Статья
6525 25 июля 2019 12:19

Предложенная «Транснефтью» компенсация не устраивает нефтяников

Совет директоров «Транснефти» утвердил порядок выплат грузоотправителям из-за ситуации с загрязненной нефти, которая попала в трубопровод «Дружба», что привело к значительным убыткам и репутационным потерям сразу нескольких крупных игроков сектора. В сообщении компании говорится, что предельный размер выплаты составит $15 за баррель некондиционной нефти, однако грузоотправители должны будут подтвердить свои убытки документально, чтобы получить компенсацию.

«$15 за баррель — максимальный размер компенсации. Мы будем работать с каждым грузоотправителем. Но пока никто не предъявлял официальных требований по компенсациям», — сказал РБК советник главы «Транснефти» Игорь Демин.

Ранее первый вице-президент «Транснефти» Максим Гришанин в интервью «Российской газете» заявил, что о «негативных последствиях» из-за грязной нефти в трубопроводе заявили «Роснефть», ЛУКОЙЛ, «Газпром нефть», «Башнефть», «Татнефть», «Сургутнефтегаз», «КазТрансОйл» и другие компании.

Юристы отмечают, что требование «Транснефти» доказать получение убытков внесено намеренно, чтобы значительно усложнить процесс выплаты компенсаций: «Формулировка документальное подтверждение убытков подразумевает, что убытки должны быть доказаны. А это возможно только путем вынесения соответствующего судебного решения, — отмечает управляющий партнер адвокатского бюро «Соколов, Трусов и партнеры» Федор Трусов. «По факту, убытки несли грузополучатели, которые либо недополучили нефть в законтрактованных объемах, либо получили нефть ненадлежащего качества. А значит, чтобы подтвердить эти убытки, компании пойдут за решением в европейские суды. В результате, мы получим шквал обвальных судебных процессов в Европе, которые нанесут имиджу России как надежного поставщика энергоресурсов еще больший урон, нежели ситуация с загрязненной нефтью», — заключает Трусов.

В похожую ситуацию не так давно попал «Газпром», компания столкнулась с судебными претензиями со стороны «Нафтогаза» в европейских судах, теперь она вынуждена оспаривать арест собственных активов на территории разных европейских стран, что только усугубило имиджевые и финансовые потери российской компании.

По мнению экспертов, «Транснефть» пытается переложить часть ответственности на нефтяные компании: «Предложенный „Транснефтью“ механизм компенсации напоминает выплаты по ОСАГО: ущерб возмещается в полном объеме, но в пределах установленного лимита. То есть если ущерб превышает заданную планку, то все бремя затрат ложится на плечи пострадавшего. Здесь тоже самое. Получается, что „Транснефть“ заведомо перекладывает часть ответственности за произошедшее на нефтяные компании, которые в данном случае являются пострадавшей стороной», — считает экономист Никита Кричевский.

Управляющий партнер аналитического агентства WMT Consult Екатерина Косарева также считает, что «Транснефть» ищет варианты максимального снижения выплат: «Согласно утвержденному графику выплат, в 2019 году компании предстоит погасить более 81млрд руб. — это порядка 8-10% годовой выручки. С учетом сокращения объемов прокачки из-за проблем с „Дружбой“, доходы „Транснефти“ сократятся, поэтому полностью расплатиться по счетам будет непросто, особенно учитывая требований государства вдвое увеличить дивидендные выплаты», — считает Косарева.

Некоторые компании уже высказались против действий «Транснефти». Так, «Белнефтехим» заявил, что «Транснефть» не имеет права ограничивать компенсации. «По общему юридическому правилу, обязанное лицо не может в одностороннем порядке определять пределы своей ответственности перед теми, кому оно обязано», — заявил зампред белорусского госконцерна «Белнефтехим» Владимир Сизов.

25 августа 2023 Новости  Рынок нефти и рост цен на бензин: оценка американского эксперта Рынок нефти движется к дефициту предложения в четвертом квартале 2023 года, но масштабы этого дефицита неопределенны, считает старший научный сотрудник Программы энергетической безопасности и изменения климата Центра стратегических и международных исследований (CSIS) Бен Кэхилл. По его словам, экономические проблемы в Китае могут ослабить спрос на эту продукцию в четвертом квартале и в 2024 году. 16 марта 2023 Новости  Последствия кризиса: как изменились энергетические рынки за год Канцлер Германии Олаф Шольц заявил, что его страна за восемь месяцев стала независимой от поставок газа и нефти из России, однако исследователи указывают, что страны Евросоюза по-прежнему сильно зависят от импорта ископаемого топлива, а главным бенефициаром европейского энергетического кризиса являются США. О том, как изменились энергетические рынки за последний год — в нашем материале. 28 февраля 2023 Новости  Год, изменивший геополитику: уроки энергетических кризисов Украинский конфликт «ускорил глобальную трансформацию, которая превзойдет потрясения 1970-х годов», пишет агентство Bloomberg. В публикации говорится, что в истории энергетического рынка есть «четыре урока, которые помогут понять текущий энергетический кризис».
© 2008 - 2024 Фонд «Центр политической конъюнктуры»
Сетевое издание «Актуальные комментарии». Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-58941 от 5 августа 2014 года, Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-82371 от 03 декабря 2021 года. Издается с сентября 2008 года. Информация об использовании материалов доступна в разделе "Об издании".