Статья
2323 22 января 2024 11:06

Президентская кампания

Президентская кампания постепенно набирает темп. Зарегистрированные кандидаты уже начали предвыборное турне по регионам, у самовыдвиженцев активно продолжается сбор подписей. До конца регистрации остается чуть больше недели — можно фиксировать наиболее заметные темы, первые заявления и конфликты в медиапространстве.

Владимир Путин 

Действующий президент посетил Чукотку и Хабаровский край. Центральными темами его визита стали поддержка предпринимательства и института семьи, помощь участникам СВО и комплексное развитие городов Дальнего Востока. Путин также провел встречу с главами муниципалитетов в рамках форума «Малая Родина — Сила России», по итогам которой были сделаны важные заявления, касающиеся продления социально-экономических программ и текущей международной ситуации вокруг конфликта на Украине. Глава государства задаёт динамику и основной вектор кампании, остальные кандидаты преимущественно пытаются встроиться в его повестку и точечно дополнить ее. Кроме того, штаб Путина объявил, что количество собранных подписей в его поддержку близится к 3 миллионам. Фиксируется высокая активность людей, решивших принять участие в подписной кампании в регионах. Вероятно, до конца этой недели Владимир Путин предоставит подписи в ЦИК и будет зарегистрирован в качестве кандидата на должность президента России. 

Леонид Слуцкий 

Председатель ЛДПР стал первым зарегистрированным кандидатом и, фактически, раньше остальных начал свою предвыборную кампанию с поездки на Чукотку перед Новым годом. Сейчас он работает в насыщенном графике в регионах. Также широко освещался Форум содействия СВО: тема спецоперации — одна из стержневых для кандидата. При этом Слуцкий активен и на бизнес-треке, и по линии «защиты регионов» по вопросам налогообложения, ЖКХ и социальной политики. С целью формирования программы кандидат запустил акцию «Всероссийский опрос» для сбора актуальных проблем и предложений граждан. В части форматов работы и позиционирования лидер либерал-демократов придерживается образа «наследника Жириновского», предпринимает попытки «хождения в народ» и использует рациональный популизм в заявлениях. Фиксируется информационное давление на кандидата из-за подозрений в накрутке подписчиков в авторском Telegram-канале.

Владислав Даванков

Кандидат от «Новых людей» анонсировал турне по 30 городам. Он преимущественно концентрируется на повестке предпринимателей и студентов. Одна из магистральных линий его программы — развитие современных городов. Даванков придерживается имиджа «открытого политика» и ориентируется на поддержку городского электората. В рамках раскрытия этого образа кандидат активно поднимает темы нецелесообразности всевозможных ограничений и запретов, пытаясь противопоставить себя остальным действующим лицам президентской гонки. Пока его кампания строится на традиционных тезисах «Новых людей» и нацелена на нишевого избирателя. По стране открываются предвыборные штабы Даванкова, в Telegram-каналах деятельность вице-спикера освещается широко и преимущественно в позитивной тональности. 

Николай Харитонов 

Харитонов ведет тихую кампанию с традиционными для КПРФ акцентами. Он начал поездки в регионы с Дальнего Востока, посетив сельскохозяйственные производства и встретившись с общественниками Хабаровского края. Презентация программы кандидата прошла незаметно и не вызвала широкого интереса в СМИ и соцсетях. При этом Харитонов завел Telegram-канал, где освещает свою работу в рамках кампании — в настоящее время на канал фиксируется атака ботов, количество подписчиков выросло до 2800 аккаунтов. В части публичного позиционирования коммунист сохраняет образ «начальника совхоза» и «номенклатурщика советского времени», декларируя необходимость национализации ряда частных сфер и возрождения села. В медиапространстве у кандидата от КПРФ худшие показатели по охватам публикаций, тиражированию заявлений и освещению хода кампании. 

Надеждин и компания 

Среди остальных участников кампании наибольший интерес вызывает сбор подписей Б. Надеждиным. Согласно данным сайта кандидата, на данный момент в его поддержку собрана почти 71 тысяча подписей из необходимых 100 тысяч. Надеждин работает в основном с представителями либеральной общественности в крупных городах, среди его ключевых тезисов — необходимость окончания СВО, пересмотр экономических подходов к управлению государством и возврат к принципам федерализма 90-х и нулевых годов. За последние дни в медиа поступательно растет внимание к кампании Надеждина — директор ФБК** Иван Жданов* и экс-кандидат в президенты Е. Дунцова призвали сторонников отдать голос за него, по числу запросов в Google он даже сумел обогнать Владимира Путина. В соцсетях активно тиражируют кадры очередей около штабов кандидата. В свою очередь, остальные самовыдвиженцы не заметны в актуальной повестке и имеют значительно меньше шансов собрать нужное количество подписей до 31 января.

Выводы и прогнозы

  • Все зарегистрированные от парламентских партий кандидаты начали предвыборное турне по регионам. В двух из трех случаев стартовой точкой стал Дальний Восток;

  • Владимир Путин задаёт динамику и основной вектор кампании, остальные кандидаты преимущественно пытаются встроиться в его повестку и точечно дополнить ее;

  • Среди оппозиционных кандидатов самыми конкурентными выглядят Л. Слуцкий и В. Даванков, они активнее остальных начали кампанию, между ними просматривается борьба за отдельные тематические блоки и избирательные ниши в регионах; 
  • Кандидат от КПРФ Н. Харитонов имеет худшие показатели по охватам публикаций, тиражированию заявлений и освещению хода кампании в медиапространстве — его присутствие в СМИ и соцсетях минимально; 

  • Кандидаты от «Новых людей» и КПРФ выбирают традиционные для своих партий темы и работают с привычными целевыми аудиториями, ЛДПР пытается выйти из идеологических рамок В. Жириновского и расширить электоральный охват партии, что создает риски расфокусирования в повестке;

  • Из самовыдвиженцев, кроме Владимира Путина, выделяется Б. Надеждин — он демонстрирует высокую медийную активность, база его сторонников может значительно увеличиться за счет поддержки Е. Дунцовой и И. Жданова*;

  • Пока в рамках кампании не фиксируется острых конфликтов, но под информационное давление попали Л. Слуцкий и Н. Харитонов, на каналах которых была обнаружена активность ботов;

  • На данный момент сохраняются две основные интриги — кто из кандидатов «непарламентской тройки» сможет собрать необходимое количество подписей и сколько кандидатов будет зарегистрировано. Судя по текущей динамике, вероятно, в итоговом бюллетене окажутся четыре или пять кандидатов.

Илья Гераскин, эксперт Центра политической конъюнктуры

#ИльяГераскин

* Включен в список физических лиц, выполняющих функции СМИ-иностранного агента
** Включён в реестр НКО, выполняющих функции иностранного агента. Организация признана экстремистской, её деятельность запрещена на территории России.
© 2008 - 2024 Фонд «Центр политической конъюнктуры»
Сетевое издание «Актуальные комментарии». Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-58941 от 5 августа 2014 года, Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-82371 от 03 декабря 2021 года. Издается с сентября 2008 года. Информация об использовании материалов доступна в разделе "Об издании".