Статья
3152 23 апреля 2020 19:18

Российские школы не готовы к полному переходу в онлайн

Минпросвещения не намерено заменять нынешнюю систему образования на дистанционную. Такое заявление сделал глава министерства Сергей Кравцов во время онлайн пресс-конференции. По словам министра, бесценный опыт, который сейчас приобретает школа, будет использован для повышения качества образования. «Все те наработки, которые сегодня есть, мы будем анализировать и использовать в дальнейшем. Мы понимаем, что общение в школе — это бесценно, — сказал Кравцов.

Корреспондент «Актуальных комментариев» поговорил с сопредседателем межрегионального профсоюза работников образования «Учитель» Всеволодом Луховицким о том, как сейчас обстоят дела с удалённым образованием в школах.

— Как обстоят сейчас дела с удалённым образованием в школах? С какими проблемами сталкиваются учителя и ученики?

— Учителя сейчас сталкиваются с теми же проблемами, с которыми они столкнулись в самом начале. Первая проблема — это недостаточное правовое регулирование всего этого вопроса, потому что, с точки зрения трудового права, должны были сразу заключить дополнительные соглашения между работниками и работодателями, то есть директорами школ. В этих дополнительных соглашениях должны были бы быть прописаны все условия работы, в том числе, каким образом работодатель предоставляет возможность работать: рабочее место, техника, ноутбук и т.д. Во-вторых, каким образом работодатель оплачивает дополнительную работу, потому что работа на удаленном доступе — это общепризнанная и более сложная вещь, которая требует большего времени от учителя. К сожалению, ничего этого не было сразу сделано. Дополнительные соглашения, если они есть, заключаются сейчас, постфактум, и учителя уже не имеют возможности сказать, что они не хотят работать на таких основаниях. Эта проблема, которая все еще не решена, и я боюсь, что решена не будет. И это вызывает большое неприятие у учителей.

Вторая проблема — это очень плохая техническая оснащенность. Представить себе, что на всех просторах нашей необъятной родины у каждого ребенка была бы отдельная комната для работы, где ему никто не мешает, отдельный ноутбук с быстрым интернетом, гарнитурой и программами — это смешно. Тоже самое в значительной степени относится и к учителям. Поэтому говорить, что с технической точки зрения у нас существует настоящее дистанционное образование — нельзя.

Третья проблема — это абсолютная содержательная и методическая неготовность. Потому что никто массово серьезно не учил учителей методике преподавания. В вузах это не преподается, курсы, которые существовали последние годы, существовали в основном на бумаге.

Как школа готова к дистанционному обучению показали массовые недовольства родителей, детей и учителей. Самыми известными системами, подготовленные для этого, являются РЭШ, МЭШ, Яндекс урок, Учи.ру, которые не могут работать без постоянных зависаний, а также не являются содержательно приемлемыми для работы.

— Ждать ли введения некоей единой онлайн-платформы для дистанционного школьного образования?

— Во-первых, если будет сделана еще одна платформа, то, есть маленькая вероятность, что она кому-то поможет. Если, конечно, будет проведен серьезный конкурс, и, если разработка этой платформы не будет отдана приближенным к региональному и федеральному руководству фирмам. Так уже неоднократно случалось.

Если нам кто-то скомандует, что учителя должны работать только на одной платформе, то это будет нарушение свободы педагогического творчества. В законе «Об образовании РФ» в 47 статье также прописана наша полная свобода в выборе форм и методов обучения. Я думаю, что в наших условиях, особенно, если эта платформа будет сделана сейчас быстро, это будет еще один вариант РЭШ, и кроме серьёзно потраченных бюджетных денег ничего не выйдет.

© 2008 - 2024 Фонд «Центр политической конъюнктуры»
Сетевое издание «Актуальные комментарии». Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-58941 от 5 августа 2014 года, Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-82371 от 03 декабря 2021 года. Издается с сентября 2008 года. Информация об использовании материалов доступна в разделе "Об издании".