Статья
1924 24 Мая 2018 15:44

Прорыв по плану

В первой части своего послания президент говорил о необходимом прорыве. Прорыв во всем: в медицине, здравоохранении, науке, образовании. То есть во всех сферах жизни населения, которые непосредственно влияют на ее качество. В первую очередь.

А если построить новые станки, заводы, мосты, дороги, выполнить ФЦП, это тоже влияет на качество жизни. Вне очереди.

А если внедрить цифровизацию, новые методы управления, оптимизировать затраты, системно бороться с коррупцией — это тоже влияет на прорыв и на качество. Речь идет о беспрецедентном поднятии жизненного уровня и качества жизни населения России.

Эти объемные задачи требуют не менее важных акцентов и уточнений в части пониманий и определений. Начнем с того, что надо определить отрасли и направления, обозначить сроки, назначить ответственных за прорыв. Эдакий понятный бизнес-план разработать. Понимание этого и важность постановки во главу угла в Правительстве явно просматривается.

Обозначенный Президентом прорыв, кстати, был озвучен еще в начале марта, сейчас уже середина мая — спрашивается, где план? Неужели весь вопрос в сроках инаугурации и новом составе правительства? Граждане президента выбрали и ждут прорыва, граждане ждут перемен!

Нынешние руководители министерств и ведомств прекрасно знают за годы работы где и в чем можно делать прорыв. Назначили новые кадры, и здесь главное не потерять темп. Премьер Медведев практически каждый день акцентирует внимание на необходимости без раскачки, интенсивно взяться за выполнение «майского Указа». Поставлен срок, когда должен быть сверстан план — 15 августа. Новые члены правительства способны внести свежую струю, применить оптимальные управленческие практики в работе по своим направлениям. Груз прошлого правительства на них не давит. В итоге все управленческие решения и план по прорыву должны уже начать формулироваться и вырабатываться на уровне правительства. Сейчас как никогда требуется функциональная эффективность руководителей органов исполнительной власти. Нужна координация и синергия. И здесь Медведеву нет равных.

В то же время граждане должны знать о том, как, куда и в какие сроки будут прорываться: минздрав, минобр, минстрой или минпроиторг. Ежу понятно, что повышение количества арестованных нельзя назвать прорывом для МВД, а что можно назвать таковым прорывом? Какие инновации должны быть внедрены в области предотвращения правонарушений? Страна у нас большая, пока раскачаемся, пока наш прорыв сделаем — ишак сдохнет. Времени-то в обрез. Рассиживаться некогда.

Мне нравится, что Медведев взялся с места в карьер. Что бы не говорили, а он, как говорится, «в материале». Лучше всех знает что, где и как. В то же время не хотелось бы, чтобы текущую деятельность отраслевых министерств и ведомств представили в Правительство и бюджетировали с коэффициентом дефляции как новые задачи по прорыву, которые утонут в куче надуманных бюджетных расходов, конкурсах и аукционах. И все это будет названо прорывом.

Непозволительно представлять свои текущие планы как формы и методы прорыва. В министерствах и ведомствах работают земные люди, которые берут так же имеющиеся наработки и планы, обновляют их и представляют. Система российского планирования имеет костный и неповоротливый характер. Хотя Госплана СССР, который умудрялся планировать и координировать всю экономику 15 Союзных республик, нам не хватает, и Минэк, к сожалению, пока не сможет его заменить.

Вот назначили новое правительство, но оно в лице вице-премьеров и министров ограничено рамками утвержденного бюджета, который может получить корректировку только в октябре по итогам исполнения за 9 месяцев 2018 года. Но корректировка бюджета — это не прорыв! Тогда что? Что бы прорываться нужны инвестиции по всем направлениям. И по амбициозности поставленной задачи, похоже, 8 трлн рублей не хватит к уже найденным 17. Сказали срочно искать источники на недостающие 8 трл. руб. И здесь незаменима роль Кудрина, который может оптимизировать затраты.

Коротко эту формулу прорыва можно изложит так. Ограничив с одной стороны рост инфляции в 4%, максимально влить деньги в экономику и раскачать потребительских спрос (ипотека ниже 8%), что придаст импульс промышленному производству и вызовет рост ВВП. Спрос надо интенсифицировать. Маховик раскрутить. Специалисты называют это количественным смягчением. Да как угодно это назовите. Нам же ехать уже надо, а не спорить по поводу определений.

