Радзиховский: ситуация, связанная с коррупцией, меняется
Госдума сегодня рассмотрит в третьем чтении пакет законопроектов о контроле за расходами чиновников. В свете громких атикоррупционных расследований, предлагаемый пакет документов может вызвать новый накал страстей и бурные дискуссии.
По мнении экспертов, депутатам придется принять этот закон на фоне атикоррупционного тренда в стране.
В беседе с «Актуальными комментариями» публицист Леонид Радзиховский, в частности, отметил:
Ситуация, связанная с коррупцией, безусловно, меняется. О законе, контролирующем доходы чиновников, говорили давно. Он во многих странах принят. У нас его саботировали, и мне казалось, что его никогда не примут. Кроме того, я был уверен, что никогда не возбудят дело, в котором будет фигурировать такая фигура, как министр обороны.
В России за двести лет (с тех пор, как появился пост министра) ни один из министров не был осужден за взятки. При Сталине министров расстреливали пачками за что угодно: за измену родине, шпионаж, что они сыпали толченое стекло в суп рабочим… Но ни разу слово взятка не фигурировало. В отношении взяток министр в России – фигура, по традиции, неприкасаемая.
И хотя Сердюков, скорее всего, арестован не будет, обвинения, в которых фигурирует имя министра, для России беспрецедентно. Такого не было ни при царях, ни при коммунистах, ни при Ельцине.
Поэтому чтобы не заметить, что в стране идут большие перемены, надо быть слепым. Другой вопрос, как далеко эти перемены зайдут. И здесь у меня не хватает фантазии вообразить следующее: как может чисто бюрократическое государство начать всерьез разрушать свою основу, то есть бюрократию. Бюрократия в России работает, как известно, не забесплатно и не за зарплату. А работает она за «откаты» и административные ресурсы. Ее можно «обкорнать» в определенной степени. Но всерьез отнять у этих людей «кормушку» можно только в том случае, если у власти есть другая опора, кроме бюрократии. Но этой опоры нет. Перепилить сук, на котором сидишь, как правило, невозможно. Но в определенной мере пилить можно.
Я считаю, что абсолютной, тотальной борьбы против взяток в нашем государстве быть не может, так как это означало бы уничтожение самого государства. Но в определенной мере бюрократическое государство способно ограничивать бюрократию. Такая практика существует.
Закон о контроле расходов чиновников – одна из таких мер. Это крайне неприятный закон для чиновников. Какой смысл воровать, если ты не можешь потратить? Они же не «скупые рыцари», чтобы хранить в подвале золотые слитки. Хочется покупать недвижимость, ценные бумаги, произведения искусства. Это естественные траты крупных чиновников. Если ты в этом ограничен, то совершенно непонятно, какого черта нужно воровать.
Напомним, пакет антикоррупционных документов вызвал в Госдуме в Думе бурные дискуссии, которые начались еще год назад. Сравнить траты с доходами предложил Дмитрий Медведев в своем последнем президентском послании к Федеральному Собранию. С тех пор поправки обсуждаются и пересматриваются.
В соответствии с рассматриваемыми сегодня документами, госслужащие будут обязаны по требованию предоставлять сведения о своих расходах, расходах своих супругов и несовершеннолетних детей. Речь идет о покупке недвижимости, транспортных средств, ценных бумаг и так далее.
При этом, в случае несоответствия расходов доходам, прокуратура будет иметь право через суд требовать конфискации приобретенной собственности.