Принят закон о торговле
На заседании Госдумы принят в третьем чтении закон о торговой деятельности в РФ, который прошел долгие согласования с тем чтобы учесть интересы все участников рынка.
В законопроекте вводится норма, ограничивающая приобретение торговыми сетями дополнительных торговых площадей в случае, если доля торговой сети в объеме реализации продовольствия составляет свыше 25% в границах субъекта РФ, городского округа или муниципального района. Такое ограничение должно будет вступить в силу с 1 февраля 2010 года для торговых сетей, доля которых превышает 25% в границах субъекта РФ, и с 1 июля 2010 года - для торговых сетей, имеющих такую долю в границах городского округа или муниципального района, в том числе Москвы и Санкт-Петербурга.
Как сообщил журналистам спикер нижней палаты парламента Борис Грызлов по итогам заседания Совета Госдумы 17 декабря, данная норма законопроекта является очень важной антимонопольной мерой. "Именно она и будет приводить к конкуренции и существенно влиять на конечную розничную цену", - подчеркнул Б.Грызлов.
По его мнению, важным в законопроекте также является ограничение возможностей торговых сетей "переадресовывать поставщиков каким-то другим аффилированным юридическим лицам, которые якобы будут оказывать дополнительные услуги по продвижению товара".
"Мы ограничиваем возможность таких договоров 10%, хотя сегодня за счет этих договоров наценки увеличиваются до 100%", добавил он.
Спикер считает, что принятие закона в третьем чтении существенно изменит перераспределение прибыли в цепочке производитель - обрабатывающее предприятие - опт - розница. "Эти четыре участника должны иметь равные доли прибыли", - заключил он.
Также в документе устанавливаются сроки оплаты за поставленный товар. Товар со сроком годности до 10 дней должен быть оплачен не позднее, чем через 10 дней со дня приемки товара, от 10 до 30 дней - не позднее 30 дней, за продовольственные товары со сроком годности свыше 30 дней, а также алкогольную продукцию российских производителей - не позднее 45 дней.
Кроме того, в документе установлено ограничение 10 процентами скидок, которые могут предоставляться при оптовой покупке продовольственных товаров. Размер вознаграждения, выплачиваемого оптовому покупателю, не может быть больше 10% от цены договора поставки. При приобретении социально значимых товаров даже такую скидку предлагается не предоставлять.
Правительству РФ предлагается предоставить право для стабилизации розничных цен устанавливать на срок не более 90 дней предельно допустимые розничные цены на отдельные виды социально значимых продовольственных товаров первой необходимости. Данная мера может действовать только в том случае, если в течение последних 30 календарных дней на территории какого-либо субъекта рост розничных цен на эти товары был 30 и более процентов.
В случае принятие законопроект вступит в силу с 1 февраля 2010 года. Договоры поставки, заключенные до этого времени, должны быть приведены в соответствие с законом в течение 180 дней.
Кроме того, 18 декабря Государственной Думой был принят во втором чтении проект Федерального закона «О внесении изменений в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (об изменении условий привлечения к уголовной ответственности за налоговые правонарушения).
Согласованный закон о торговой деятельности больше направлен на поддержку поставщиков продукции. Для них отменены бонусы для вхождения в торговые сети. Это означает, что торговые точки будут ориентироваться на товар известных брендов.
Кроме того, сетям не разрешено развиваться внутри территориального образования. Однако никто не запрещает им идти в другие регионы.
Закон о государственном регулировании торговой деятельности разрабатывался при активном участии депутатов «Единой России». Мы можем смело утверждать, что закон защищает наших граждан, потребителей и защищает наших производителей.
Закон сегодня устанавливает прямое антимонопольное регулирование. Мы даем возможность для развития малого и среднего бизнеса. 60% нестационарных торговых объектов будут отдаваться малому и среднему бизнесу. Прямые сроки оплаты установлены законом. Мы пресекаем беспроцентное кредитование нашими производителями торговых сетей. Да, мы вводим прямой запрет на бонусы, поборы и дискриминационные практики. Впервые мы заявляем о том, что недопустимо как раз то самое хамство, о котором говорил президент в исполнении торговых сетей. И сегодня эта мера ожидаема нашими сельхозпроизводителями и нашими производителями.
Если говорить о формировании цены, то запрет на все эти практики напрямую повлияет на цену. Конечно же еще одна очень важная мера, которая также устанавливается этим законом, это ограничение премии с оборота. Мы знаем, что уже высокооплачиваемые юристы торговых сетей работают над тем, чтобы уйти из-под регулирования закона. Мы ввели дополнительную норму, где аналогичные практики, по существу совпадающие с тем, на что вводится запрет закона, также невозможно будет реализовать. Вводится также четкое определение торговой сети, чтобы не было никаких шансов с помощью дорогих юристов уйти из-под регулирования закона.
Что касается потребителя, закон устанавливает два равных условия: цена и качество. Это в интересах потребителей. Это все влияет на цену, которую видит гражданин на полке в магазине.
