорт» и «Национальную оборону». Первое и второе направления относятся к двум федеральным проектам – экологическому (президентскому) и олимпийскому (премьерскому). «Национальная оборона» отдельная инициатива, пролоббированная Минобороны Анатолия Сердюкова и «Ростехнологиями» Сергея Чемезова.
Третьей отличительной чертой бюджета стал рост расходов на инвестиционные проекты. С началом кризиса именно эти статьи Минфин резал в первую очередь. Неудивительно, что финансирование долгосрочных проектов в 2010 году снизилось более чем на 15%. Падение госрасходов серьезно ударило по частным инвесторам, которым пришлось замораживать строительство на стратегических объектах из-за отсутствия денежных средств.
В среднесрочной перспективе ситуация должна измениться. Согласно основным параметрам бюджета, на реализацию инвестпроектов в 2011 году планируется направить более 551,8 млрд рублей в рамках 54 ФЦП, в 2012 году - 457,6 млрд рублей (50 ФЦП), в 2013 году - 419,7 млрд рублей (41 ФЦП). При этом сокращение количества федеральных целевых программ будет происходить параллельно с введением Минфином государственных долгосрочных целевых программ (ГДЦП). На последние с 2012 года будет приходиться до 90% расходов федерального бюджета. За счет расширения проектно-целевого финансирования правительство рассчитывает поддержать отдельные госкомпании, работающие в стратегических секторах и регионах.
Дмитрий Абзалов, Центр политической конъюнктуры, специально для Актуальных Комментариев