Россияне стали потреблять больше
Уровень потребительской уверенности населения России, который в первом квартале 2009 года упал до минимальных за десятилетие значений, во втором квартале немного вырос, следует из результатов обследований, проведенных Росстатом.
Индекс потребительской уверенности, отражающий совокупные потребительские ожидания населения, во II квартале 2009 года по сравнению с I кварталом поднялся на 3 процентных пункта и составил минус 32%.
Положительные сдвиги в значении индекса связаны с относительным повышением доли позитивных оценок населением ожидаемых через год изменений в экономике страны и собственного материального положения, отмечает Росстат.
В первом квартале индекс рухнул на 15 пунктов к предыдущему периоду и на 35 — к тому же периоду 2008 года, пишет a href=http://interfax.ru target=_blank>«Интерфакс».
Индекс ожидаемых изменений экономической ситуации в России на краткосрочную перспективу во втором квартале составил минус 15%, что выше уровня предыдущего периода на 12 процентных пунктов.
На возможные положительные изменения в экономике указали примерно 17% опрошенных против 13% в I квартале 2009 года. Почти половина опрошенного населения связывает свои ожидания с эффективностью правительственных программ. Негативных изменений в экономике ожидают 36% респондентов (в I квартале — 48%).
Индекс произошедших изменений в экономике России составил минус 53%, что практически соответствует уровню I квартала 2009 года (минус 55%).
Доля респондентов, указавших на ухудшение экономической ситуации в стране, превысила 80% от числа опрошенных (в I квартале 2009 года — 83%). Индекс ожидаемых изменений в личном материальном положении составил минус 15%, что на 11 процентных пунктов выше уровня I квартала.
Доля респондентов, ожидающих улучшения своего материального положения в течение следующего года, составляет, как и в I квартале, около 8%. Вместе с тем, ухудшение своего материального положения прогнозирует меньшее число респондентов (29% против 42% в I квартале). Более 47% от числа опрошенных считают, что их материальное положение в течение следующих 12 месяцев не изменится.
Индекс произошедших изменений в личном материальном положении составил минус 32% против минус 25% в I квартале. Доля респондентов, считающих, что их материальное положение ухудшилось, достигло 58%, доля положительных оценок сократилась до 9% (в I квартале — 51% и 13% соответственно). По мнению респондентов, на ухудшение ситуации повлияло в основном уменьшение размеров их заработка и других доходов (на это указали 73% ответивших отрицательно).
Индекс благоприятности условий для крупных покупок составил минус 45%, для сбережений — минус 60%. По сравнению с I кварталом изменений в значении этих индексов не произошло.
При этом довольно существенно изменилась структура предпочтений респондентов по целям создаваемых сбережений. Так, доля тех, кто делает сбережения на благоустройство жилья, покупку автомобиля, отдых, торжества, которая рухнула с 39,5% в первом квартале 2008 года до 15,1% в первом квартале 2009 года, немного выросла — до 17,4%. На помощь родным и близким откладывают средства 1,9% опрошенных, что практически совпадает с первым кварталом (год назад — 7,8%). Доля респондентов, откладывающих деньги на старость или «черный день», почти не изменилась и составила 13,2%, зато на лечение стали сберегать средства 29,1% опрошенных против 10,9% год назад, на покупку недвижимости — 23,4% против 16%.
Повышение индекса потребительской уверенности по сравнению с I кварталом зафиксировано во всех возрастных группах населения: у молодежи в возрасте 16-29 лет — на 4 процентных пункта, лиц среднего (от 30 до 49 лет) и старшего (от 50 лет и старше) возрастов — на 2 и 3 процентных пункта соответственно.
Индекс ожидаемых изменений экономической ситуации в России повысился у молодежи на 15 процентных пунктов, у лиц среднего возраста — на 10 п.п. и лиц старшего возраста — на 12 п.п. Индекс произошедших изменений в экономике у молодежи, лиц среднего возраста и в старшей возрастной группе составил минус 50%, минус 55% и минус 53% соответственно.
Стоит отметить, что почти все 2000-е Россия была флагманом потребительской активности: в Европе и США и до кризиса потребление было весьма умеренным. Это компенсируется существенным разрывом в накопленных средствах, считает экономический обозреватель «АК» Дмитрий Петровский. В России тратят много, прежде всего, потому, что почти ничего не откладывают, не веря ни банкам, ни долгосрочной экономической стабильности, полагает Петровский.