Статья
912 7 Февраля 2018 18:24

Политический хип-хоп

Хип-хоп исторически принято считать аполитичным жанром. Это верно, но с рядом оговорок. Большие деньги на выборах или накаленная до предела атмосфера в обществе иногда заставляют рэперов либо отрабатывать гонорар нужными строками за нужных людей, либо доставать из застенков свою гражданскую позицию. «Актуальные комментарии» вспоминают свежие и главные моменты местного и западного рэпа, когда MC начинали говорить о политике.

Слава КПСС (Гнойный) – Владимир Путин

Человек, который ввел в массовый обиход слово «постирония», ожидаемо оставил открытым вопрос о том, имеет ли трек о Путине прямое отношение к предвыборной агитации. Тем не менее, он уже занял свое место в ряду сопровождающих кампанию вещей и стал негласным ее саундтреком. Тут и строчка «в рэп-игре Владимир Путин» получилась очень уж въедливой, и кадр видео с Гнойным в пальто на фоне вышел колоритным, да и история с (якобы?) накрученными лайками к видео добавила огня в топку дискуссий. Впрочем, сам Слава открыто заявлял в интервью у Дудя о том, что поддерживает президента.

К слову, это самое популярное на сегодняшний день небаттловое видео Гнойного.

Кузнецкий Сквад – Собчак

Тот случай, когда видео по функционалу должно было быть агитационным, но вышло, скорее, смешным. «В моем бюллетене Собчак» - прыгая с бутафорскими автоматами, читают в рефрене слишком молодые для бюллетеней люди. Звучит как ирония, но всему составу группы еще нет восемнадцати. «Кузнецкий сквад» - это карикатурные модники (заглавие отсылает к важным фэшн-точкам Кузнецкого моста), которые читают бытописательский рэп о праздной жизни школьников изнутри Садового кольца. Сейчас у видео меньше 200 тысяч просмотров: сильно больше, судя по всему, не будет – даже электорат Собчак воспринял трек очень холодно.

Моргенштерн – Трек и клип для Лехи

«Навальный Леха, эй», «Навальный Леха, у» - неизысканный, надо сказать, припев песни главного некандидата в президенты. Удивительно, но при всей популярности оппозиционера у самой молодой аудитории, не нашлось человека, который сделает мало-мальски вменяемый трек о Навальном. Пришлось постараться амбассадору рэп-пародий, блогеру Моргенштерну – а чтобы ничего лишнего не заподозрили, специально в начале видео записал дисклеймер о том, что сторонником Навального он не является, а трек и видео были сделаны в качестве шутки. В кадре – ничего примечательного: скачут школьники, Моргенштерн читает из полицейской машины о том, как «от Лехи ты не спрячешь свой дорогой дворец».

Мальчишник & DJ Грув – Голосуй или проиграешь

Вернемся в 1996 год, когда и рэп, и политика в новой России еще были в стадии становления. Кампания «Голосуй или проиграешь» в поддержку Ельцина на выборах того года была беспрецедентной по составу снабженных для нее участников и потраченных денег – счет шел на сотни миллионов долларов. Не самый в те годы богатый шоу-бизнес охотно шел на контакт с властью – кто-то только ради денег, а кто-то действительно боялся «красной угрозы». Авторы главной постсоветской песни про секс явно были из первой когорты. Один из лидеров группы, Дельфин, позднее скажет: «Отказываться не было смысла, и в итоге мы отлично провели время и срубили весьма солидную сумму практически ни за что. Поехали бы мы или нет, все равно было ясно, чем кончится эта кампания. Мы были просто оберточной бумагой от конфеты, которую всем уже втюхали».   

Грандмастер Флэш & The Furious Five – The Message

1982 год – младенчество по меркам хип-хопа, но уже тогдашние рэперы не стеснялись проходиться по актуальным вопросам. Звезда хип-хопа 80-х Грандмастер Флэш высказался о Бронксе, нищете, дискриминации и политике Рейгана. Трек The Message можно назвать первым политическим заявлением в истории хип-хопа. Правда, оно представляет, скорее музейную ценность для хип-хопа, чем политическую: The Message не стал гимном для темнокожего населения и не заставил никого лезть на амбразуру.

Public Enemy – «Rebel Without a Pause»

Rebel without a pause – это уже не краткий дайджест проблем темнокожего населения, а хлесткий дисс на политику Рейгана с обязательными в данном случае обвинениями в расизме. Трек стал неофициальным гимном борьбы темнокожих за свои права – тем и прославил группу.

2Pac – «Holler If Ya Hear Me»

Еще одна политическая рэп-нетленка. На сей раз досталось администрации следующего после Рейгана американского президента Буша-старшего – особенно Тупак прошелся по вице-президенту Дэну Куэйлу, одному из самых ненавидимых вице-президентов США за всю их историю. Ему рэпер приписал чуть ли не все плохое, что происходит в черных кварталах. По словам Тупака, из-за беспросветной нищеты темнокожим ничего не остается, кроме как идти в криминал.

Янг Джизи – «My President» (feat. Нэс)

Джизи всю свою карьеру читал типичный рэп южной школы о тачках, деньгах, запрещенных веществах и их дистрибуцию, пока на предвыборном горизонте США не замаячил Барак Обама. Вдохновленный рэпер написал радостную оду будущему президенту – правда, причины радости сводились, скорее, к цвету кожи Обамы, а не его политическому бэкграунду и пунктах его предвыборной программы. Потому и радость получилась слишком уж гротескной.

Тимати – Вопросы

Мало кто знает, что за 10 лет до песни о «лучшем друге», Тимати задавал «Вопросы» - о нищете, ваучерах, МММ и Ходорковском и прикреплял в рефрен вечную тютчевскую строчку и метриках и тонкостях России. С тех пор Тимати успел стать убежденным лоялистом и о том эпизоде своей карьеры предпочитает не вспоминать.    

Эминем – Donald Trump Diss

Дональд Трамп не раз признавался в любви к творчеству Эминема. К несчастью для него, эта любовь не оказалась взаимной – к церемонии BET Hip-Hop Awards Эминем подготовил пятиминутный ролик, где в резких и довольно нелицеприятных выражениях высказал все, что думает о Трампе и завершил песню ультиматумом «Америка, вставай». Рэпера ожидаемо похвалили коллеги – в частности, Джей Коул и Снуп Догг.     

Автор:

© 2008-2018 НО - Фонд «Центр политической конъюнктуры»
Сетевое издание «Актуальные комментарии». Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-58941 от 5 августа 2014 года. Издается с сентября 2008 года. Информация об использовании материалов доступна в разделе "Об издании".