В связи с этим функционально необходимо внести значительные изменения в текущий бюджет, благо нефть 80 долларов и уже есть профицит порядка 450 миллиардов рублей. Маневрировать необходимо для рывка. За период август-декабрь необходимо разработать детальный план прорыва по каждому проекту, министерству и ведомству на период 2019-2024 гг. Принять изменения в бюджет. Прописать план и сроки. Сроки должны быть утверждены постановлением правительства. Необходимо обозначить сроки прорыва как это было в период подготовки Сочинской Олимпиады, которая не могла не начаться в срок. Так же и прорыв должен начаться по плану. Никто не имеет право менять срок прорыва! У плана есть этапы, реперные и контрольные точки. Они должны неукоснительно соблюдаться, выполняться и контролироваться. Прорыв должен начаться и двигаться по плану. Прорыв должен координироваться, прорыв должен реально олицетворяться. Иначе это не прорыв. Иначе это текущее развитие, названное прорывом.

Чудес на свете не бывает, и мы не можем проснуться в один день, поняв — вот это прорыв, я почувствовал. Но прорыв должен ощущаться, он должен быть везде. Во-первых, прорыв необходим в головах. Он необходим во всех сферах нашей жизни, чтобы каждый мог почувствовать его запах. Олимпиада началась! И не только внутри России. Прорыв России должны почувствовать во всем мире. Прорыв не может длиться бесконечно. Он должен иметь начало и последствия. Все должны понимать, что от прорывных решений и их реализации всем станет лучше. Желательно обозначить, как и в чем станет лучше. Необходимо рассчитать KPI для отраслей. Причем не сами министерства должны этот KPI себе придумывать, а независимые эксперты.

С нынешним уровнем коррупции и производительности труда мы никуда не прорвемся. Простому народу не важно на сколько она (производительность) выросла в среднем по стране. Главное для отдельно взятого человека — это то, что он лично получит от этого прорыва и когда.

Тактически правительство должно расписать планомерный рост ВВП на каждого человека с 24 тыс. долларов США в 2018 г. до 35-36 тысяч долларов на душу населения к 2024 г. Размер ВВП России должен составить 5 трлн. 220 млрд. долларов США к 2024 г., против 2 трлн. 900 млрд. долларов США в настоящее время. План-график — этот документ называется. Причем нельзя забывать, что ведущие страны за это же время так же нарастят свой ВВП. Поэтому, чтобы попасть в пятерку самых развитых экономик мира, мы должны развиваться быстрее всех в мире. Темпы роста так же поддаются прогнозу. Для выполнения этого потребуются экстраординарные решения. Например, все 4 трлн. пенсионных накоплений направить исключительно на прорыв, вернуть четверть от 100 млрд. долларов из американских облигаций и вложить в прорыв, полная амнистия 40 млрд. долларов из английских офшоров, при условии вложения в прорыв. Без мобилизации не обойтись. И она должна быть по плану.

Эльдар Янбухтин специально для «Актуальных комментариев».

22 Сентября 2018 Новости  Орешкин рассказал о перспективах российской экономики Министр экономического развития России Максим Орешкин считает, что Россияне не должны эмоционально реагировать на события, которые происходят на финансовом рынке. Глава МЭР также рассказал о притоке инвестиций в российскую экономику, курсе рубля и спорах в ВТО из-за торговых войн, начатых США. КомментарийКомментарий Повторение 1998: как надвигающийся кризис отразится на экономике России экономистСергей Хестанов 19 Сентября 2018 Главное
Поделить «Цифровую экономику»
 Поделить «Цифровую экономику» Федеральные министерства и ведомства уже на этапе обсуждения параметров национального проекта «Цифровая экономика» не могут договориться друг с другом по целому ряду вопросов. Речь об открытом конфликте пока не идет, скорее, можно говорить об аппаратной борьбе, однако причины появившихся разногласий, а также предлагаемые варианты решений заставляют задуматься о том, как именно будет внедряться инновация.
Актуальные комментарии
© 2008-2018 НО - Фонд «Центр политической конъюнктуры»
Сетевое издание «Актуальные комментарии». Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-58941 от 5 августа 2014 года. Издается с сентября 2008 года. Информация об использовании материалов доступна в разделе "Об издании".