Статья
5 Марта 2010 18:29

РФ и Казахстан

<div>3 марта 2010 года председатель правительства РФ Владимир Путин встретился с премьер-министром Казахстана Каримом Масимовым. В ходе консультаций были рассмотрены основные вопросы двустороннего торгово-экономического сотрудничества и процесс формирования единого таможенного пространства России, Казахстана и Белоруссии.</div>
<div> </div>
<div>Российско-казахская встреча на уровне премьеров стала плановым политическим событием тактического порядка, демонстрирующим стабильность межгосударственных отношений. Руководители кабминов двух стран традиционно достаточно активно взаимодействуют друг с другом, что обеспечивает поддержание высокой динамики официальных контактов между Москвой и Астаной.</div>
<div> </div>
<div>Совещание глав правительств РФ и Казахстана было направлено на согласование подходов к активизации двустороннего торгово-экономического партнерства. За период финансово-экономического кризиса взаимный товарообъем сократился почти до 13 млрд. долларов, что составило одну треть от докризисного уровня. При этом Казахстан сохранил за собой третье место среди крупнейших торговых партнеров России. Взаимное стремление сторон повысить эти «технические показатели» стало главным стимулом для проведения встречи премьеров. Относительная нормализация экономической конъюнктуры на постсоветском пространстве поставила перед Москвой и Астаной вопрос о качественном расширении текущего формата взаимодействия. И одним из тактических шагов на этом пути стала встреча Путина и Масимова. Об этом, в частности, говорит содержание премьерской дискуссии, в которой доминировала экономическая тематика. Следует полагать, что на встрече был рассмотрен потенциальный план реализации ключевых двусторонних инициатив, способных задать темп посткризисного торгового партнерства.</div>
<div> </div>
<div>В содержательном отношении переговоры Путина и Масимова следует рассматривать как прикладной элемент совместной политико-экономической работы. Об этом говорит тот факт, что ключевыми предметными темами консультаций стали вопросы сотрудничества в электроэнергетике, атомной энергетике, космической сфере и некоторых высокотехнологичных областях. То есть премьеры сосредоточились на тех темах, которые входят в их непосредственную компетенцию в рамках прямого взаимодействия по линии Москва-Астана. Подобный подход минимизировал протокольную составляющую переговоров и одновременно подтвердил приоритетный статус взаимоотношений для обоих государств. Также следует обратить внимание на то, что за сутки до встречи с Масимовым Путин провел телефонный разговор с президентом Казахстана Нурсултаном Назарбаевым. В ходе него также доминировал преимущественно практический сегмент отношений. Данное событие выступило в качестве дополнительного способа укрепления предметной направленности переговоров на уровне глав правительств.</div>
<div> </div>
<div>В наднациональном ракурсе консультации Путина и Масимова были ориентированы на интенсификацию формирования Таможенного союза России, Белоруссии и Казахстана. В пользу этого свидетельствует факт присутствия темы организации союза в повестке дня консультаций. Особое внимание российского и казахского премьера к аспектам институционального становления единого таможенного пространства говорит о том, что в этом процессе возникли определенные затруднения, потребовавшие вмешательства высшего руководства его основных участников. РФ и Казахстан, как главные члены Таможенного союза, показали, что готовы к исправлению сложившихся трудностей и соблюдению ранее намеченного графика совместной работы по данному треку. В пользу этого говорят слова Путина в начале встречи с Масимовым. Глава российского правительства особо отметил, что на постсоветском пространстве был впервые сформирован «важный наднациональный таможенный орган, которому переданы уже национальные функции. Важно не терять этот темп». Итогом обсуждения обозначенной темы 3 марта стало согласование даты проведения заседания Таможенного союза на уровне глав правительств. Оно состоится в Москве 21 мая. Предполагается, что стороны смогут уложиться в согласованные сроки создания трехстороннего таможенного объединения - к 1 июля выйти на общее таможенное пространство, а к 1 января 2012 года образовать единое экономическое пространство.</div>
<div> </div>
<div>Итоги и тональность российско-казахских консультаций на уровне глав правительств свидетельствуют о том, что между странами сложилось и достаточно эффективно функционирует надежное партнерское сотрудничество. Оно развивается в относительно равных пропорциях в политическом, оборонном и торгово-экономическом регистре. Однако перспективы сохранения этой формации межгосударственного диалога будут зависеть от потенциального профиля казахской власти. Нельзя исключать, что в долгосрочной перспективе Астана начет расширять свою ориентированность на КНР и ЕС. Причем она будет носить не столько демонстрационную, сколько прикладную направленность. В частности, экономические связи между Казахстаном и Китаем с каждым годом становятся всё более масштабными и имеют тенденцию к дальнейшему наращиванию. Подобная динамика полностью отвечает казахским национальным интересам. В этой ситуации Москва рискует утратить статус безусловного преференциального контрагента Астаны.</div>
<div> </div>
  • вконтакте
  • facebook
  • твиттер

© 2008-2016 НО - Фонд «Центр политической конъюнктуры»
Сетевое издание «Актуальные комментарии». Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-58941 от 5 августа 2014 года. Издается с сентября 2008 года. Информация об использовании материалов доступна в разделе "Об издании".