Статья
26 Марта 2011 12:29

Рыба гниет с головы

<p><strong><em>Актер Юрий Колокольников в интервью «Актуальным комментариям» поделился своим мнением по поводу современного кино, театра и участия государства в культуре.</em></strong></p>
<p><strong>Начнем с «важнейшего из искусств». Для зрителя есть большая разница в восприятии кино телевизионного и кино для большого экрана. А в чем она для актера?</strong><br />
<br />
Трудозатраты – одинаковые. На примере американских сериалов очевидно, что и финансовые вложения могут быть эквивалентны или даже быть еще большими. <br />
<strong><br />
Телевизионные фильмы воспринимают как одноразовый продукт.</strong><br />
<br />
Так принято считать. На самом деле, телевидение может производить искусство. Нам пока сложно об этом говорить – страна молодая, культурный контекст не сформировался. За двадцать лет существования России мы только пытаемся найти ориентиры и направления. Я считаю неправильным тот бесконечный поток негатива в сторону нашего ТВ, разговоры о том, какое оно плохое и некачественное. Это вопрос к обществу, а оно еще не сформировало свои ценности и, в первую очередь, определение «российское искусство».<br />
<br />
<strong>А Вам где больше нравится играть: в телепродуктах для широкой публики или в большом кино?</strong><br />
<br />
Вопрос не в этом. Мир изменился. Сейчас кино можно снять за пятьдесят тысяч долларов, как одну серию телесериала. Ведь сериал «Менты» тоже можно сделать постмодернистским: изменить подачу, посмотреть на некоторые вещи с другого ракурса, немного заострить детали…<br />
<br />
<strong>Получается копирка даже не Запада, а конкретно с Америки и сериала «Полиция Майами. Отдел нравов», приложенная к нашему менталитету?</strong><br />
<br />
А что плохого в копировании хорошего контента? Только копирка должна быть в технологии, а мы пытаемся взять у них идею и сопутствующие ментальные составляющие. Голливуд существует сто лет, он научил весь мир законам жанра, законам производства. При этом, в связи с интеграцией мира, вообще не осталось понятий «французское кино», «итальянское кино», «русское кино»... Кино – вид визуального искуства без национальной принадлежности, а далее есть режиссеры. Автор приносит в фильм свое видение, эстетику, ценности и, возможно, национальный окрас. Тот же Бертолуччи снимал фильмы и про свою страну, и «Последнего императора» на английском, но эти фильмы  интересны всем зрителям вне зависимости от страны проживания.<br />
<br />
<strong>Наши идеи, особенно на ТВ, заканчиваются юмористическими программами. К сожалению, это до сих пор смотрят.</strong><br />
<br />
Да, недавно посмотрел второй канал («Россия 1») и обнаружил там программу с двумя бабушками, они там и десять лет назад были. У нас все жалобы начинаются с утверждения «какой зритель, такой и контент» – это полная чушь! Зритель намного умнее, чем мы думаем, и он с удовольствием смотрел бы хорошие программы и фильмы.<br />
<br />
<strong>У нас одна качественная юмористическая передача – «Прожекторперисхилтон» на Первом канале, но рейтинг у нее - так себе.</strong><br />
<br />
Для Москвы эти шутки понятны, для регионов – нет. В юморе преуспел канал ТНТ, это все, конечно, «ниже пояса», но они стараются развиваться.<br />
<strong><br />
Вернемся к кино. Сейчас идет бум «социального» кино, когда показывают некрасивую жизнь, некрасивых людей, некрасивую природу, некрасивую страну, наконец. Многие это относят к категории «чернухи». Раньше кино смотрели для поднятия настроения, а теперь - чтобы посмотреть «изнанку».</strong><br />
<br />
У нас полно фильмов «для поднятия настроения», но это опять неумелая копирка Запада или советского кино. А что касается чернухи – просто осточертело! У нас есть шутка, когда смотрим подобные фильмы на Кинотавре: «Вот если сейчас выйдет зомби – это будет гениальное кино».<br />
<br />
<strong>Все равно же культурно-эстетические коды не только нашего, но и мирового кино сместились в социальную сторону. Взять того же Иньяритту. Его «плохо» и наше «плохо» отличаются?</strong><br />
<br />
У нас все больше псевдотрагедий, а такие фильмы должны трогать и попадать в массовое бессознательное. Искусство, во-первых», должно быть коммерческим. Бывают случаи, что автор настолько гениален, что современникам еще не удается понять его творчество.<br />
<strong><br />
Чем «чернее», тем гениальнее?</strong><br />
<br />
Автор имеет право выражать свои мрачные и грязные мысли. Искусство – это, что ты сам, внутреннее я. Кино – способ самовыражения.<br />
<br />
<strong>Много желающих купить такие выкидыши сознания?</strong><br />
<br />
