Статья
29 Июля 2011 16:06

Польша признала вину экипажа

Польская комиссия представила отчет о расследовании авиакатастрофы Ту-154 президента Леха Качиньского под Смоленском.

В выводах комиссии перечисляются нарушения, допущенные российской и польской сторонами во время полета.

В частности, в докладе говорится, что причиной авиакатастрофы стало снижение лайнера ниже минимальной высоты на высокой скорости  «в метеорологических условиях, не предполагающих визуальный контакт с землей, а также позднее начало процедуры ухода на второй круг». Отмечается, что экипаж Ту-154 не отреагировал на сигнал системы об опасном сближении с землёй.

При этом польская комиссия подчёркивает, что «метеорологическое обеспечение полета самолета Ту-154 осуществлялось ненадлежащим образом». Эксперты пришли к выводу, что летчикам не был предоставлен качественный прогноз погоды для аэродрома «Смоленск-Северный». Комиссия сочла неудовлетворительной организацию метеорологических наблюдений на аэродроме.

Кроме того, комиссия считает, что на аэродроме в Смоленске не была обеспечена безопасность для посадки самолета Качиньского, «особенно в условиях ограниченной видимости» «Состояние светосигнальной системы не соответствовало техническим требованиям, предъявляемым к визуальному навигационному оборудованию», - отмечается в докладе.

В документе также говорится, что «примыкающая к порогу ВВП 26 часть полосы воздушных подходов поросла деревьями, высота которых превышала допустимое значение для наземных препятствий в этом районе».

Польские эксперты отметили и недостатки работы российского диспетчера. По их данным, диспетчер передал экипажу самолета польского президента неточную информацию о положении самолета относительно глиссады.

Часть вины за случившееся возлагается и на экипаж Ту-154. Эксперты польской комиссии пришли к выводу, что экипаж не был в достаточной мере подготовлен к выполнению этого полета. В докладе говорится, что «квалификации членов экипажа, несмотря на получение формальных допусков, подтвержденных приказами командира в/ч, не соответствовали критериям пилота, всесторонне обученного и подготовленного к выполнению обязанностей на данном рабочем месте».

Польские эксперты считают, что командиру экипажа не хватало опыта. «Это был не очень опытный летчик, который набрал опыт при полетах на хорошо оборудованные аэропорты. У него не было опыта полетов в тяжелых метеоусловиях», - сказал один из членов комиссии.

В документе также подчёркивается, что члены экипажа Ту-154 недостаточно хорошо говорили по-русски, чтобы поддерживать переговоры с российскими диспетчерами. В частности, отмечается плохое знание языка штурманом.

Межгосударственный авиационный комитет (МАК) обещал изучить выводы польской комиссии о причинах катастрофы самолета Качиньского и отреагировать на них, передаёт «Интерфакс».

Как сообщали «Актуальные комментарии», 10 апреля прошлого года в результате авиакатастрофы под Смоленском погибли 96 человек, в том числе президент Польши Лех Качиньский и его супруга, известные политики, религиозные и общественные деятели, которые направлялись в Катынь для участия в памятных мероприятиях, посвященных годовщине Катыньской трагедии. Самолёт Ту-154 с официальной делегацией Польши разбился при заходе на посадку на аэродром «Смоленск-Северный».

12 января 2011 года Межгосударственный авиционный комитет представил итоговый отчет о расследовании катастрофы Ту-154. Непосредственной причиной крушения самолёта признано решение пилотов не уходить на запасной аэродром, а системными причинами - недостатки в обеспечении полета и подготовке экипажа.

