Статья
27 Октября 2010 15:07

Продолжение сближения

<p>Лидеры России, Азербайджана и Армении впервые за последние два года приняли совместное заявление гуманитарного характера.<br />
<br />
Как сообщил журналистам президент РФ Дмитрий Медведев, в документе стороны договорились «произвести безотлагательно обмен военнопленными и осуществить возвращение тел погибших».<br />
<br />
Как отмечается в тексте документа, «урегулирование конфликта политико-дипломатическими средствами требует дальнейших усилий по укреплению режима прекращения огня и мер доверия в военной области».<br />
<br />
«С этой целью президенты Азербайджана и Армении договорились в качестве первого шага безотлагательно провести обмен военнопленными и возвращение тел погибших при содействии сопредседателей Минской группы ОБСЕ и Международного комитета Красного Креста», - отмечается в заявлении.<br />
<br />
В совместном заявлении также говорится, что стороны будут руководствоваться этими подходами в будущем, исходя из исключительно гуманитарного характера подобных вопросов.<br />
<br />
Комментируя это заявление, Дмитрий Медведев подчеркнул, что оно «носит гуманитарный характер, но, тем не менее, является очень важным с учетом различных разногласий, существующих сегодня в отношениях Армении и Азербайджана по вопросу Нагорного Карабаха».<br />
<br />
Медведев отметил, что декларация «направлена на укрепление мер доверия».<br />
<br />
По словам президента РФ, «это достаточно драматическая, но частная тема, однако она очень важна, потому что стороны уже давно не находятся в прямом открытом противостоянии, но есть проблемы, есть выстрелы, гибнут люди».<br />
<br />
«В какой-то момент нужно действительно открыто глядеть на ситуацию, нужны шаги навстречу друг другу. Нужно стараться решать пусть не большие, но очень важные проблемы», - сказал Медведев.<br />
<br />
Российский лидер напомнил журналистам, что уже в седьмой раз проводит такое [трехстороннее] мероприятие.<br />
<br />
«В целом это непростые встречи. Они проходят в довольно жесткой полемике, иногда с эмоциями.Это не просто и для посредничающей стороны, для Минской группы и для России как для сопредседателя Минской группы», - признал Медведев.<br />
<br />
Тем не менее, по его оценке, «эти встречи очень полезные». «Переговоры - это всегда лучше, чем активная фаза конфликта. Кроме того, это не только переговоры, но и движение вперед», - подчеркнул президент РФ.<br />
<br />
Дмитрий Медведев рассчитывает, что к саммиту ОБСЕ 1-2 декабря в Астане можно будет выйти на согласованный вариант так называемых базовых принципов нагорно-карабахских урегулирований. Cоответствующее поручение - доработать документ в ближайший месяц - дано главам МИД трех стран.<br />
<br />
«Мы проделали определенный путь, и это дает нам основание надеяться - если стороны хорошо поработают в ближайший месяц, а такие поручения мы дадим главам наших внешнеполитических ведомств, то к саммиту ОБСЕ в Казахстане мы могли бы выйти на согласованный вариант базовых принципов урегулирования», - сказал он.<br />
<br />
Президент РФ подчеркнул, что согласованные общие принципы урегулирования должны быть положены в основу мирного договора между Арменией и Азербайджаном.<br />
<br />
Медведев отметил, что «тема мирного договора и общего урегулирования [нагорно-карабахского конфликта] всегда присутствует на трехсторонних встречах лидеров РФ и Азербайджана с момента проведения первой встречи в ноябре 2008 года в Подмосковье [тогда была подписана так называемая Московская декларация]».<br />
<br />
«Россия будет продолжать свои усилия. Мы считаем, что результат может быть достигнут. Это внушает определенный умеренный оптимизм, но основная часть работы, конечно, еще вперед», - заявил Дмитрий Медведев.</p>
<p>В последний раз в таком формате президенты собирались в июне этого года в Санкт-Петербурге. Пресс-секретарь президента РФ Наталья Тимакова сообщила тогда, что по итогам встречи было «отмечено сближение позиций сторон по ряду спорных положений текста основных принципов урегулирования (так называемые обновленные Мадридские принципы)».<br />
<br />
Сам Дмитрий Медведев неоднократно заявлял, что «готов продолжать свои посреднические усилия для урегулирования нагорно-карабахского конфликта и открыт к обсуждению самых сложных вопросов, которые еще остаются в повестке дня». При этом он выражал уверенность в возможности окончательного разрешения этой проблемы в обозримой перспективе.<br />
<br />
В свою очередь и Ильхам Алиев, и Серж Саргсян отмечали, что при участии Медведева сделан важный шаг по сближению позиций сторон конфликта.<br />
<br />
Тема нагорно-карабхского урегулирования была одной из основных в ходе визита президента РФ в Армению в августе и в Азербайджан в сентябре этого года.<br />
<br />
Вместе с тем во время визита в Ереван был подписан договор, предусматривающий продление срока пребывания и расширение ответственности российской военной базы в Гюмри, что вызвало беспокойство азербайджанской стороны.<br />
<br />
