Комментарий
1029 25 августа 2023 12:23

Россия в БРИКС: контуры грядущего председательства

Александр Коньков политологАлександр Коньков

Александр Коньков
политологАлександр Коньков
Запланированное на 2024 год председательство в БРИКС станет уже четвёртым для России (начиная с самого первого саммита БРИК, положившего начало объединению в 2009 году в Екатеринбурге) и первым самостоятельным, не увязанным с председательством в другой структуре — ШОС. То, что, в отличие от трёх предыдущих председательств в 2009, 2015 и 2020 гг., России не придётся «распыляться» между двумя одинаково важными, но всё же разными объединениями, даёт возможность рассчитывать на более чёткую концентрацию на организации повестки БРИКС, которая по итогам завершившегося саммита в ЮАР входит в принципиально новую логику развития.

Задокументированные цели

В недавно утверждённой новой версии Концепции внешней политики РФ БРИКС упоминается дважды — в рамках двух приоритетных направлений. В контексте первого — «Формирование справедливого и устойчивого мироустройства» — отмечается, что Россия намерена уделять приоритетное внимание укреплению потенциала и повышению международной роли межгосударственного объединения БРИКС (а также ШОС, СНГ, ЕАЭС, ОДКБ, РИК и других).

В контексте пятого приоритетного направления внешней политики — «Международное экономическое сотрудничество и содействие международному развитию» — в Концепции указывается также на внимание поощрению отвечающих интересам России процессов региональной и межрегиональной экономической интеграции, прежде всего в рамках (также в числе других перечисленных форматов) БРИКС.

Таким образом, БРИКС фигурирует в Концепции внешней политики РФ, во-первых, в качестве перспективной основы для мироустройства в целом и для экономической интеграции в частности, и, во-вторых, в общем ряду с другими важными для России форматами, без выделения в самостоятельное направление.

С другой стороны, БРИКС упоминается в Стратегии национальной безопасности РФ — документе стратегического планирования высшего уровня, где отмечена в рамках одной из задач внешней политики: углубление многопрофильного сотрудничества с иностранными государствами в форматах ШОС и БРИКС, укрепление функциональных и институциональных основ взаимодействия в рамках РИК.

Кроме того, БРИКС — один из совсем немногих международных форматов, в отношении участия России в котором принят особый целеполагающий документ: Концепция участия Российской Федерации в объединении БРИКС была утверждена Президентом десять лет назад, в феврале 2013 года. Помимо стратегических целей РФ в объединении и целей, носящих конкретно-отраслевой характер, в этой Концепции формулируется линия Российской Федерации в вопросах стратегического развития БРИКС, которая предполагает перспективную цель по постепенной трансформации из диалогового форума и инструмента координации позиций по ограниченному кругу проблем в полноформатный механизм стратегического и текущего взаимодействия по ключевым вопросам мировой политики и экономики.

Среди мер, заявленных для достижения общей цели, Концепцией предлагаются и те, которые и спустя десять лет сохраняют актуальность, в частности:

— сформировать в БРИКС систему неформальных механизмов политического и рабочего уровня, призванных усилить координацию на всех направлениях деятельности, обеспечить преемственность работы объединения при ротации председательства, активизировать диалог государств-участников БРИКС о новых путях и формах сотрудничества;

— разработать стратегию развития БРИКС, определяющую долгосрочные цели объединения, принципы его деятельности и механизмы сотрудничества;

— начать диалог о путях, темпах и конкретных формах возможной институализации БРИКС, включая рассмотрение вопроса о постоянном секретариате.

Исходя из этих мер, нормативно зафиксированных в России более десяти лет назад, в том числе и на них Москва могла бы вновь сосредоточить свои усилия в рамках грядущего председательства в объединении.

Успеть за повесткой

Конкретная повестка российского председательства, очевидно, пока прорабатывается. Вместе с тем, в ходе своего выступления на завершившемся Йоханнесбургском саммите Президент В. Путин озвучил, во-первых, девиз, под которым будет осуществляться эта работа: «Укрепление многосторонности для справедливого глобального развития и безопасности», а во-вторых, выделил ключевые приоритеты России на предстоящий год.
Помимо реализации уже принятых на прошедшем саммите решений, включая расширение круга участников объединения, речь пойдёт и о таких направлениях как:

1. борьба с терроризмом и противодействие отмыванию денег;

2. реализация Стратегии экономического партнёрства БРИКС до 2025 года и выработка новых, долгосрочных ориентиров сотрудничества (развитие межбанковской кооперации и расширение использования национальных валют);

3. наращивание партнёрства в сфере науки и инноваций, здравоохранения, образования, развитие гуманитарных связей в целом.

С учётом заявленной Президентом России инициативы по созданию в БРИКС постоянно действующей комиссии по транспорту можно предполагать и последующие предложения по активизации взаимодействия в этой сфере.

Ключевое же, наверное, заключается в общей нестабильности глобальной политики как до конца текущего года, так и с учётом вызовов года грядущего, которая не сможет не отразиться на повестке БРИКС и российском председательстве. Динамика украинского кризиса, социально-экономические процессы в странах глобального Юга, а также весенние президентские выборы в России, равно как и запланированные на следующие год всеобщие выборы в Индии и ЮАР наверняка сформируют дополнительные предпосылки для усиления или, наоборот, ослабления продуктивности решений, прорабатываемых на уровне БРИКС.

Преодоление рисков ускользающей повестки становится особой задачей при планировании событий международного масштаба, частота проведения которых в нашей стране понемногу начинает снижаться.

Собраться с силами

С символической точки зрения Россия получает редкий по нынешним временам карт-бланш на организуемый ею в 2024 году саммит. Во-первых, в Казани впервые встретятся уже одиннадцать членов БРИКС с учётом шести новых, официально вступающих в объединение как раз со следующего года. Во-вторых, если учесть, что традиционно как в целом в контексте любого саммита, так и в рамках сложившегося формата «БРИКС+/аутрич» председательствующая сторона приглашает представителей и других государств, то Россия получает хорошую возможность собрать у себя (впервые после начала СВО) весьма представительный состав подлинно глобальных сил, которые — можно предположить — имеют шанс выглядеть вполне самодостаточно при, скорее всего, полном отсутствии какого-либо западного представительства.

Стране предстоит проделать активную «домашнюю работу», чтобы всё же избежать наслоения сугубо «проходных» мероприятий, случавшихся в ходе прежних опытов председательства в тех или иных структурах. Сегодня, в условиях растущего дефицита реальных инструментов вовлечения российских приоритетов в подлинно глобальную повестку, важно не упустить момент и предложить миру то, что его реально способно увлечь.
© 2008 - 2024 Фонд «Центр политической конъюнктуры»
Сетевое издание «Актуальные комментарии». Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-58941 от 5 августа 2014 года, Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-82371 от 03 декабря 2021 года. Издается с сентября 2008 года. Информация об использовании материалов доступна в разделе "Об издании".