Комментарии экспертов
<p>Заявления польской стороны несут не столько внутриполитическую  нагрузку, сколько внешнеполитическую.  Изначально было очевидно, что  самолет с польской элитой потерпел катастрофу по собственной  неосторожности и лишь определенная часть антироссийских сил внутри  Польши всячески муссировала тему едва ли не целенаправленной диверсии со  стороны российских властей.</p>
<p>Но факты – упрямая вещь, и они свидетельствуют о том, что  действительно польская сторона несет основную часть ответственности. При  этом я думаю, что выпады против  российских авиадиспетчеров  последовали, чтобы смягчить разгильдяйство польского экипажа и  непосредственных руководителей, поскольку было ясно из ранее  расшифрованных записей, что польские авиаторы поддались давлению своего  руководства, представителей польской элиты и изначально нарушали технику  безопасности, причем, самым вопиющим образом.</p>
<p>Поэтому здесь был выбран компромиссный вариант,  чтобы, во-первых,  снять проблему, а во-вторых – чтобы оставить небольшую форточку для  сомнений - вдруг здесь российские диспетчеры тоже виноваты. Хотя в целом  Польше, наверное, следовало бы признать собственную вину за катастрофу и  не возлагать ответственность еще за какие-то темные силы. Но ввиду  того, что в качестве такой темной силы в Польше регулярно выступает  Россия - этого следовало ожидать.</p>
<p>Польская сторона фактически возложила всю основную ответственность за катастрофу Ту-154 под Смоленском на экипаж, на подготовку полета. Выводы польской комиссии идентичны выводам МАК. Я никаких принципиальных различий не увидел, за исключением констатации того, что аэродром в Смоленске находится в не очень хорошем состоянии, и диспетчеры, возможно, не сделали всё для того, чтобы остановить катастрофу. Но мне кажется, что никакой альтернативной оценки произошедшему не дано. Более того, в каком-то смысле ещё жёстче выводы относительно готовности экипажа, его профессионального уровня и т.д. <br />
<br />
Официальная часть этой истории на этом, наверное, закончится, потому что выводы комиссии - это официальная государственная оценка, данная Польшей. Политическая же часть истории не закончится еще долго. Скоро в Польше пройдут выборы, и на них оппозиция главным направлением удара по правительству выбрала именно эту трагедию. И чем ближе к голосованию, тем больше будет нагнетаться эта тема со стороны консерваторов. Там вопрос о том, что написано в докладе польской комиссии, уже никакой роли не играет, у них есть своя версия произошедшего – что, по сути дела, президента Качиньского убили русские, а продажное правительство Польши их покрывает. И эта версия в том или ином виде будет транслироваться ими вне зависимости от фактов.<br />
<br />
Если вдруг случится такое, что оппозиция победит, тогда, конечно, отношения России и Польши зайдут в очень глубокий тупик. Как иметь дело со сторонниками Ярослава Качиньского, непонятно. И я думаю, что само правительство Качиньского никакого дела с Россией иметь не захочет. Но это пока гипотеза, поскольку более вероятно, что сохранится нынешнее правительство Польши. <br />
<br />
Что касается российско-польских отношений в случае сохранения статус-кво, то я думаю, что они будут развиваться так, как они развиваются, то есть, конечно, всё время наталкиваясь на новые подводные камни, но эта история не свернёт поезд с того пути, по которому он движется. По-моему, пока не произошло ничего такого, что поставило бы под вопрос эти отношения.</p>
15 Октября 2017 Анонс
Парламентские выборы в Австрии
 Парламентские выборы в Австрии 15 октября в Австрии пройдут досрочные парламентские выборы. Такой вариант решения текущего политического кризиса, предложенное Себастьяном Курцем, министром иностранных дел страны и председателем Австрийской народной партии, был поддержан всеми партиями. 
31 Августа 2017 Общество  Блоги и гражданская журналистика как альтернатива СМИ 31 августа отмечается международный День блога. Праздник молодой — он появился в 2005 году, когда творческие пользователи LiveJournal усмотрели в слове «блог» цифры 3108. Инициаторы праздника призывали в этот день написать короткие рецензии о пяти разных блогах и опубликовать эти записи у себя со ссылками на авторские страницы.  КомментарийКомментарий В России доминируют три образа женщин-политиков блогерКристина Потупчик Кристина Потупчик  о женщинах в российской политике
  • вконтакте
  • facebook
  • твиттер

© 2008-2016 НО - Фонд «Центр политической конъюнктуры»
Сетевое издание «Актуальные комментарии». Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-58941 от 5 августа 2014 года. Издается с сентября 2008 года. Информация об использовании материалов доступна в разделе "Об издании".