Комментарий
13 Июля 2011 0:52

Подытоживание задач

Леонид Поляков политологЛеонид Поляков

Леонид Поляков
политологЛеонид Поляков

Как обычно в конце весенней сессии, президент встретился с лидерами четырех думских фракций. О чем конкретно шел разговор и с чем к президенту пришла каждая фракция - об этом мы еще будем узнавать от участников встречи. Но, даже судя по краткому вступительному слову Дмитрия Медведева, размещенному на президентском сайте, понятно, что разговор должен был получиться отнюдь не ритуальным.

Обращает на себя внимание, что по поводу сделанного президент ограничился весьма сдержанным эпитетом - «неплохо». Неплохо было то, что президентские законопроекты по реформе политической и избирательной системы вызвали в парламенте «жесткую», но «в то же время содержательную дискуссию». Неплохо, считает президент, и то, что политическая система в целом после «фазы покоя» пришла в «определенное движение». Однако, почему бы не сказать прямо, что это - хорошо?

Представляется, что такая осторожность президента в выборе оценочных терминов вызвана не только и не столько особенностями личного стиля. Скорее всего, сыграло свою роль видение перспективы. Отчетливое понимание того, что политическая модернизация делает лишь самые первые, предварительные шаги. И что впереди, на самом деле, предстоит тяжелейшая работа по переделке всей многовековой матрицы отечественной политической традиции.

Тут президент выделил три основных задачи: одну - для решения уже в ближайшие полгода, и две - на длительную перспективу.

Задача краткосрочная - это, понятно, декабрьские выборы. В Госдуму, а также региональные и муниципальные выборы в тридцати семи субъектах федерации. Президент ждет от парламентских партий открытой и честной избирательной кампании. А как следствие - справедливых выборов. Смысл этого запроса - не в том, чтобы кому-то и чему-то «соответствовать», а в том, чтобы сформировать современный и ответственный парламент. Можно добавить - и легитимный парламент, что исключительно важно, поскольку ему предстоит решать «огромное количество задач, стоящих перед страной».

Из этого огромного количества задач особо выделяются две собственно политические - «децентрализация управления» и дальнейшая корректировка «межбюджетных отношений».

Децентрализация управления или, по-европейски говоря - деволюция властных полномочий, - труд неподъемный. Это только кажется, что легко толкнуть «камень полномочий» с верха властной иерархии на нижние этажи, мол под гору «сама пойдет». В реальности задачка скорее напоминает «Сизифов труд»: «катить» придется явно в гору, преодолевая сопротивление множества бюрократических инстанций буквально на каждом шагу. Присутствие в регионах до тысячи подразделений различных федеральных ведомств говорит само за себя!

Вплотную к этой задаче примыкает и замысел корректировки межбюджетных отношений. И в особенности в пользу муниципалитетов. Тут ведь вот какой фокус. По конституции местное самоуправление в систему государственной власти не входит. Оно - как бы независимо. Но в реальности получается, что при действующей системе распределения налогов и сборов муниципальные бюджеты формируются по остаточному принципу. То есть получают крохи на решение самых острых и наиболее насущных для граждан проблем.

И в результате от независимости местного самоуправления не остается даже видимости - все муниципалы должны идти на поклон к своему губернатору. А тот, в свою очередь, прочно встроен в единую систему исполнительной власти и наделяется властными полномочиями в весьма централизованном порядке. Вот и получается, что проблемы, скажем, деревеньки Сагра при нынешнем уровне централизации управления решаются чуть ли не непосредственно в Кремле. То есть, по определению, не решаются или решаются в режиме форс-мажора.

На Петербургском экономическом форуме президент сообщил о своем намерении создать рабочую группу высшего уровня для подготовки первых реформаторских шагов в этом стратегическом направлении. Персональный состав группы пока неизвестен, но, думается, что руководители думских партийных фракций в этом деле поучаствовать должны.

Так что, судя по всему, у партийцев после встречи с Медведевым настроение должно быть отнюдь не каникулярное. Скорее всего, они получили серьезное «задание на лето».

Леонид ПОЛЯКОВ

7 Июля 2017 Анонс
Саммит G20
 Саммит G20 7-8 июля в Гамбурге соберутся лидеры стран «Большой двадцатки». Уже запланированы встречи президента России с Мун Чже Ином, президентом Южной Кореи и Эммануэлем Макроном, французским лидером. Не исключена и встреча в формате «нормандской четвёрки».
14 Июня 2017 Новости  Большинство украинцев оценили ситуацию в стране как хаос Большинство жителей Украины (85 %) считают, что их страна находится в состоянии хаоса, 75% согласны с тем, что Украина - на стадии распада, таковы данные исследования, проведенного социологической группой "Рейтинг".  11 Июня 2017 Анонс
Парламентские выборы во Франции
 Парламентские выборы во Франции 11 июня состоится первый тур парламентских выборов во Франции, второй – 18 июня. Будут избраны 577 депутатов, СМИ предсказывают кардинальные изменения конфигурации парламента и победу партии, которую ранее возглавлял Эммануэль Макрон. 
  • вконтакте
  • facebook
  • твиттер

© 2008-2016 НО - Фонд «Центр политической конъюнктуры»
Сетевое издание «Актуальные комментарии». Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-58941 от 5 августа 2014 года. Издается с сентября 2008 года. Информация об использовании материалов доступна в разделе "Об издании".