Статья
586 29 Июля 2011 16:06

Польша признала вину экипажа

Польская комиссия представила отчет о расследовании авиакатастрофы Ту-154 президента Леха Качиньского под Смоленском.

В выводах комиссии перечисляются нарушения, допущенные российской и польской сторонами во время полета.

В частности, в докладе говорится, что причиной авиакатастрофы стало снижение лайнера ниже минимальной высоты на высокой скорости  «в метеорологических условиях, не предполагающих визуальный контакт с землей, а также позднее начало процедуры ухода на второй круг». Отмечается, что экипаж Ту-154 не отреагировал на сигнал системы об опасном сближении с землёй.

При этом польская комиссия подчёркивает, что «метеорологическое обеспечение полета самолета Ту-154 осуществлялось ненадлежащим образом». Эксперты пришли к выводу, что летчикам не был предоставлен качественный прогноз погоды для аэродрома «Смоленск-Северный». Комиссия сочла неудовлетворительной организацию метеорологических наблюдений на аэродроме.

Кроме того, комиссия считает, что на аэродроме в Смоленске не была обеспечена безопасность для посадки самолета Качиньского, «особенно в условиях ограниченной видимости» «Состояние светосигнальной системы не соответствовало техническим требованиям, предъявляемым к визуальному навигационному оборудованию», - отмечается в докладе.

В документе также говорится, что «примыкающая к порогу ВВП 26 часть полосы воздушных подходов поросла деревьями, высота которых превышала допустимое значение для наземных препятствий в этом районе».

Польские эксперты отметили и недостатки работы российского диспетчера. По их данным, диспетчер передал экипажу самолета польского президента неточную информацию о положении самолета относительно глиссады.

Часть вины за случившееся возлагается и на экипаж Ту-154. Эксперты польской комиссии пришли к выводу, что экипаж не был в достаточной мере подготовлен к выполнению этого полета. В докладе говорится, что «квалификации членов экипажа, несмотря на получение формальных допусков, подтвержденных приказами командира в/ч, не соответствовали критериям пилота, всесторонне обученного и подготовленного к выполнению обязанностей на данном рабочем месте».

Польские эксперты считают, что командиру экипажа не хватало опыта. «Это был не очень опытный летчик, который набрал опыт при полетах на хорошо оборудованные аэропорты. У него не было опыта полетов в тяжелых метеоусловиях», - сказал один из членов комиссии.

В документе также подчёркивается, что члены экипажа Ту-154 недостаточно хорошо говорили по-русски, чтобы поддерживать переговоры с российскими диспетчерами. В частности, отмечается плохое знание языка штурманом.

Межгосударственный авиационный комитет (МАК) обещал изучить выводы польской комиссии о причинах катастрофы самолета Качиньского и отреагировать на них, передаёт «Интерфакс».

Как сообщали «Актуальные комментарии», 10 апреля прошлого года в результате авиакатастрофы под Смоленском погибли 96 человек, в том числе президент Польши Лех Качиньский и его супруга, известные политики, религиозные и общественные деятели, которые направлялись в Катынь для участия в памятных мероприятиях, посвященных годовщине Катыньской трагедии. Самолёт Ту-154 с официальной делегацией Польши разбился при заходе на посадку на аэродром «Смоленск-Северный».

12 января 2011 года Межгосударственный авиционный комитет представил итоговый отчет о расследовании катастрофы Ту-154. Непосредственной причиной крушения самолёта признано решение пилотов не уходить на запасной аэродром, а системными причинами - недостатки в обеспечении полета и подготовке экипажа.

Комментарии экспертов

Заявления польской стороны несут не столько внутриполитическую нагрузку, сколько внешнеполитическую.  Изначально было очевидно, что самолет с польской элитой потерпел катастрофу по собственной неосторожности и лишь определенная часть антироссийских сил внутри Польши всячески муссировала тему едва ли не целенаправленной диверсии со стороны российских властей.

Но факты – упрямая вещь, и они свидетельствуют о том, что действительно польская сторона несет основную часть ответственности. При этом я думаю, что выпады против  российских авиадиспетчеров последовали, чтобы смягчить разгильдяйство польского экипажа и непосредственных руководителей, поскольку было ясно из ранее расшифрованных записей, что польские авиаторы поддались давлению своего руководства, представителей польской элиты и изначально нарушали технику безопасности, причем, самым вопиющим образом.