Во время поездки в Баку Дмитрию Медведеву пришлось объяснить, что в решении по военной базе в Армении «не нужно искать никаких подводных камней». «База существует, чтобы обеспечить мир, порядок, сохранить стабильность в регионе. Никаких иных подводных камней или других соображений не существует», - заявил Медведев.<br />
<br />
Он подчеркнул, что в протоколе к договору о пребывании российской военной базы в Армении, подписанном в ходе его недавнего визита в Ереван, «нет ничего принципиально нового». «Для России, которая является кавказской страной, очень важно сохранить стабильность в этом регионе. Мы заинтересованы в том, чтобы здесь был мир и порядок. В этом плане и следует рассматривать решение о пролонгации сроков действия соглашения о пребывании российской военной базы в Армении», - отметил российский лидер.</p>
Комментарии экспертов
<p>Переговоры в трёхстороннем формате с участием президента России ведутся уже достаточно давно, на разных платформах, форумах и саммитах. И это, прежде всего, не способ найти какое-то решение, не выработать некий путь урегулирования этого многолетнего конфликта, а способ иметь возможность актуализации своей позиции каждой из сторон обсуждения. В настоящее время, таков, по сути, единственный способ как-то заявить свою позицию и обозначить некие приоритеты в вопросе по Нагорному Карабаху.<br />
<br />
Сейчас ситуация складывается немного не в пользу Азербайджана. Азербайджан и в прошлом году, когда был подписан протокол о нормализации отношений между Арменией и Турцией, выступил весьма категорично, заявив о том, что в случае, если Армения будет предъявлять какие-то территориальные претензии к Азербайджану, то Баку имеет основания начать против нее вооружённые действия. Такая агрессивная позиция продолжает сохраняться на протяжении всего года, и пока какого-то спада напряжённости не наблюдается. Однако тот факт, что главы государств готовы вести переговоры, говорит о том, что пока вероятность военного сценария, к счастью, сводится к нулю.<br />
 <br />
Важно отметить, что процесс нормализации отношений между Арменией и Турцией был сорван, поскольку Турция заявила, что ратифицировать протоколы о нормализации этих отношений ее парламент сможет только в том случае, если Армения вернёт часть территорий Нагорного Карабаха и семь областей Азербайджана. Судя по нынешней армянской позиции, это пока невозможно и не будет реализовано. В данной ситуации и Азербайджан, и сама Армения много потеряли в дипломатическом смысле.<br />
 <br />
Что касается позиции России, то она сводится к функции арбитража. Несмотря на то, что Россия является членом Минской группы ОБСЕ по урегулированию данного конфликта, тем не менее, Россия здесь не сторона, а арбитр. Для России трехсторонний диалог важен с точки зрения поддержания такого статуса, ведь требуется показать наличие у неё миротворческих возможностей, потенциала дипломатии.<br />
 <br />
В практическом смысле, каких-то решений от предстоящей встречи может и не быть. У сторон сейчас слишком уж разные взгляды на развитие ситуации. В том числе, здесь нужно учитывать и позицию Турции, которая претендует на статус весьма серьёзного регионального игрока, но испытывает существенные внутриполитические конфликты и потрясения, что не даёт ей возможность в полной мере реализовать заявленную стратегию нормализации отношений с Арменией. При этом, известно, что Турция – это ключевой союзник США в Малой Азии, поэтому говорить о самостоятельной турецкой позиции не приходится. Её политика ограничена внутриполитическими процессами и конфликтами внутри правящей турецкой элиты.<br />
 <br />
Так что, всем государствам-участникам трехсторонних переговоров необходимо заявить о своей позиции и озвучить проблемные моменты, и, на мой взгляд, эта встреча как раз для того и организована.</p>
<p>Проблема Нагорного Карабаха может быть разрешена, но, как правильно сказал Медведев, в отдалённой перспективе. Мне кажется, что пока обе стороны в конфликте не готовы к самому главному – выходу на глубинный компромисс, которым и должно увенчаться решение этой проблемы.<br />
 <br />
И та, и другая сторона должна пройти свой путь в уступках. Но к уступкам, которые будут рассматриваться в каждой из стран общественностью, населением как поражение, то есть к тому, чтобы очень серьёзно поставить под угрозу свой рейтинг для населения своих стран, мне кажется, пока лидеры той и другой страны не готовы. И в этом проблема.<br />
 <br />
Но при этом сохраняется стремление к диалогу. Кроме естественных вспышек противостояния и провокаций на линии разделения огня нет военных действий, что уже является позитивным результатом. Во-вторых, позитивным и существенно важным для России, учитывая её интересы в Закавказье, является то, что та и другая страна признают Россию и в частности российского президента в качестве главного посредника в этом диалоге.</p>
  • вконтакте
  • facebook
  • твиттер

© 2008-2016 НО - Фонд «Центр политической конъюнктуры»
Сетевое издание «Актуальные комментарии». Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-58941 от 5 августа 2014 года. Издается с сентября 2008 года. Информация об использовании материалов доступна в разделе "Об издании".