Еще одна очень важная мера, которая вводится именно этим законом. Мы говорим, что качество товаров, которые имеются на полках в магазинах напрямую зависит от того, конкурирует ли производитель на самом деле, или он просто покупает вход в сеть. В этом смысле закон создает условия для конкуренции по качеству товаров.
Кроме того, впервые за 20 лет появляется отраслевой закон о регулировании торговой деятельности. Мы считаем, что закон необходим, что он будет работать в интересах граждан и производителей. Бизнес будет развиваться по всей стране, а не только в мегаполисах и городах-миллионниках. И мы полагаем, что закон чрезвычайно полезен для всех законопослушных субъектов торговой деятельности.
Принятый сегодня в третьем чтении Госдумой ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» защищает интересы потребителей, он направлен на создание равных возможностей производителей, поставщиков и торговых сетей, в том числе посредством предотвращения недобросовестных практик в данной сфере и развития конкуренции.
Работа над законопроектом вызвала самые оживленные дискуссии и это не случайно. Закон затрагивает важнейшие правовые, социально-экономические отношения и призван создать цивилизованную систему торговли, а также направлен на снижение расходов при поставке товаров. Принятие данного закона приведет к ограничению роста цен и к их снижению.
Принципиальная государственная позиция превентивного характера – мощная система антимонопольного регулирования по всей цепочке – самая главная составляющая законопроекта. Закон заранее определяет порог доминирования и не позволит предпринимателям переступить эти законодательные рамки. Принципы, прописанные в законопроекте – это принципы свободной конкуренции, необходимые для развития и регулирования цен.
Единственная фракция, которая голосовала против законопроекта это фракция КПРФ, а значит она голосовала против наведения порядка с сфере торговли, против развития конкуренции и снижения цен. При рассмотрении законопроекта во втором чтении отдельные депутаты настаивали на принятии ряда поправок в стиле старой «советской системы», которые наш комитет и фракция Единая Россия считают неприемлемыми и способными привести к дестабилизации в сфере торговли. Так, например, депутаты от КПРФ предлагали ввести 15% наценку на продовольственные товары в организациях общественного питания. Принятие таких поправок привело бы к полной ликвидации данной сферы – ресторанов, кафе и столовых.
Что касается ответственности за налоговые преступления - здесь мы учли все замечания правительства, которые были изложены в официальном отзыве правительства. Эти замечания ни в коей степени не подрывают концепцию данного закона. В основном это вопросы чистоты юридического содержания закона. Они все учтены. Одновременно развивается концепция о том, что основой ответственности, любой ответственности налогоплательщика может быть только решение налогового органа, вступившее в законную силу.
Эти поправки были предложены и разработаны группой депутатов, почти 150 авторов. Они внесли поправки, которые комитет теперь предлагает поддержать. Всего четыре поправки. Первая. Мы полагаем, что избрание в качестве меры пресечения заключение под стражу в ходе предварительного расследования до судебного приговора по делам о налоговых преступлениях является мерой совершенно излишней. Мы считаем что нет никакой необходимости лишать налогоплательщика свободы, пока его вина не доказана в суде. Мы полагаем, что эти люди не представляют общественной опасности и могут оставаться на свободе. Мы сохраняем возможность избрания меры пресечения в виде заключения под стражу только в тех случаях, которые прямо указаны в УПК, а именно: если человек скрылся от следствия и суда, если человек нарушил меру пресечения, если у него нет постоянного места жительства, либо это лицо не установлено. То есть, бесспорные обстоятельства. Мы убираем коррупционные нормы, которые сегодня используются не для борьбы с преступностью, а чтобы коррупционеры могли набивать свой карман. Это первая поправка, которая предлагается партией «Единая Россия».
Вторая поправка. Мы полагаем что размер привлечения к уголовной ответственности должен быть увеличен. Напомню, что в сегодняшнем законе у нас с вами, скажем, для физического лица размер ответственности 100 тысяч рублей. 100 тысяч рублей в течение трех лет. Так по-моему каждого гражданина страны можно привлечь к ответственности. Представьте себе ситуацию, человек продает квартиру. Миллион рублей для квартиры не такая уж большая цена. Он не подал декларацию, и он может сесть в тюрьму, потому что 13% - это 130 тысяч рублей. Понятно, что в тюрьму его не посадят. Но то что нервы потреплют и деньги из карманов вынут, это абсолютно точно. Поэтому мы пришли к выводу, что необходимо даже еще увеличить эту сумму. Мы увеличиваем в шесть раз. То есть 600 тысяч для физического лица, а особо крупный размер – три миллиона рублей. Мы полагаем, что это нормальные цифры, и они соответствуют сегодняшнему состоянию экономики. Соответственно увеличиваются эти размеры и для юридических лиц.
Третий вопрос, который, мы считаем, необходимо решить. Это вопрос о значении решений судов. Представляете себе ситуацию, это не выдуманная ситуация, а конкретное дело, когда налогоплательщик, выиграв спор у налоговой инспекции, выходит из арбитражного суда, а УБОП арестовывает его на ступенях этого самого суда, и потом его судят и сажают в тюрьму за то, что он якобы совершил налоговое преступление, по которому арбитражный суд признал, что он абсолютно прав. Вот для того чтобы исключить подобные ситуации мы вносим в УПК правила, которые устанавливают что все решения судов имеют обязательную силу до тех пор, пока они не отменены в установленном порядке. И четвертый момент очень важен.
