1471 19 марта 2012 18:44

Полёт для творчества

Арт-директор Творческой Лаборатории Великобритании Константин Хаас рассказал АК о новой эре в арт-индустрии, русской матери и английском подходе к делу.

Свое образование вы получили в одной из сильнейших школ искусств Великобритании. Чем был обусловлен выбор профессии?

У меня два профессиональных образования, которые абсолютно не пересекаются между собой. Одно из них в области финансов, обусловленное выбором родителей, другое - в сфере искусства. Мой отец, будучи серьезным бизнесменом, хотел для меня материальной стабильности, которую, как мы знаем, область созидания не всегда способна обеспечить. Он был категорически против всех моих творческих начинаний, поэтому единственным выбором для меня было осваивать сразу два образования. Одно в Великобритании, второе в России, и этот выбор не был для меня случайным. Моя мать - русская женщина, и я не понаслышке знаком с великой русской культурой.

По всей видимости, область созидания оказалась благосклонной к вам. Тем не менее, имея наработанную площадку в Лондоне, вы уже практически год работаете в Москве. Что побудило вас сменить географию собственного творчества?

Я не сменил географию, а скорее расширил ее и теперь живу на две страны. И с Россией и с Англией меня связывает очень многое. Первые творческие шаги на новой территории я начал делать с юга России, где помогал друзьям в вопросах брендинга, позиционирования и рекламы. Эта работа стала для меня бесценным опытом, потому что арт-подача проектов в России коренным образом отличается от Великобритании.

На протяжении последних шести лет я работал параллельно в двух странах. Но если говорить о плотном вхождении на российский рынок искусства, то это, действительно, год.

Каковы, на ваш взгляд, коренные отличия европейской творческой среды от российской?

Творческая среда - понятие весьма объемное и говорить обо всех коренных отличиях можно было бы вечно. Что касается именно моей сферы, то меня очень удивил тот факт, что, несмотря на обилие школ искусств в России, грамотного брендинга и дизайна очень мало. Практически все крупные компании заказывают свои проекты не в России, а в Европе. Конечно, российский арт еще молод, он ищет себя и главное здесь - это появление правильных направляющих линий.

К примеру, английский подход к делу - это постоянная выработка пошаговых алгоритмов, где свой талант ты должен использовать на каждом этапе работы. Британский дизайн сейчас выдержанный, направленный, минималистичный. В России пока этого нет. Здесь к дизайнеру или брендеру приходит заказчик и говорит: “Я об этом ничего не знаю, но должно быть так, как я скажу”. Где уж тут говорить об алгоритме пошаговости. Зато главным плюсом здесь может быть возможность пуститься в полет креатива и творчества, который не всегда возможен при выполнении циклических действий алгоритма. Поэтому, как видите, у каждой из сторон есть свои плюсы и минусы.

С какими сложностями или открытиями вы столкнулись, приехав работать в Москву?

Москва - сложный город, но важнее сказать о людях, живущих здесь. Ведь государство делают государством его граждане. 

Первой сложностью стала необходимость доказывать заказчику, что действовать нужно определенным образом, а не так, как хочется именно ему. Приходилось отстаивать каждый непривычный для российского подхода шаг. Человек, который видит лишь ростки зарождающегося проекта, не всегда способен понять, каким он станет в итоге.

Еще одна сложность - это вопрос адаптации. Каждый проект, который я создаю, нужно преобразовывать для российской фокус-группы.

Но что бы я ни говорил о том, каков сегодня российский арт, все же это чудесное поле для творца! Профессионалу здесь есть чем дышать, а ребятам, начинающим свой путь, будет весьма интересно подумать, как именно это поле нужно возделывать.

Уверен, что российская сфера современного искусства скоро окрепнет настолько, чтобы продемонстрировать всему миру свою силу и мощь.

У вас русская мать. Ощущаете ли вы Россию страной, которая близка вам по духу и внутреннему укладу?

Да, я чувствую, что в моих жилах течет русская кровь, я этим горжусь. Для человека творческой профессии смешение кровей - это всегда ядерная смесь. Одна часть меня - это безумная выносливость, работоспособность,  открытость души,  коммуникабельность. Другая - целеустремленность, четкость позиций, кропотливость,  креативность. Две этих составляющих прекрасно дополняют друг друга.

Россия близка мне по духу, но все же отличается от тех представлений, которые я создал себе, читая книги великих русских писателей, изучая живопись и историю.

Чем сейчас вы занимаетесь в России?

