Статья
1541 16 декабря 2020 16:15

Пять типов международного сотрудничества в области противоракетной обороны

Международное сотрудничество в области противоракетной обороны (ПРО) становится все более важным в борьбе с авиационными и ракетными угрозами, которые постоянно совершенствуются. Оно включает продажу элементов противоракетной обороны союзникам и партнерам, проведение совместных исследований, соглашения о размещении военных систем одних государств на территории других стран, обмен информацией, а также совместные военные учения. В  докладе научного сотрудника проекта Defending Democratic Institutions вашингтонского Центра стратегических и международных исследований Кевина Фашолы анализируются особенности такого международного сотрудничества.

Иран и Северная Корея продолжают ракетные испытания, не только улучшая точность и дальность полета своих ракет, но и демонстрируя более сложные траектории и средства противодействия. Китай также вложил значительные средства в ракетные технологии. Россия разместила в Европе новые ракеты средней дальности и активно развивает технологию гиперзвукового оружия. Совместные усилия позволят союзникам и партнерам достигнуть общих целей сдерживания и защиты.

Самая известная форма сотрудничества в области противоракетной обороны — это продажа средств защиты одной страны другой. Когда Саудовская Аравия вмешалась в гражданскую войну в Йемене, системы обороны Patriot, купленные у США, перехватили сотни ракет малой дальности, запущенных йеменскими повстанцами. В 2018 году Саудовская Аравия подписала контракт на $15 млрд на покупку 44 американских пусковых установок THAAD (Terminal High Altitude Area Defense), 360 перехватчиков, семи радаров AN/TPY-2 и 16 устройств управления огнем.

Другие страны Ближнего Востока также активно использовали зарубежные противоракетные системы обороны. К ним относятся Объединенные Арабские Эмираты (ОАЭ), Оман, Кувейт, Катар и Бахрейн. Среди европейских пользователей противоракетных систем США — Финляндия, Германия, Греция, Нидерланды, Норвегия и Испания.

Еще одна важная категория сотрудничества в области противоракетной обороны — это комплекс мероприятий, официально именуемый Международным сотрудничеством в области вооружений (IAC). Он включает в себя многочисленные аспекты исследований, разработки, производства и тестирования оборонных систем. Это особенно важно для государств, которые не имеют ресурсов для покупки или создания своих собственных систем.

Автор доклада приводит в пример сотрудничество Израиля и США в работе над израильской тактической системой противоракетной обороны Iron Dome («Железный купол»), а также системой многоуровневой противоракетной системы David’s Sling («Праща Давида»), предназначенной для перехвата баллистических ракет малой дальности и неуправляемых ракет и системой стрелкового оружия. С момента создания в 2011 году система Iron Dome перехватила более 1500 ракет, в основном запущенных из Газы, с показателем успешности 85–90%.

После запусков ракет Северной Кореей в 1998 году Япония и США совместно приступили к разработке перехватчика SM-3 IIA. Соединенные Штаты предоставили опыт в системной и технологической интеграции, в то время как Япония курирует вторую и третью ступени ракеты-перехватчика, рулевое управление и носовую часть ракеты. Агентство противоракетной обороны США успешно протестировало IIA SM-3 против мишени МБР-класса в ноябре 2020 года.

Что касается соглашения о размещении, оно снижает напряженность и давление со стороны союзников, которые не могут приобрести или развернуть противоракетную оборону из-за бюджетных или политических ограничений. В июле 2016 года Сеул и Вашингтон заключили соглашение о размещении в Южной Корее батареи THAAD, которая использует радар AN/TPY-2, имеющий дальность сопровождения не менее 1000 км, что вызвало обеспокоенность Китая и России. В Японии, Турции и Израиле также размещены американские радары AN/TPY-2.

Обмен информацией также играет значительную роль в противодействии ракетным угрозам. Так, страны-члены НАТО могут делиться разведданными о ракетных угрозах на поле боя, объединяя свои военные системы для создания совместной архитектуры противоракетной обороны. НАТО начала изучать возможности противоракетной обороны только в 2001 году. Сегодня архитектура противоракетной обороны альянса включает в себя такие активы, как радар AN/TPY-2 на востоке Турции, а также координационные командные центры, например, Операционный центр ПРО на авиабазе Рамштайн в Германии.

