Премьерский «марш-бросок»
В последнюю неделю получил свое развитие тренд, в соответствии с которым власть, в первую очередь, в лице Владимира Путина снова смогла взять под контроль повестку дня. Ранее, в период пика жары и пожаров, он несколько ослаб, хотя и не был утерян полностью. Попытка оппонентов власти поднять в Интернете новую волну недовольства из-за пожаров в Волгоградской области, приведших к жертвам, не увенчалась успехом. Окончательную точку в этой истории поставил президент, поручивший «разбудить» чиновников, проспавших бедствие.
Однако уверенное лидерство в медиа-поле удерживал премьер, что было связано с его беспрецедентным по географическому масштабу «дальневосточным броском» и «нанизанными» на него событиями. В частности, «выходы в народ», сопровождаемые общением в неформальной обстановке с представителями «рабочего класса» еще раз подтвердили имидж премьера как «своего парня», близкого «простому народу». При этом в общении со СМИ, особенно во время эксклюзивных интервью представителям ведущих масс-медиа, глава правительства транслировал много сигналов как политическому классу, так и более широким слоям политически активного населения.
Наблюдались попытки контратаковать премьера, дискредитировав идею его автопробега, впрочем, особым успехом не увенчавшиеся. В критике упор был сделан на второстепенные моменты. Например, указывалось, что машина политика, на которой он совершал путешествие, якобы вышла из строя несмотря на усовершенствование в спецгараже, и поспешно была заменена новой. Также публиковались материалы, в которых утверждалось, что в кортеже премьера следовали сразу несколько автомобилей той же марки и того же цвета, как и та, на которой он совершал автопробег. Однако в любом случае скепсис по поводу инцидентов в дороге, якобы демонстрирующих неконкурентоспособность продвигаемого Путиным российского автопрома, не смог нейтрализовать кумулятивный эффект от комплекса вышеуказанных пиар-мероприятий.
Несмотря на вышеуказанные проблемы медиа-активность представителей «тандема» позитивно сказалась на рейтингах власти и ее представителей. Социологические центры зафиксировали рост рейтингов представителей российской власти. В частности, отмечается увеличение показателей поддержки как у представителей «тандема», так и у «Единой России». Это связано с несколькими причинами.
Во-первых¸ из памяти населения постепенно стирается негатив, связанный с пожарами – именно он обусловил временное снижение рейтингов власти на несколько процентов около месяца назад. Во-вторых, начавшаяся досрочно подготовка к осенним выборам мобилизовала часть лояльного власти электората. Наконец, мощный позитивный пиар-эффект имеют и резонансные поступки представителей «тандема», например, вышеуказанные «дальневосточное турне» премьера или посещение магазинов президентом в провинции с целью контроля уровня цен.
При этом автопробег премьера были ошибочно истолкован рядом наблюдателей (преднамеренно или нет – отдельный вопрос) как старт его кампании в борьбе за президентское кресло. Власть отреагировала на попытки надавить на нее и заставить обнародовать имя «кандидата-2012». Судя по ее действиям, эти попытки оказались безуспешными – «тандем» намерен держать интригу практически до конца 2011 года. Владимир Путин на встрече с экспертами клуба «Валдай» весьма уклончиво ответил на вопрос о будущем президенте, де-факто сохранив интригу. Также через британскую газету Independent была вброшена информация о том, что кандидатом в президенты может стать Валентина Матвиенко. С учетом того, что владельцем газеты является банкир Александр Лебедев, «российский след» в публикации очевиден. Вообще этот «вброс» очень напоминает маневр власти трехлетней давности. Когда дискуссия о том, кто станет «преемником» Владимира Путина – Дмитрий Медведев или Сергей Иванов – зашла в тупик, «всплыла» кандидатура Виктора Зубкова, что позволило держать интригу еще несколько месяцев.
Павел Салин, ведущий эксперт Центра политической конъюнктуры, специально для Актуальных Комментариев