Псевдосоциалка мало кому нужна, она выдуманная и не от сердца. В кино, пусть даже и мрачном, должна быть любовь. «Убить Билла» - кино про любовь, любовь мамы и дочки, а крови и резни там может быть сколько угодно – смысл в другом.<br />
<br />
<strong>Получается замкнутый круг. В той же Америке артхаус - политический, вроде Майкла Мура и его «9/11». </strong><br />
<br />
Между артхаусом и мейнстримом - вечный спор. В итоге останется талантливое кино, вне зависимости от потраченных на него денег. Например, фильм «Неадекватные люди», снятый за $150 тысяч.<br />
<strong><br />
Все-таки, артхаус в его первоначальной трактовке – кино не для всех – явление европейское.</strong><br />
<br />
Мне самому он больше всего нравится. Это дело вкуса. Наверно, у европейцев больше внутренней свободы – это необходимая составляющая для кинопроизводителей.<br />
<strong><br />
У них не проблема показать голую жопу в кадре или секс в деталях. Наше общество не готово к такому или просто красиво снимать не умеют?</strong><br />
<br />
Не научились еще. Вопрос профессионализма. Взять Бекмамбетова. Он продвигает наше коммерческое кино. Пусть оригинальность средняя, но технически отлично сделано. Поэтому и смотрят.<br />
<strong><br />
В «Дозоры» достаточно было вложено, чтобы сделать качественно...</strong><br />
<br />
Я вообще считаю, что нужно прекратить государственное финансирование кино. Только в таком случае придет новая бунтарская волна. У нас огромное количество талантливых людей – за ними будущее. Но они должны понимать свою ответственность, как социальную, так и материальную.<br />
<br />
<strong>А как публика восприняла «Счастливый конец»? (Ю. Колокольников – исполнитель главной роли и сопродюсер – прим. ред.). Особенно вашу роль мужской гениталии?</strong><br />
<br />
Всем, кто видел, понравилось. Я иногда думаю, если бы подобный фильм вышел в Англии с Джудом Лоу в главной роли...<br />
<br />
<strong>...Это была бы сенсация...</strong><br />
<br />
Собственно, и вернулись к вопросу готовности общества к подобным продуктам.<br />
<br />
<strong>Первый канал способствует. Теперь, кроме Екатерины Мцитуридзе, про кино, нестандартное кино говорит Александр Гордон. Его «Закрытый показ» имеет рейтинги.</strong><br />
<br />
Первый – серьезнейшая кнопка с множеством задач. От политики до культуры. То, что Константин Львович Эрнст смотрит на шаг вперед – факт.<br />
<br />
<strong>Поэтому и пустил Германику в прайм-тайм? Ту самую «чернуху» показал.</strong><br />
<br />
Не чернуху. Это желание «потрясти» общество. Сериал многим не нравится, но он сильно отличается от всего, что было до этого. Вообще, неправильно, что такие вещи вызывают подобный резонанс, а интересные вещи не вызывают интерес.<br />
<strong><br />
А где граница между «хорошим» и «плохим» кино? Что называется этой пресловутой «чернухой»?</strong><br />
<br />
Давайте на примере «Антихриста» поговорим. Это безумно талантливое кино. Оно чернушное, но в нем есть светлые моменты. Когда смотришь даже не самые лицеприятные кадры, то понимаешь, зачем они там.<br />
<br />
<strong>Этим вопросом у нас мало кто задается.</strong><br />
<br />
А это основной вопрос. Когда делаешь кино, нужно четко понимать зачем ты этим занимаешься.<br />
<br />
<strong>А в театре как обстоят дела? Тоже пенсионеры?</strong><br />
<br />
Да, театр – замшелое заведение.<br />
<strong><br />
А как же Серебрянников, Бояков, Фоменко?</strong><br />
<br />
Есть отдельные кадры, но в общем в театре нет дыхания, нет свободы.<br />
<strong><br />
В чем эта свобода заключается?</strong><br />
<br />
В ориентирах общества. Рыба-то гниет с головы.<br />
<strong><br />
То есть в голову не приходит сделать что-то новое?</strong><br />
<br />
У нас общество привыкло к тому, что его наставляют и ведут за лидером. У людей в голове еще не сложились ценности и идеалы. Даже семья у нас оценивается в 250 тысяч завторого ребенка. Государство пропагандирует деньги, а не семью.<br />
<br />
<strong>Смотрели спектакль «Околоноля»?</strong><br />
<br />
Не смотрел. Это бессознательно. Когда где-то что-то стоящее происходит, туда хочется пойти. Меня вообще в театр не тянет.<br />
<strong><br />
Кто сейчас вообще в театр ходит, на ваши спектакли?</strong><br />
<br />
Был случай, когда в зрительном зале сидел сильно подвыпивший человек и комментировал происходящее на сцене. И на очередное замечание, он ответил: «Ну, что я могу поделать, если они так играют?»</p>
<p><em>Беседовали Мария Потоцкая и Татьяна Роднянская.</em></p>
  • вконтакте
  • facebook
  • твиттер

© 2008-2016 НО - Фонд «Центр политической конъюнктуры»
Сетевое издание «Актуальные комментарии». Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-58941 от 5 августа 2014 года. Издается с сентября 2008 года. Информация об использовании материалов доступна в разделе "Об издании".