Мы предлагаем передать следствие по делам о налоговым преступлениям от следственных органов, органов внутренних дел в следственный комитет при прокуратуре. Что это нам даст и почему мы вынуждены это сделать? Потому что сегодня объединение в одних руках следствия и оперативной работы – это и есть основная проблема по этим делам. Именно здесь и рождаются все фальсификации, которые только могут быть. Мы предлагаем создать систему, когда налоговые вопросы решает налоговая инспекция, оперативно-розыскная работа ведется органами внутренних дел, следственная работа осуществляется следственным комитетом, надзор за всем этим осуществляет прокуратура, и все дела в конечном итоге решаются в суде.
Предложения «Единой России» направлены на то, чтобы наконец выполнить указание, которое Путин дал в 2004-м году в своем послании – прекратить налоговый террор. Президент Медведев в прошлом году сказал: «Перестаньте кошмарить бизнес». И вот теперь эти пожелания обретают силу закона.
Рассмотрение законодательной инициативы о регулировании торговой деятельности шло непросто. Чтобы новые механизмы регулирования торговли были наиболее действенными, потребовалось согласовывать позиции производителей товаров, представителей торговых организаций, различных органов государственной власти и главное – в полной мере учесть интересы потребителей.
Закон призван стимулировать реальную конкуренцию в торговле, в том числе за счет дополнительных антимонопольных мер, за счет развития не только крупных торговых сетей, но и малого и среднего бизнеса. В результате мы хотим добиться более справедливого перераспределения прибыли в цепочке производитель – переработчик – продавец и более адекватной конечной цены на потребительские товары, прежде всего – продовольствие.
Депутаты Государственной Думы будут внимательно следить за практикой применения закона, после того как он будет одобрен Советом Федерации, подписан Президентом и вступит в силу.
При необходимости депутаты будут предлагать законодательные инициативы, направленные на дальнейшее совершенствование государственного регулирования в сфере торговли. Мы заинтересованы в том, чтобы права и интересы всех участников рынка эффективно защищались и торговая отрасль в России продолжала развиваться динамично и цивилизованно.
Что касается рассмотренных изменений в налоговый кодекс, то мы убеждены, что эффективность налоговой системы определяется не тем, сколько виновных в налоговых правонарушениях привлечено к уголовной ответственности, а благоприятностью правового «климата», созданного в стране для предпринимателей, которые хотят работать и готовы платить налоги в казну.
Налогоплательщик должен платить налоги, а не сидеть в тюрьме. А если он все же нарушил налоговое законодательство, то у него должна быть реальная возможность самостоятельно возместить причиненный государству финансовый ущерб и в результате получить четкие гарантии непривлечения за это к уголовной ответственности. Именно на создание таких гарантий и направлен наш законопроект.
Для меня – думаю, как и для других авторов этой законодательной инициативы, – было очень важно, что данный законопроект поддержан главой государства. Эта поддержка серьезно помогла депутатам при доработке текста. Так, в рамках второго чтения увеличились суммы, которые признаются крупным и особо крупным размером неуплаченных налогов. Мы предлагаем повысить их в шесть раз для граждан и в четыре раза для организаций. В первом чтении было, соответственно, в пять раз и в три раза. Также поправками ко второму чтению зафиксировано, что при расследовании таких преступлений заключение под стражу в качестве меры пресечения не должно применяться, если нет конкретных обстоятельств, непосредственно указанных в законе. То есть мы исключаем усмотрение чиновника.
Считаю, что данный закон будет иметь большое значение и для предпринимательского сообщества, и для государства. Он имеет еще один чрезвычайно важный аспект – антикоррупционный, что позволит сделать еще один шаг в выстраивании современной правовой системы России. Угроза привлечения к уголовной ответственности не будет использоваться для вымогательства взяток с бизнеса.
В законе о торговой деятельности не учтены ни интересы производителя сельхозпродукции, ни интересы потребителей, коими мы с вами являемся, приходя вот в эти самые торговые сети. Как это в условиях капитализма бывает, учтена лоббистская составляющая, я думаю, не безвозмездно, этих самых торговых сетей.
Мы считаем, что принятие этого закона ни к какому улучшению в части контролирования даже цен на товары жизненно необходимые, не приведет. Это просто дискредитация, мы убеждены, что Государственная дума, если она ответственна перед своими избирателями за принятие законов, которые учитывают и защищают интересы избирателей, не имеют права принимать такие законы. Более того, мы видели как на прошлом заседании комитет необоснованно отклонял значительную долю содержательной части, не учитывая, кстати, высказанных Владимиром Путиным положений. И нас удивляет, почему представители партии игнорируют высказывания своего руководителя. Это недопустимо и голосовать за такой закон мы не будем.