Действовать по-путински: аккуратно
Директор Центра политической конъюнктуры Алексей Чеснаков о важнейших задачах Донецкой и Луганской народных республик.
- Сегодня один из важных вопросов в деятельности властей двух республик Новороссии — это уже объявленный, но пока так реально и не начавшийся перевод промышленных предприятий под юрисдикцию ДНР и ЛНР. Как этот перевод может происходить?
- Смена юрисдикции и в обычных условиях процедура довольно сложная. А уж в условиях войны — тем более.
Нормативной базы нет. Верховная Рада приняла внесенный президентом Порошенко закон об особом статусе двух территорий. Тем самым была заложена некая юридическая основа для дальнейшего строительства отношений Украины с Донбассом. Или дальнейшего размежевания. Как кому будет удобно трактовать. Даже базовые трактовки документов у сторон конфликта могут разниться весьма значительно. К этому следует привыкать. Каких-то более четких правил сосуществования пока не прописано, и не факт, что будет прописано в ближайшее время.
Отсутствует необходимая нормативная база в самих республиках. Ведь они до сих пор не приняли необходимые законы и подзаконные акты, касающиеся налоговой системы, работы казначейства, социальных выплат. Предприятия не могут существовать в таком правовом вакууме. Власти республик можно понять — они воевали и не было времени на решение подобных проблем. Но дальнейшее отсутствие такой базы может быть очень опасным.
Предприятия, находящиеся на территории республик, даже те, которые в основном работали на российский рынок, были не только формально-юридически, но и технологически интегрированы в украинскую экономику. Я уже не говорю об огромном количестве социальных обязательств перед работающими гражданами, которые требуют специального решения.
- Но ведь республикам нужно спешить — им требуется как можно быстрее создавать собственную систему пополнения бюджета.
- Да, но для этого процесса, как и для перевода под юрисдикцию предприятий, самую большую опасность представляет спешка. Пока сделан только первый шаг — республикам удалось добиться права на особые отношения с Россией. Украина признает за ними это право. Специальный пункт об этом есть в минском протоколе 5 сентября. Кроме того, Киев обязался «принять программу экономического возрождения Донбасса и восстановления жизнедеятельности региона». Это тоже немаловажное обязательство. Ведь это означает, что будет восстанавливаться инфраструктура.
Делать следующие шаги придется осторожно. Экономика не любит резких движений. Требуется последовательность и аккуратность. Вообще, если вы обратите внимание, «аккуратно» — одно из наиболее часто употребляемых Путиным слов. И если республики хотят, чтобы у них все получилось в сфере государственного строительства, экономики и социальной сферы, то им придется действовать по-путински. Аккуратно.
- Республики уже заявили, что планируют перейти в рублевую зону в течение ближайших месяцев. Можно ли ожидать, что это произойдет до конца текущего года?
- Переход к расчетам в рублях зафиксирован в уже существующих программах развития республик. Однако этот процесс также будет длительным. Ускоренный вариант перехода в рублевую зону, как и вариант перехода к собственной валюте — маловероятны. Переход в рублевую зону следует сначала обсудить с российскими властями, ведь Россия в таком случае берет на себя огромную ответственность.
- И какая задача в таком случае является наиболее важной?
- Достигнутое с огромным трудом прекращение огня позволяет республикам заняться жизненно необходимым строительством политических и социальных институтов. Что-то частично получалось и раньше. Ведь даже во время войны республикам удавалось находить некоторые средства для ряда социальных выплат для семей жертв и пострадавшим, ветеранам. Сейчас перед ними более серьезная задача — отойти от чрезвычайной схемы и поставить эту работу на системную основу. В условиях приближающейся зимы это может быть наиболее важная часть стратегии выживания.
- Как следует в этой связи оценивать грядущие выборы руководства народных республик?
- Выборы 2 ноября чрезвычайно важны для легитимации республик. Власти Донбасса должны получить полноценный народный мандат. И если Захарченко сможет получить такой мандат, то вряд ли Украина, США или ЕС смогут этот факт игнорировать. Публичные заявления о признании или непризнании в данном случае следует отнести к разряду риторики.
Волеизъявление граждан, даже проведенное в чрезвычайных обстоятельствах, нельзя не учитывать. И Киеву лучше будет как можно быстрее вступить в прямой диалог с лидерами ополчения. А уж после выборов украинские власти будут обязаны это сделать. Ведь если сегодня Киев делает вид, что не знает, кого представляет Захарченко, и что на стороне республик подавляющее большинство — добровольцы из России, то в случае проведения успешных выборов будет ясно, что Захарченко представляет народ Донбасса.
Тем более, что планируемые Киевом 26 октября выборы в Верховную Раду на территориях, контролируемых республиками, проводится не будут, а на оставшихся территориях Донецкой и Луганской областей будут выглядеть как откровенная имитация. Постыдно и неубедительно.
Лина Вискушенко специально для «Актуальных комментариев».