Еще один пример обмена информацией — Азиатско-Тихоокеанский регион. В 2014 году Южная Корея, Япония и США подписали Трехстороннее соглашение об обмене информацией о ядерных и ракетных угрозах Северной Кореи. В 2016 году Япония и Южная Корея также заключили собственное двустороннее соглашение — Соглашение об общей безопасности военной информации. Оба соглашения обеспечивают мониторинг ракетных разработок Северной Кореи. Несмотря на непростые отношения между Южной Кореей и Японией, которые поставили такие договоренности под угрозу, в настоящий момент они продолжают действовать.

Сотрудничество в области противоракетной обороны в форме обмена информацией долгое время было целью членов Совета сотрудничества стран Персидского залива, но из-за региональных разногласий эта цель оставалась труднодостижимой. Одним из центров сотрудничества в регионе является Международный центр противовоздушной и противоракетной обороны Объединенных Арабских Эмиратов на авиабазе Аль-Батин в Абу-Даби.

В качестве еще одного типа международного сотрудничества в области противоракетной обороны автор доклада указывает проведение совместных военных учений. Например, НАТО раз в два года проводит военно-морские учения Formidable Shield («Грозный щит»), целью которых является улучшение взаимодействия союзников в условиях интегрированной системы воздушного и ракетного огня (Allied interoperability in a live-fire integrated air and missile — IAMD) с использованием структур командования и управления НАТО. Во время учений страны отрабатывают, демонстрируют и оценивают свою способность обмениваться общими тактическими данными, делиться разведывательной информацией, проводить планирование миссий и координацию взаимодействия на уровне НАТО и осуществлять заранее запланированные ответные меры.

С 2015 года проводятся военно-морские учения Maritime Theater Missile Defense, нацеленные на отслеживание и устранение угроз с воздуха и баллистических ракет. Предыдущие учения проводились с ракетами SM-3, SM-2, Evolved Sea Sparrow Missiles (ESSM) и Aster-30. Форум Maritime Theater Missile Defense был основан в 1999 году и сегодня включает 11 стран-членов.

Еще одно многонациональное наземное учение противовоздушной обороны — Tobruq Legacy, в числе участников которого были Чешская Республика, Литва, Польша, Эстония, Германия, Венгрия, Латвия, Нидерланды, Словакия, Словения, Великобритания, Румыния и США.

Для того, чтобы международное сотрудничество оставалось прочным, автор доклада рекомендует высшим должностным лицам сосредоточить усилия на расширении сети обмена информацией, усложнении военных учений, совершенствовании возможностей для проведения совместных исследований, а также на разработке недорогих систем обороны. Например, американский перехватчик SM-3 Block IB стоил около $11,8 млн, а стоимость перехватчика PAC-3 MSE составила около $4,6 млн. Российские системы ПВО, такие как С-400, стоят меньше, чем их американские аналоги, но имеют такой же потенциал и многоцелевой характер.
8 апреля 2024 Колонки
ИИ-тократия
 ИИ-тократия Ярослав Барыкин о перспективах использования искусственного интеллекта в политике
29 марта 2024 Новости  Британия в поисках стратегии Великобритания выпустила новую стратегию применения санкций, в которой, по словам экспертов британских аналитических центров, описывается ряд критериев принятия решений, а также излагается подход к смягчению непредвиденных последствий и юридических рисков. Также британские эксперты проанализировали военный потенциал Великобритании и пришли к выводу, что он не оптимизирован для сдерживания России, поэтому стране нужно принять масштабную программу перевооружения. 22 марта 2024 Новости  Дипфейки — новое политическое оружие Правительства, которые распространяют дипфейки за рубежом, сталкиваются с риском утраты доверия собственного населения к СМИ и другим источникам новостей, утверждает группа экспертов американского аналитического центра CSIS. Это, в свою очередь, облегчит противникам распространение дезинформации, а внутренним субъектам будет проще использовать дипфейк, чтобы подорвать доверие общества к правительству и повлиять на выборы, а также уменьшить поддержку вооруженных сил страны, предупреждают эксперты в докладе «Government Use of Deepfakes: The Questions to Ask». 
© 2008 - 2024 Фонд «Центр политической конъюнктуры»
Сетевое издание «Актуальные комментарии». Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-58941 от 5 августа 2014 года, Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-82371 от 03 декабря 2021 года. Издается с сентября 2008 года. Информация об использовании материалов доступна в разделе "Об издании".