Статья
8 Июля 2009 0:15

Россияне стали потреблять больше

<p class="text">Уровень потребительской уверенности населения России, который в первом квартале 2009 года упал до минимальных за десятилетие значений, во втором квартале немного вырос, следует из результатов обследований, проведенных Росстатом.</p>

<p class="text">Индекс потребительской уверенности, отражающий совокупные потребительские ожидания населения, во II квартале 2009 года по сравнению с I кварталом поднялся на 3 процентных пункта и составил минус 32%.</p>

<p class="text">Положительные сдвиги в значении индекса связаны с относительным повышением доли позитивных оценок населением ожидаемых через год изменений в экономике страны и собственного материального положения, отмечает Росстат.</p>

<p class="text">В первом квартале индекс рухнул на 15 пунктов к предыдущему периоду и на 35 — к тому же периоду 2008 года, пишет a href=http://interfax.ru target=_blank>«Интерфакс»</a>.</p>

<p class="text">Индекс ожидаемых изменений экономической ситуации в России на краткосрочную перспективу во втором квартале составил минус 15%, что выше уровня предыдущего периода на 12 процентных пунктов.</p>

<p class="text">На возможные положительные изменения в экономике указали примерно 17% опрошенных против 13% в I квартале 2009 года. Почти половина опрошенного населения связывает свои ожидания с эффективностью правительственных программ. Негативных изменений в экономике ожидают 36% респондентов (в I квартале — 48%).</p>

<p class="text">Индекс произошедших изменений в экономике России составил минус 53%, что практически соответствует уровню I квартала 2009 года (минус 55%).</p>

<p class="text">Доля респондентов, указавших на ухудшение экономической ситуации в стране, превысила 80% от числа опрошенных (в I квартале 2009 года — 83%). Индекс ожидаемых изменений в личном материальном положении составил минус 15%, что на 11 процентных пунктов выше уровня I квартала.</p>

<p class="text">Доля респондентов, ожидающих улучшения своего материального положения в течение следующего года, составляет, как и в I квартале, около 8%. Вместе с тем, ухудшение своего материального положения прогнозирует меньшее число респондентов (29% против 42% в I квартале). Более 47% от числа опрошенных считают, что их материальное положение в течение следующих 12 месяцев не изменится.</p>

<p class="text">Индекс произошедших изменений в личном материальном положении составил минус 32% против минус 25% в I квартале. Доля респондентов, считающих, что их материальное положение ухудшилось, достигло 58%, доля положительных оценок сократилась до 9% (в I квартале — 51% и 13% соответственно). По мнению респондентов, на ухудшение ситуации повлияло в основном уменьшение размеров их заработка и других доходов (на это указали 73% ответивших отрицательно).</p>

<p class="text">Индекс благоприятности условий для крупных покупок составил минус 45%, для сбережений — минус 60%. По сравнению с I кварталом изменений в значении этих индексов не произошло.</p>

<p class="text">При этом довольно существенно изменилась структура предпочтений респондентов по целям создаваемых сбережений. Так, доля тех, кто делает сбережения на благоустройство жилья, покупку автомобиля, отдых, торжества, которая рухнула с 39,5% в первом квартале 2008 года до 15,1% в первом квартале 2009 года, немного выросла — до 17,4%. На помощь родным и близким откладывают средства 1,9% опрошенных, что практически совпадает с первым кварталом (год назад — 7,8%). Доля респондентов, откладывающих деньги на старость или «черный день», почти не изменилась и составила 13,2%, зато на лечение стали сберегать средства 29,1% опрошенных против 10,9% год назад, на покупку недвижимости — 23,4% против 16%.</p>

<p class="text">Повышение индекса потребительской уверенности по сравнению с I кварталом зафиксировано во всех возрастных группах населения: у молодежи в возрасте 16-29 лет — на 4 процентных пункта, лиц среднего (от 30 до 49 лет) и старшего (от 50 лет и старше) возрастов — на 2 и 3 процентных пункта соответственно.</p>

<p class="text">Индекс ожидаемых изменений экономической ситуации в России повысился у молодежи на 15 процентных пунктов, у лиц среднего возраста — на 10 п.п. и лиц старшего возраста — на 12 п.п. Индекс произошедших изменений в экономике у молодежи, лиц среднего возраста и в старшей возрастной группе составил минус 50%, минус 55% и минус 53% соответственно.</p>

<p class="text">Стоит отметить, что почти все 2000-е Россия была флагманом потребительской активности: в Европе и США и до кризиса потребление было весьма умеренным. Это компенсируется существенным разрывом в накопленных средствах, считает экономический обозреватель «АК» Дмитрий Петровский. В России тратят много, прежде всего, потому, что почти ничего не откладывают, не веря ни банкам, ни долгосрочной экономической стабильности, полагает Петровский.</p>
  • вконтакте
  • facebook
  • твиттер

© 2008-2016 НО - Фонд «Центр политической конъюнктуры»
Сетевое издание «Актуальные комментарии». Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-58941 от 5 августа 2014 года. Издается с сентября 2008 года. Информация об использовании материалов доступна в разделе "Об издании".