Комментарий
75 13 Июля 2011 0:52

Подытоживание задач

Леонид Поляков политологЛеонид Поляков

Леонид Поляков
политологЛеонид Поляков

Как обычно в конце весенней сессии, президент встретился с лидерами четырех думских фракций. О чем конкретно шел разговор и с чем к президенту пришла каждая фракция - об этом мы еще будем узнавать от участников встречи. Но, даже судя по краткому вступительному слову Дмитрия Медведева, размещенному на президентском сайте, понятно, что разговор должен был получиться отнюдь не ритуальным.

Обращает на себя внимание, что по поводу сделанного президент ограничился весьма сдержанным эпитетом - «неплохо». Неплохо было то, что президентские законопроекты по реформе политической и избирательной системы вызвали в парламенте «жесткую», но «в то же время содержательную дискуссию». Неплохо, считает президент, и то, что политическая система в целом после «фазы покоя» пришла в «определенное движение». Однако, почему бы не сказать прямо, что это - хорошо?

Представляется, что такая осторожность президента в выборе оценочных терминов вызвана не только и не столько особенностями личного стиля. Скорее всего, сыграло свою роль видение перспективы. Отчетливое понимание того, что политическая модернизация делает лишь самые первые, предварительные шаги. И что впереди, на самом деле, предстоит тяжелейшая работа по переделке всей многовековой матрицы отечественной политической традиции.

Тут президент выделил три основных задачи: одну - для решения уже в ближайшие полгода, и две - на длительную перспективу.

Задача краткосрочная - это, понятно, декабрьские выборы. В Госдуму, а также региональные и муниципальные выборы в тридцати семи субъектах федерации. Президент ждет от парламентских партий открытой и честной избирательной кампании. А как следствие - справедливых выборов. Смысл этого запроса - не в том, чтобы кому-то и чему-то «соответствовать», а в том, чтобы сформировать современный и ответственный парламент. Можно добавить - и легитимный парламент, что исключительно важно, поскольку ему предстоит решать «огромное количество задач, стоящих перед страной».

Из этого огромного количества задач особо выделяются две собственно политические - «децентрализация управления» и дальнейшая корректировка «межбюджетных отношений».

Децентрализация управления или, по-европейски говоря - деволюция властных полномочий, - труд неподъемный. Это только кажется, что легко толкнуть «камень полномочий» с верха властной иерархии на нижние этажи, мол под гору «сама пойдет». В реальности задачка скорее напоминает «Сизифов труд»: «катить» придется явно в гору, преодолевая сопротивление множества бюрократических инстанций буквально на каждом шагу. Присутствие в регионах до тысячи подразделений различных федеральных ведомств говорит само за себя!

Вплотную к этой задаче примыкает и замысел корректировки межбюджетных отношений. И в особенности в пользу муниципалитетов. Тут ведь вот какой фокус. По конституции местное самоуправление в систему государственной власти не входит. Оно - как бы независимо. Но в реальности получается, что при действующей системе распределения налогов и сборов муниципальные бюджеты формируются по остаточному принципу. То есть получают крохи на решение самых острых и наиболее насущных для граждан проблем.

И в результате от независимости местного самоуправления не остается даже видимости - все муниципалы должны идти на поклон к своему губернатору. А тот, в свою очередь, прочно встроен в единую систему исполнительной власти и наделяется властными полномочиями в весьма централизованном порядке. Вот и получается, что проблемы, скажем, деревеньки Сагра при нынешнем уровне централизации управления решаются чуть ли не непосредственно в Кремле. То есть, по определению, не решаются или решаются в режиме форс-мажора.

На Петербургском экономическом форуме президент сообщил о своем намерении создать рабочую группу высшего уровня для подготовки первых реформаторских шагов в этом стратегическом направлении. Персональный состав группы пока неизвестен, но, думается, что руководители думских партийных фракций в этом деле поучаствовать должны.

Так что, судя по всему, у партийцев после встречи с Медведевым настроение должно быть отнюдь не каникулярное. Скорее всего, они получили серьезное «задание на лето».

Леонид ПОЛЯКОВ

КомментарийКомментарий ЧМ-2018 не влияет на негатив вокруг пенсионной реформы политологОлег Игнатов В то время, когда в России проходит ЧМ-2018, правительством инициирован ряд обреченных на непопулярность законопроектов и мер — повышение цен на услуги ЖКХ, пенсионная реформа, рост НДС. Возможные выплески общественного негатива после окончания футбольного мундиаля «Актуальные комментарии» обсудили с заместителем директора Центра политической конъюнктуры Олегом Игнатовым. — Я не вижу высокую концентрацию негатива. Есть тема пенсионной реформы, есть тема повышения НДС. Что касается темы повышения услуг ЖКХ, то это плановое мероприятие — и там не очень большой рост, он совпадает с инфляцией или чуть-чуть ее превышает. Необходимо пройти момент с пенсионной реформой, посмотреть, как будет развиваться обсуждение, удастся ли правительству эту ситуацию выровнять в свою пользу и найти аргументы в пользу своей позиции. Пока мы видим, что митинги против пенсионной реформы проходят, ранее были митинги по поводу роста цен на бензин, но всплеска большой активности мы не видим. Максимум — несколько сотен человек было. Митинги в регионах проходят почти постоянно, но количество участников довольно малочисленно, говорить о вспышке массовой активности пока еще рано. Цены на бензин правительству удалось ненамного снизить — либо они остановились, либо пошли вниз. В целом, ситуацию удалось вывести в позитивное русло и купировать недовольство за счет мер, которые были приняты правительством.  По пенсионной реформе: можно ожидать митинги, на них придут люди, но я не думаю, что будет очень высокая явка, потому что основная опасность заключалась бы в случае объединения всей оппозиции — и парламентской, и непарламентской. Пока оппозиция действует разрозненно — в некоторых регионах они пытались проводить митинги с профсоюзами, там участвовали и партии, но пока явка невысокая. Ключевым показателем здесь я бы выделил регионы, но активность в регионах невысока. Мне кажется, то ресурс непопулярных решений пока исчерпан — нужно разобраться с теми проблемами, которые есть. Это цены на бензин и пенсионная реформа с НДС. Будет ли всплеск негатива после окончания ЧМ? Вы видели, что рейтинги упали как раз во время чемпионата мира. Это означает, что люди все равно обращают внимание на решения, которые не вызывают у них позитивные эмоции. Я не думаю, что чемпионат мира играет какую-то роль. Он играет в позитивном направлении — если сборная пройдет дальше, то это сможет привести к тому, что население немного отвлечется от тех негативных тем, которые присутствуют в информационном поле. Но если ничего не произойдет, и сборная вылетит — это никак ни на что не повлияет. Я не думаю, что чемпионат мира позволяет компенсировать негативные эмоции, связанные с пенсионной реформы. 26 Июня 2018 Главное
Война за воду
 Война за воду Как вода становится главным ресурсом.
КомментарийКомментарий ЕС не будет кардинально менять миграционную политику политологГлеб Кузнецов
Актуальные комментарии
© 2008-2018 НО - Фонд «Центр политической конъюнктуры»
Сетевое издание «Актуальные комментарии». Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-58941 от 5 августа 2014 года. Издается с сентября 2008 года. Информация об использовании материалов доступна в разделе "Об издании".