Начиная работу на Московской арене дизайна, я попал, как говорится, в благодатную сферу. Моим первым объектом брендинга стал известный российский музыкальный продюсер. Затем я начал сотрудничать с Филиппом Киркоровым в области фотографии и создания для него проекта, который сейчас держится в тайне.

Изучив российский арт-рынок, моя компания пришла к выводу, что Xaas Art Lab - одна из самых высокооплачиваемых бренд-компаний в России, но должен сказать, мой труд стоит того. В ближайший год вы увидите несколько крупных проектов, над которыми я работаю со своими британскими коллегами.

Не осталась ли британская лаборатория сиротой после вашего отъезда? 

Нет. Внутри моей компании не существует дележа регалий и полномочий. 

Каждому из коллег я могу доверять. Это как паззл общей картины. Самым сложным было найти таких людей.

Поддерживаете ли вы сейчас чисто британские проекты или же они приобрели формат международных?

Мы работаем дистанционно над самыми разными проектами по всему миру Xaas Art Lab объединяет Францию, Германию, Америку, Данию, а с недавнего времени и Россию.

Арт-директором европейского направления стал мой хороший друг Оливье Жильбер. Вместе с ним мы сейчас создаем проект для молодого российского исполнителя. Также я поддерживаю все проекты, которые создаются ребятами в Великобритании.  Высказываю свои мысли, но часто  сам их и воплощаю.

Параллельно со своей основной деятельностью вы запускаете в России журнал. О чем он, для кого?

Это не просто журнал, а целый проект, где журнал - лишь одна из составляющих, и запускается он не параллельно, а именно в одной линейке моей деятельности. 

Это некоммерческий проект об искусстве «NUMBER ONE». Миссия этого проекта - показать уровень силы и развития искусства в России как самим россиянам, так и европейской аудитории. Показать, что в России много творческих ребят, которым нужна поддержка. 

Сегодня эту поддержку готовы оказать мы. 

Платформа содержит в себе электронный журнал и веб-портал. В конце марта все это примет и печатный облик. Проект «NUMBER ONE» - это первый в Россиимеждународный on-line журнал и портал для талантливых людей, который посвящен фотографии, фотографам и 

технологиям фотосъемки, а также одна из лучших web-платформ для моделей, фотографов, стилистов, дизайнеров, визажистов, исполнителей, актеров и многих других людей, работающих в области искусства.

Что касается побуждений, - они очень просты. Начиная работать в России, я видел, как много здесь творчески сильных ребят, которые остаются незамеченными. Проект только начал свое существование, но уже номинирован на премию Russia Beauty Award в номинации «Лучший арт проект года в России». Думаю, он станет успешным, ведь в нем нуждаются многие.

В чем основа вашего творчества?

Это фантазия, наблюдательность и умение воплощать мысль. Все что вокруг нас и есть огромный источник для созидания, нужно наблюдать за объектами и выделять нужные  элементы. Очень важно, чтобы творчество оставалось творчеством. Вот это и есть основная проблема России. Здесь, создавая что-то, думают, скорее, о прибыли, чем о качестве наполнения проектов. Я не говорю о том, что нужно создавать исключительно благотворительные проекты, и, конечно, каждый труд имеет свою цену. Но творчество не должно отдавать коммерческим запахом. Уверен, что Малевич или Рембрант, Толстой или Гоголь, Микеланджело или Донателло, создавая свои шедевры, не думали о прибыли после продажи. Это искусство.

Находит ли искусство сегодня отклик в современном обществе?

Безусловно! Когда я вижу эмоции людей, для которых создаю проекты - понимаю, что это для меня наивысшее счастье. Современное общество жаждет новых открытий, и мне приятно видеть глаза людей, чьи мысли и мечты оформляются в грамотное, идеальное исполнение. Пожалуй, это и есть основная цель всего, что я создаю.

Каковы, на ваш взгляд, прогнозы развития сферы искусства в мире и в России в частности?

В искусстве наступает новая эра. Эра совмещения технологий и  интеллектуальных ресурсов талантливых людей. С каждым днем она совершенствуется.

Но делать прогноз арт-направлений - все-равно что пытаться предсказать настроение человека на завтрашний день.

Другое дело, что есть люди, которые стремятся привносить новое, а это и есть залог развития как в мировом искусстве, так и в российском.

Беседовала Анна Жогина 

© 2008 - 2024 Фонд «Центр политической конъюнктуры»
Сетевое издание «Актуальные комментарии». Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-58941 от 5 августа 2014 года, Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-82371 от 03 декабря 2021 года. Издается с сентября 2008 года. Информация об использовании материалов доступна в разделе "Об издании".