Предварительные переговоры
Представители США и Ирана встретятся в четверг в Женеве для обсуждения предстоящих переговоров по ядерной программе Исламской Республики, сообщают «Известия» со ссылкой на микроблог в Twitter официального представителя госдепартамента США Мари Харф.
«Заместитель госсекретаря США Бернс, заместитель госсекретаря [по политическим делам] Уэнди Шерман, а также советник [вице-президента по вопросам национальной безопасности] Джэйкоб Салливан встретятся с иранской делегацией в Женеве 4-5 сентября», — написала Харф. «Эти двусторонние консультации пройдут в контексте ядерных переговоров (с Ираном) при участии "шестерки" во главе с Верховным представителем Союза по иностранным делам и политике безопасности Кэтрин Эштон», — добавила представитель госдепартамента.
Непосредственно переговоры между представителями «шестерки» международных посредников и Ирана пройдут в Нью-Йорке 18 сентября. Все эти встречи состоятся в преддверии сессии Генассамблеи ООН, проведение которой также назначено в Нью-Йорке.
В минувшую пятницу стало известно, что власти США наложили новые санкции на 25 человек и организаций, в том числе транспортные фирмы, авиакомпании и шесть банков, подозреваемых в оказании помощи иранской ядерной программе. Вашингтон заявил, что попавшие в новый санкционный список лица нарушили действующие ограничения в отношении Ирана. Иран пригрозил США ответными санкциями, сообщает МИА «Россия сегодня»..
Израиль, США и ряд других стран Запада обвиняют Иран в попытках разработать ядерное оружие. Исламская Республика отвергает эти обвинения, заявляя, что ядерная программа направлена исключительно на удовлетворение потребностей страны в электроэнергии. США ввели в отношении Ирана санкции по линии ООН и двусторонние санкции, которые уже нанесли существенный ущерб экономике страны. В числе санкций запрет на товарообмен, межбанковскую деятельность и доступ к технологиям. В отличии от России, Тегеран живет в обстоятельствах ограничения уже более полувека.
В соответствии с принятым 24 ноября 2013 года в Женеве совместным планом действий, стороны — «шестерка» международных посредников (Россия, США, Британия, Франция, Китай и Германия) и Тегеран — договорились к 20 июля согласовать документ, гарантирующий исключительно мирный характер ядерной программы Ирана, в обмен на снятие международных санкций с исламской республики. Но позже срок согласования был передвинут на сентябрь.
Позицию США в вопросе ядерного оружия прокомментировал заместитель директора Института США и Канады РАН Павел Золотарев: «У Соединенных Штатов как был интерес не допускать превращения Ирана в государство с ядерным оружием, так эта цель и остается. Другое дело, что новое руководство Ирана, президент Ирана, ведет более гибкую политику, которая и привела к ослаблению санкций со стороны Штатов».
Ранее в августе между Россией и Ираном был подписан Меморандум взаимопонимания по вопросам экономического сотрудничества. Документ предполагает расширение торгово-экономического сотрудничества по ряду направлений, в частности, в сферах строительства и реконструкции генерирующих мощностей, развития электросетевой инфраструктуры, в нефтегазовом комплексе, а также в области поставок машин, оборудования, товаров народного потребления и сельхозпродукции.
Активность в отношении Ирана проявляет Европа. Тегеран посетила уже не одна делегация из стран ЕС на предмет возможных поставок иранского газа в европейские страны.
Американо-иранская встреча, которая должна пройти 4-5 сентября в Женеве, будет посвящена довольно узкой, очень важной, иранской ядерной проблеме. Министр иностранных дел Мохаммад Джавад Зариф и глава дипломатии Евросоюза Кэтрин Эштон уже встречались по этому вопросу 1 сентября. Они обсуждали возможные пути решения иранской ядерной проблемы.
Ранее, в июле, в переговорном процессе был взят небольшой тайм-аут, и 18 сентября в Женеве эти переговоры возобновятся. Я имею в виду переговоры «шестерки» международных посредников, их так и называют - «Группа 5+1». Это пять постоянных членов Совета Безопасности ООН плюс Германия и Иран.
В прошедшую пятницу американцы объявили о том, что вводят новый пакет санкций против Ирана. Это неконструктивно. В принципе, переговорный процесс по решению ядерной проблемы успешно идет, несмотря на все сложности, колебания и внутренние противоречия между двумя сторонами. И если уж не 24 ноября, то к концу года такой договор будет подписан, потому что все стороны заинтересованы в решении иранской ядерной проблемы. Так же как и Иран, потому что санкции, которые были введены в отношении него в 2012-м году Евросоюзом и Соединенными Штатами, принесли Исламской Республики существенные сложности.
Сейчас наступил очень выгодный момент: все заинтересованы в решении иранской ядерной проблемы, хотя и по разным причинам. И вот американцы вдруг вводят этот непонятный новый пакет санкций. В масштабах тех санкций, которые были введены в 2012-м году американцами и Европой, этот пакет санкций, конечно, ничтожен – 25 человек и организаций, плюс еще несколько пунктов. Это практически никак не влияет на Иран, это, скорее, политический акт. Всё это — показатель борьбы в американской элите, потому что не все в Америке выступают за решение иранской ядерной проблемы, за какие-то договоры с Ираном. Есть группа, которая выступает против переговоров с Ираном, против того, чтобы иранскую ядерную проблему решить дипломатическим путем. Эта группа хотела бы ещё больше затянуть удавку санкций против Ирана. А если Иран не пойдет на уступки, - то и прибегнуть к использованию военной опции. Израиль выступает с тех же позиций, он не верит новому либеральному правительству Ирана, считает, что Иран нужно давить.
И Европа, и даже Соединенные Штаты заинтересованы в Иране, особенно в нынешних условиях, когда идет изоляция России со стороны США и ЕС. А Иран - серьезный партнер, огромный рынок сбыта товаров, источник углеводородов – и нефти, и газа. Но хоть Иран и является одной из первых стран мира по запасам газа, - всё, что он добывает, практически потребляется на внутреннем рынке. Инфраструктура Ирана еще не настолько развита, чтобы экспортировать газ в больших количествах. Иран немного экспортирует в Турцию, но в то же время получает газ из Туркмении. Поэтому сложности у Ирана есть, но при хороших инвестициях в эту отрасль он довольно быстро может стать серьезным экспортером. Европа это понимает и видит в иранском газе альтернативу поставкам из России.
Что касается позиции Америки по Ирану в целом, то надо отметить, что ситуация для американцев на Ближнем и Среднем Востоке очень сильно меняется. Сегодня генеральная линия администрации США заключается в том, чтобы все-таки снижать обороты конфронтации с Ираном, делать все возможное, чтобы Иран если и не стал союзником Вашингтона, то хотя бы был нейтральной для американцев страной.
В Иране тоже есть большая группа политиков, которые смотрят на Запад с энтузиазмом и заинтересованностью. Особенно таких представителей много в составе нового правительства, в бизнес-элите, - они все понимают необходимость расширения международного сотрудничества. Потому что сейчас Ирану необходимы огромные зарубежные инвестиции в основные отрасли экономики, в высокие технологии, - вообще, в большинство отраслей иранской экономики. Все эти вопросы можно решить совместно с Западом и Соединенными Штатами только за счёт иранской ядерной проблемы.