Статья
61 23 Апреля 2009 2:57

Русская беда. Эссе о политическом убийстве

Очень странная история об "особом пути" России, который якобы отличался выдающейся трагичностью.
Комментарии экспертов

В РОСПЭНе издали очень странную книгу. По духу и настроению - это книга ровно двадцатилетней давности, то есть временного периода поистине космического масштаба для политической литературы. А "Русская беда", изданная на языке оригинала в 1988 году, безусловно, относится именно этому жанру. Это не столько историческое исследование, несущее некоторую идею, сколько идеология, по мотивам которой было написано историческое исследование. Или возможно даже псевдоисторическое - тут уже каждый может определяться сам. Лично я голосую за "псевдо-".

На первых страницах автор делает ошеломляющее заявление. Каррер д'Анкос сообщает, что ее книга не может претендовать на то, чтобы выступить летописью политических убийств в России. Поскольку "тут не хватило бы и ста томов". Автор видит свою задачу куда более скромной. Перед нами всего лишь "некоторое подобие истории России, а затем и Советского Союза". Истории, надо понимать, написанной сквозь призму убийства властью политических оппонентов как основного метода сотворения этой истории и одновременно - как основного ее содержания.

Автор предлагает своему читателю разделить с ней скорбь об этой ужасной истории ужасной страны, которая "в своем злополучии не имеет себе равных". А скорбеть, понятное дело, лучше всего над трупами, причем общественно значимыми. И это, как мне представляется, потрясающий по силе миф. Помните школьную полемику между западниками и славянофилами? На самом деле, у обоих сторон было много общего. В том числе и уверенность в наличии у России "особенной стати". Правда славянофилы говорили, что особенная стать - это очень здорово и хорошо. А западники, по крайней мере, некоторые из них, были уверены в том, что Россия особенно невезучая, неудачливая и в конечном счете - тоже уникальная в негативном отношении страна. И вот до сих пор этот миф процветает, став за десятилетия своего существования мощным и тонким оружием в политических баталиях.

Кто не знает, к примеру, что Иван Грозный был кровавым тираном и деспотом, погубившим невероятное количество честных граждан? Да все знают. А кто при этом задумывается, что в просвещенной предположительно Франции в тот же период в ходе одной Варфоламеевской ночи было перебито больше протестантов, чем "несогласных" за все правление Грозного? А вот это уже - неинтересно. Тут не на чем строить гипотезу о нашей уникальности. Нечем выделяться из толпы. Да и пищи для "эссе" авторов вроде Каррер д'Анкос никакой.

Зачем в РОСПЭНе все же издали это "эссе", для меня остается полной загадкой. Научной ценности в ней, думается нет. Может быть, это глубокомысленный намек на некую актуальность темы? Хочется все же верить, что издатели в данном случае просто решили напомнить нам, какие мифы мы с готовностью были готовы принимать за чистую монету в эпоху гласности и перестройки. Особенно если эти мифы поступали к нам с Запада.

Книга предоставлена магазином "Фаланстер".


© 2008-2018 НО - Фонд «Центр политической конъюнктуры»
Сетевое издание «Актуальные комментарии». Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-58941 от 5 августа 2014 года. Издается с сентября 2008 года. Информация об использовании материалов доступна в разделе "Об издании".