Поляков: система образования должна обновиться
Зарубежные преподаватели должны перестать быть экзотикой в российских учебных заведениях, а стажировки студентов и преподавателей за рубежом - стать нормальной практикой, заявил Дмитрий Медведев на заседании Госсовета и комиссии по модернизации.
«Такого рода опыт должен быть поставлен на поток. Это не должны быть единичные исключения. Иностранные преподаватели не должны быть экзотикой, на которую сбегается посмотреть вся студенческая братия», - сказал президент.
Президент призвал вспомнить, как это было в дореволюционной России: «Значительная часть преподавательского корпуса были иностранцы». «И не потому, что наши были плохие, а потому что необходим образовательный обмен», - пояснил глава государства.
Дмитрий Медведев подчеркнул также, что «важно развивать систему подготовки специалистов в лучших зарубежных образовательных учреждениях». «Речь идет о практиках, о стажировках, об обменах, о приглашении зарубежных ученых и исследователей для работы по долгосрочным контрактам в России», - сказал президент.
Характеризуя образовательную среду в самой России, политолог Леонид Поляков в интервью «Актуальным комментариям» заявил:
«Скоро мы будем отмечать двадцатилетие новой России, страны, в которой все должно быть новым. Предполагается, что обновиться должна и система образования. Действительно, обозревая ситуацию с образованием сегодня, можно констатировать, что определенные сдвиги по сравнению с советской образовательной системой налицо. Но сдвиги эти, как положительного, так и настораживающего характера».
К числу положительных тенденций собеседник относит то, что система освободилась от идеологической принудиловки.
«Теперь не существует никакого абсолютного, истинного в конечной инстанции марксистского учения. В нашей образовательной системе на всех уровнях присутствует самое важное свойство – система прививает обучающимся атмосферу интеллектуальной свободы. Я считаю это самым важным, самым крупным достижением, которое существует в образовательной системе на сегодняшний день. Сегодня каждый человек вправе искать ту истину, какую он захочет и где захочет. И, самое главное, что в этой системе присутствует стимулирующее начало, индивидуальный поиск. Конечно, существуют авторитеты, более того, всякое образование подразумевает передачу некоторой образовательной позиции, некоторых истин, но в то же время присутствует и здоровое критическое отношение к каждому авторитету. С этой стороны я бы отметил, что в нашей образовательной системе достигнут существенный прогресс. Это в первую очередь касается знания социально-гуманитарного цикла, потому что в естествознании, математике и других точных науках идеологический диктат советской системы не так чувствовался. Поскольку образовательная система целостная, то тот дух свободы, который сегодня присутствует, действует везде», - подчеркнул эксперт.