Поэтому здесь был выбран компромиссный вариант,  чтобы, во-первых, снять проблему, а во-вторых – чтобы оставить небольшую форточку для сомнений - вдруг здесь российские диспетчеры тоже виноваты. Хотя в целом Польше, наверное, следовало бы признать собственную вину за катастрофу и не возлагать ответственность еще за какие-то темные силы. Но ввиду того, что в качестве такой темной силы в Польше регулярно выступает Россия - этого следовало ожидать.

Польская сторона фактически возложила всю основную ответственность за катастрофу Ту-154 под Смоленском на экипаж, на подготовку полета. Выводы польской комиссии идентичны выводам МАК. Я никаких принципиальных различий не увидел, за исключением констатации того, что аэродром в Смоленске находится в не очень хорошем состоянии, и диспетчеры, возможно, не сделали всё для того, чтобы остановить катастрофу. Но мне кажется, что никакой альтернативной оценки произошедшему не дано. Более того, в каком-то смысле ещё жёстче выводы относительно готовности экипажа, его профессионального уровня и т.д.

Официальная часть этой истории на этом, наверное, закончится, потому что выводы комиссии - это официальная государственная оценка, данная Польшей. Политическая же часть истории не закончится еще долго. Скоро в Польше пройдут выборы, и на них оппозиция главным направлением удара по правительству выбрала именно эту трагедию. И чем ближе к голосованию, тем больше будет нагнетаться эта тема со стороны консерваторов. Там вопрос о том, что написано в докладе польской комиссии, уже никакой роли не играет, у них есть своя версия произошедшего – что, по сути дела, президента Качиньского убили русские, а продажное правительство Польши их покрывает. И эта версия в том или ином виде будет транслироваться ими вне зависимости от фактов.

Если вдруг случится такое, что оппозиция победит, тогда, конечно, отношения России и Польши зайдут в очень глубокий тупик. Как иметь дело со сторонниками Ярослава Качиньского, непонятно. И я думаю, что само правительство Качиньского никакого дела с Россией иметь не захочет. Но это пока гипотеза, поскольку более вероятно, что сохранится нынешнее правительство Польши.

Что касается российско-польских отношений в случае сохранения статус-кво, то я думаю, что они будут развиваться так, как они развиваются, то есть, конечно, всё время наталкиваясь на новые подводные камни, но эта история не свернёт поезд с того пути, по которому он движется. По-моему, пока не произошло ничего такого, что поставило бы под вопрос эти отношения.

Комментарии для сайта Cackle
23 Марта 2020 Новости
Эксперты назвали главные риски коронавируса для российской политики
 Эксперты назвали главные риски коронавируса для российской политики Эксперты Центра политической конъюнктуры (ЦПК) опубликовали аналитическую записку, в которой зафиксированы 10 главных рисков пандемии коронавируса для российской политики.
17 Марта 2020 Новости
Карантин с пользой: лучшие фильмы о политике и онлайн курсы по политологии
 Карантин с пользой: лучшие фильмы о политике и онлайн курсы по политологии В связи с коронавирусом многие работодатели переводят своих сотрудников на удаленную работу. Закрыты кинотеатры, театры, в Москве запрещены мероприятия численностью более 50 человек. Так как многим придется провести это время дома, в предпочтении оказались различные онлайн-активности.
6 Марта 2020 Новости
Россияне все меньше хотят видеть женщин на главных государственных постах
 Россияне все меньше хотят видеть женщин на главных государственных постах Россияне все меньше хотят видеть женщин на государственных должностях. Такой вывод следует из совместного исследования Центра политической конъюнктуры (ЦПК) и Всероссийского центра изучения общественного мнения, проведенного 1 марта 2020 года.
© 2008 - 2020 НО - Фонд «Центр политической конъюнктуры»
Сетевое издание «Актуальные комментарии». Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-58941 от 5 августа 2014 года. Издается с сентября 2008 года. Информация об использовании материалов доступна в разделе "Об издании".